Советы классному руководителю по работе с родителями
Работа с родителями
Воспитание ребёнка в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Помочь семье в воспитании ребёнка и одновременно поднять её ответственность за воспитание детей – вот задача школы. Необходимо сделать родителей сотрудниками педагогического процесса, разъяснить им важность единства в воспитательном воздействии школы и семьи.
Классный руководитель должен знать семьи своих учеников, для этого он посещает детей на дому. Изучение семьи ученика позволяет ближе познакомиться с детьми, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, её уклад. Очень важно установить добрые взаимоотношения с семьёй ученика, при необходимости проводить индивидуальные консультации с родителями, помогать осваивать необходимые психолого-педагогические знания (с этой целью необходимо проводить родительские собрания, университеты, знакомить с литературой). Одной из основных форм педагогического всеобуча родителей, традиционной формой общения с ними являются родительские собрания. По содержанию они делятся на:
организационные собрания (проводятся в начале учебного года)
итоговые собрания (в конце семестра и учебного года)
собрания по тематике педагогического всеобуча (изучение опыта воспитания, ознакомление с педагогическими рекомендациями, памятками, советами и т.п.).
Формы проведения родительских собраний: лекции, беседы, диспуты, практикумы, семинары, круглые столы и т.п. Тему часто подсказывает сама жизнь, учитываются интересы и потребности классного коллектива. Но, прежде всего, необходимо планировать эту работу, чтобы родительские собрания стали уроками семейного воспитания.
Для большей результативности готовятся собрания заранее: подбираются интересные статьи, предлагаем кому-нибудь поделиться опытом воспитания, готовятся необходимые анкеты, памятки и т.д. Текущие оценки, тетради, другие виды работ или необходимую информацию кладем родителям на парту, за которой сидит их ребенок.
У нас в классе оформлен и уголок для родителей, где есть полезная информация.
Привлекаются родители к подготовке праздников, экскурсий, это подстегивает и детей к активному участию в жизни класса и школы, сплачивает детей и родителей, они лучше узнают друг друга.
И уж никак не обойтись без помощи родителей в оформлении, озеленении классной комнаты. Ведь школа – второй дом для ребёнка.
Примерная тематика родительских собраний
1класс
Ваш ребенок стал учеником.
Образовательно-воспитательные задачи обучения в первом классе и организация режима дня первоклассника.
Анкетирование родителей.
Выборы родительского комитета.
Младшие школьники. Какие они?
Особенности памяти и внимания учеников начальной школы.
Развитие познавательных интересов.
Безопасность жизнедеятельности ребёнка.
Условия успешного воспитания детей в семье.
Здоровый семейный микроклимат.
Отношение к самым старшим членам семьи.
Организационные вопросы.
Как организовать летний отдых детей.
Итоги учебного года.
Организация летнего отдыха: польза и безопасность.
Подготовка к празднику последнего звонка.
2 класс
Домашняя учебная работа второклассника
Задачи, стоящие перед второклассниками в учебной работе.
В каком порядке делать уроки, методика контроля над их выполнением.
Организационные вопросы.
Поощрение и наказание в семье
Обсуждение педагогических ситуаций.
Памятка родителям.
Режим дня школьника.
Трудовое воспитание в семье
Участие детей в семейном труде.
Как бороться с утомляемостью ребенка.
Организационные вопросы.
Итоговое собрание
Сообщение об учебных достижениях учащихся за учебный год.
Отчет родительского комитета о работе за год.
О летнем оздоровлении.
3 класс
Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в 3 классе
Учебные предметы, изучаемые в 3 классе.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.
Профилактика травматизма, несчастных случаев с детьми.
Культура поведения детей
Что такое воспитанность?
Роль родителей в воспитании культуры поведения.
Формирование общеучебных умений и навыков
Понятие об общеучебных умений и навыков.
Похвалите ребенка!
3. Памятки по выполнению домашних заданий.
Папа, мама, я – дружная семья
Выступление детей.
Обмен опытом семейного воспитания.
Итоги учебного года.
4 класс
Учебно-воспитательные задачи в 4 классе
Повышение самостоятельности ребенка и помощь родителей в соблюдении установленного режима в домашней работе.
Навык чтения, роль родителей в развитии речи ученика.
Организационные вопросы.
Нравственное воспитание школьника
Усвоение детьми норм, правил морали в школе и семье.
Наш класс в жизни школы.
Эмоции и здоровье.
Эстетическое воспитание в семье
Выставка детских работ, концерт учащихся.
Воспитание у детей эстетических чувств, роль телевидения.
Обмен мнениями.
Итоговое собрание
Анализ успеваемости учащихся класса.
Отчет родительского комитета.
Переход в среднее звено школы: как помочь ребенку адаптироваться.
Организационные вопросы.
Анкетирование
Знаете ли вы своих детей?
Чем интересуется ваш ребенок?
Чем любит заниматься на досуге?
С кем дружит, что вы знаете о его друзьях?
Где, как проводит время с друзьями ваш ребенок?
Какое влияние оказывают друзья на вашего ребенка?
Проводите ли вы время всей семьей? Как?
Условия семейного воспитания
Какие традиции в вашей семье?
Делится ли труд в вашей семье на мужской и женский?
Как относятся к вещам и деньгам в вашей семье?
Что является причиной конфликтов в семье?
Делится ли ребенок с вами своими радостями и огорчениями?
Обращается ли к вам за советом? По каким вопросам?
Есть ли у ребенка домашние поручения?
Помогаете ли вы ему в учебе?
Можете ли вы в конфликте с ребенком признать его правоту?
Верите ли вы в своего ребенка, в то, что он достигнет успеха?
Состояние трудового воспитания ребенка в семье
В каких случаях ваш ребенок трудится?
Если его просят помочь.
Если ему поручить выполнить работу самостоятельно.
По собственной инициативе.
Есть ли у вашего ребенка постоянные трудовые обязанности?
3. Как относится ребенок к труду?
Охотно выполняет поручения (всегда, иногда, никогда).
Проявляет интерес к работе (всегда, только к отдельным видам труда, никогда).
4. Каковы, по-вашему, мотивы его трудовых усилий?
Желание помочь.
Нравятся орудия труда, материалы.
Боится наказания за непослушание, ждет похвалы, награды.
5. Знает ли ваш ребенок, где вы работаете, может ли назвать вашу профессию, рассказать ваши обязанности?
Результаты анкетирования, бесед с родителями показывают, что чаще всего их интересует учеба детей, чем воспитание. Половина родных не знает, какие поручения выполняет их ребенок. Большинство детей проводит свободное время в кругу друзей, а не в семье. Поэтому родителям следует напоминать, что теплую атмосферу в семье создают общие интересы, работа и отдых, искренние разговоры.
В народе предупреждают: если хочешь иметь в семье урода, дай ребенку всё, что он хочет, и лиши его возможности работать. Необходимо учить ребенка уважать не только свои потребности, но и желания других членов семьи, давать им определенные, соответствующие их силам трудовые поручения.
Здоровым и счастливым ребенок может вырасти только в дружной и счастливой семье, где правит взаимопонимание. Налаживанию отношений родителей и детей могут помочь следующие советы.
Делайте:
Радуйтесь вашему ребенку.
Разговаривайте с ребенком спокойным голосом.
Будьте терпеливы.
Поощряйте заинтересованность и фантазию детей.
Каждый день читайте вместе книги.
Покупайте кассеты или диски с любимыми сказками и песнями ребенка. Пусть он наслаждается ими снова и снова.
Если ребенок начал что-то коллекционировать, помогайте ему.
Старайтесь вместе смотреть телепередачи, посещать театры, музеи.
Никогда не теряйте чувства юмора.
Не делайте:
Не перебивайте ребенка. Не отвлекайтесь, пока ребенок не расскажет до конца свою историю. Не допустите, чтобы ребенок заподозрил, что вас мало интересует то, что он рассказывает.
Не ставьте слишком много вопросов.
Не заставляйте ребенка делать то, к чему он не готов.
Не нужно постоянно поправлять ребенка, повторяя: «Не так!», «Переделай!» и т.п.
Не стоит критиковать ребенка в присутствии других людей.
Не устанавливайте слишком много правил для ребенка: он просто перестанет обращать на них внимание.
Не злоупотребляйте стимулами: игрушками, поездками.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми, замечайте его личные достижения.
Режим дня школьника
Выполнение режима дня – это, прежде всего сохранение и укрепление нервной системы ребенка. Некоторые родители переоценивают физические возможности своих детей. Разрешают им позже лечь спать, подольше посмотреть телевизор, не погулять днем на свежем воздухе. В результате у детей появляется систематическое переутомление, истощение нервной системы.
В праздничные и выходные дни, каникулы режим должен выполняться так же строго, как и в учебное время (сон, еда, физические упражнения), но больше быть на воздухе, играть.
Примерный режим дня для учащихся начальных классов
7.00 Подъем, зарядка, водные процедуры, уборка постели
7.30 – 7.45 Завтрак
7.45 – 8.00 Дорога в школу
8.00 – 13.00 Занятия в школе
13.00 – 13.30 Обед
13.30 – 14.30 Послеобеденный отдых
14.30 – 16.00 Прогулка, игры на свежем воздухе
16.00 – 17.30 Выполнение домашнего задания
17.30 – 19.00 Прогулка, занятия по интересам
19.00 Ужин
19.30 – 20.30 Свободное время. Семейные вечера
20.30 – 21.00 Подготовка ко сну
21.00 – 7.00 Сон
Если укладывание происходит в неурочное время, ребенок долго ворочается, вспоминает события минувшего дня, что приводит к дополнительному возбуждению, ребенок долго не может заснуть. Сокращается продолжительность сна. Недосыпание приводит к снижению работоспособности, быстрой утомляемости, раздражительности, неврозам.
Законы
разумно организованного семейного воспитания школьников
Помните, что учеба – один из самых сложных видов труда, а умственные силы и возможности детей не одинаковы.
Не нужно требовать от ребенка невозможного. Важно определить, на что он способен в данный момент и как развить его умственные способности.
Обучение не способствует развитию ребенка, если сопровождается механическим повторением, зубрежкой, а не требует напряжения умственных сил, познавательной активности, мысли и действия.
Самый простой метод воспитания, не требующий ни времени, ни ума, - наказать ребенка и этим озлобить его или сломить. Избегайте чрезмерной опеки, крика, принуждения, насилия и командно-приказных интонаций. Это приводит к противодействию со стороны ребенка, вызывает психические травмы, убивает желание и интерес к учебе, принуждает искать спасение в обмане.
Развивайте интерес, интеллектуальные стремления, инициативу и самостоятельность ребенка в учении и во всех его делах.
Помните, что над выполнением всех домашних заданий ученик 2 класса должен работать не более 45 минут, 3 класса – 70 минут, 4 – 90 минут. Приучите детей пользоваться часами и не позволяйте им сидеть выполнением домашнего задания более установленного времени. Это отразится на их здоровье и умственном развитии.
Не принуждайте писать в черновике, переписывать начисто – это ведет к переутомлению и вызывает отвращение к учению.
Не переживайте, если ваш ребенок получит за выполненную работу не такую оценку, как хотелось бы вам. Во-первых, оценка играет воспитательную роль, а во-вторых, это не последняя работа и не последняя оценка.
Дайте ребенку возможность самостоятельно познать радость успеха в учении, определить индивидуальную тропинку в умственном труде.
Проверяйте выполненные детьми домашние задания, особенно на первом этапе обучения. Но вашими оценками должно быть: «доволен», «не доволен». Можно добавить слово «очень». И будьте уверены, что завтра ваш ребенок будет очень стараться, чтобы вы были им довольны.
Здоровье ребенка – хрупкий хрустальный шар, и держат его три атланта: наследственность, образ жизни и среда. Организуйте правильный режим жизни, питания, учебы и отдыха детей.
Организуя различные игры и виды неучебных занятий детей, уделяйте внимание физическому развитию и особенно развитию мелких двигательных мышц пальцев и кисти рук. От этого зависит почерк ребенка, качество рисования, черчения, игры на музыкальных инструментах и т.п.
Обязательно замечайте и поощряйте даже малозаметные успехи детей в учении и поведении, используя для этого слова одобрения, поцелуи, различные виды морального и материального поощрения.
Отец и мать – лучшие воспитатели и должны влиять на поведение своих детей даже тогда, когда их нет дома. Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей. Как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается вся организация жизни семьи, трудолюбие, духовное богатство и нравственная чистота матери и отца.
Будущее принадлежит только детям! Делайте все, чтобы детство и будущее ваших детей были прекрасными. Любви и взаимопонимания, успехов и счастья вам и вашим детям!
Поощрение и наказание в семье
Поощрение теряет свою воспитательную силу, когда ребенок получает его незаслуженно. Важно учитывать не только конечные результаты его действий, но и, главное, затраченные ребенком усилия, проявленные им трудолюбие и усидчивость. За одни только способности поощрять не стоит. Отмечать одобрением нужно старательность, усердие, прилежание. Именно дети, которым что-то трудно дается, более всего нуждаются в поощрении, одобрении. Кроме того, следует учитывать мотивы того или иного поступка, не были ли они корыстны. Как поощрять детей? Поощрения в семье могут выражаться словесно и в виде наград и подарков.
Словесное поощрение может быть выражено в таком виде: «хорошо», «молодец» и т.п. Приветливо улыбнитесь, кивните головой, погладьте по голове и ребенок почувствует, как вы довольны его трудом или поведением.
Другая форма благодарности – подарок. Дети должны чувствовать внимание к себе, заботу родителей. Но эти отношения не должны измеряться суммой, заплаченной за подарок или числом подарков. Дорогие вещи постепенно развивают зазнайство, мещанские взгляды на жизнь. Дарить следует вещи с учетом действительных потребностей, способствующие умственному и физическому развитию.
Спорным является и вопрос о деньгах. Должны ли дети иметь личные деньги? Если да, то какие? Да, должны! Но примерно с 10-12 лет. А этому должна предшествовать подготовительная работа. Ребенка нужно знакомить с материальным положением семьи. Необходимо, чтобы он знал, что деньги – это оплата труда родителей, что они расходуются не только по желанию, но и исходя из нужд всей семьи. Небольшие поручения-покупки позволяют ребенку реально соизмерять свои желания и интересы, возможности семьи. Когда родители почувствуют, что ребенок научился сдерживать некоторые свои желания, «личные» деньги давать ему можно и нужно. Вопрос лишь – сколько? Нельзя давать денег столько, сколько попросят. Но если у ребенка не будет необходимых ему денег на мелкие расходы, это может подтолкнуть его добыть их другими, возможно незаконными путями.
В некоторых семьях детей поощряют мало или совсем не поощряют. Родители стараются воздействовать на них строгостью, наказаниями. А всегда ли нужно детей наказывать? Нельзя ли вообще обойтись без наказаний?
Семейная педагогика недвусмысленно рекомендует не оставлять без внимания ни одного проступка ребенка. Безнаказанность может привести к тому, что отдельные проступки ребенка со временем могут превратиться в систему его поведения. Разумная система наказаний необходима. Она помогает формированию характера, воспитывают чувство ответственности, тренирует волю, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.
Однако это не значит, что за каждым, даже незначительным, проступком должно следовать взыскание, наказание. Наказание оказывает воспитательное влияние лишь, когда оно не превращается в повседневность, когда оно соответствует степени вины, когда оно своевременно. Наказание не должно применяться в пылу раздражения, без учета объяснений ребенка и всех обстоятельств, сопутствующих проступку.
Какие же меры наказания допустимы в семейном воспитании? В каждом отдельном случае мера наказания должна быть своя, наиболее целесообразная. В одном случае это может быть замечание, выражение неудовольствия, выговор. В другом – лишение права на развлечение, награду, удовольствие (театр, кино, компьютер и т.п.). А может быть, и комплекс мер в их разумном сочетании. Однако не следует превращать одно и то же наказание в систему, их нужно разнообразить по форме. Наказывать следует только за определенный проступок, а не за плохое поведение вообще. Не нужно напоминать ребенку о его плохих поступках и о том, как он был наказан за них в прошлый раз. Это вызывает ожесточение ребенка, приводит к упрямству как форме самозащиты, стремлению все делать назло.
Всегда, в любой ситуации уважайте в ребенке личность. Даже наказывая его за какой-то проступок, проявляйте тактичность и сдержанность.