Требования к составлению рабочей программы в соответствии ФГОС
Учитель музыки МКОУ Аннинской
СОШ№3 Татаринцева Н.В.
Требования к составлению рабочей программы в соответствии ФГОС
Происходящая в настоящий момент реформа общего образования в Российской Федерации связана с введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов. ФГОС начального общего образования был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в конце 2009 года. ФГОС основного общего образования- в конце 2010 года. ФГОС - это рамочный нормативный документ, который определяет три вида требований к основной образовательной программе образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию: требования к структуре программы, требования к результатам освоения программы- предметным, метапредметным и личностным, требования к условиям реализации программы. Каждое образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, разрабатывает основную образовательную программу самостоятельно. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают вариативность содержания основных образовательных программ, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Таким образом, при разработке основной образовательной программы учитываются тип и вид образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса.
Принципиальной позицией авторов является опора на идеи музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, появившейся в 70-е гг. ХХ в.
Разрабатывая предлагаемые рабочие программы по музыке для 1-8 классов, составители при планировании тематики и элементов содержания уроков опирались на авторскую программу «Музыка. 1-8 классы» Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой, которая рекомендована Министерством образования и науки РФ и обеспечена УМК, вошедшими в федеральный перечень учебников.
Тематическое планирование адаптировано в большей степени к осуществлению данной программы в классно-урочной форме обучения.
Ввиду специфики предмета, ограниченного количества часов, отведенных на его изучение, применена чаще всего используемая в системе обучения типология уроков по дидактической цели: сообщение и усвоение новых знаний; комбинированный урок; урок повторения, обобщения и систематизации знаний и умений. Но такое выделение уроков достаточно условно: часто в нем сочетаются элементы разных типов ( комбинированный урок).Современная система образования нацеливает педагога на проведение нетрадиционных видов уроков ( урок-концерт, музыкальный ринг, виртуальные экскурсии, урок-лекция, музыкальная гостиная, презентация и защита творческих проектов, урок- дискуссия, урок-конференция, интегрированный урок и др.).
Содержание изучаемого материала определяется согласно Примерной программе общего образования, а авторская программа определяет порядок изучения тем. Однако темы, связанные с праздничным календарем, желательно приобщить к этим датам (например: 1 класс, урок «Музы не молчали» -ко Дню защитника Отечества, «Мамин праздник» - к 8 Марта; 2класс, урок «Обряды и праздники русского народа» - к Масленице; 4 класс, «Праздников праздник, торжество из торжеств», «Светлый праздник» - к Пасхе).
В каждой рабочей программе требования к результатам обучения конкретизированы, даны в деятельностной формулировке и в последовательности их усложнения, что позволяет спланировать различные виды учебной деятельности в их единстве и взаимосвязи, обеспечить усвоение учебного материала на уровне требований Госстандарта, реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы в образовании. Программы рекомендовано рассматривать как ориентировочные.
В программе «Музыка. 1-4 классы» авторов Е.Д. Критской,Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, заложены три содержательные линии курса.
Первая линия - «Музыка в жизни человека»- обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки:
- песенность, мелодия, песня, отечественные музыкальные традиции;
- историческое прошлое в музыкальных сочинениях;
-сочинения отечественных композиторов о Родине, природе, людях.
Вторая линия - «Основные закономерности музыкального искусства»:-музыка как выражение эмоций и мыслей человека;
-интонация - источник музыкальной речи;
-средства музыкальной выразительности;
-форма построения музыки ( куплет, припев);
-элементы нотной грамоты, нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.
Третья линия - «Музыкальная картина мира»:
-исполнительские коллективы (хоровые, симфонические);
-музыка для детей;
-различные виды музыки (вокальная, инструментальная);
-певческие голоса: детские, женские, мужские;
-выдающиеся исполнительские коллективы.
При изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:
1.Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.
2.Мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося.
3.Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
4.Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов и самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
При изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:
1.Первичные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
2. Основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
3.Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
4.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
При изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
4.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
5.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
6.Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Уже на раннем этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного развития. Это способствует развитию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
В соответствии с требованиями ФГОС каждый учитель проектирует рабочую программу по предмету «Музыка», которая должна включать в себя следующие разделы:
Пояснительная записка (цель и задачи музыкального образования, аннотированное содержание программы, критерии отбора музыкального материала, виды музыкальной деятельности учащихся);
Место учебного предмета в учебном плане;
Ценностные ориентиры содержания предмета «Музыка»;
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы «Музыка»;
Планируемые результаты;
Технологии преподавания предмета «Музыка» (включая арттерапевтические, здоровьесберегающие, информационно-компьютерные, технологии проектно-исследовательской деятельности);
Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью младших школьников (с учетом особенностей музыкальной культуры региона); использование электронных образовательных ресурсов; тематическое планирование(разделы и темы курса с краткой аннотацией), количество часов; примерный музыкальный материал; характеристика деятельности учащихся; универсальные учебные действия-личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные;
Материально-техническое оснащение предмета «Музыка»;
Методическое обеспечение предмета «Музыка».