Выступление на тему Работа над словарными словами (из опыта работы)


Работа над словарными словами.
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальное знакомство с такими словами идет уже в 1 классе в «Прописи».
Основные этапы в работе со словарным словом.
      I. Знакомство с новым словарным словом. Способы предъявления нового слова:
а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
б) рассматривание предметной картинки (из набора "картинный словарь");
в) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.
Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащиеся начинают работать над так называемым "слуховым" образом слов.
      II. Работа над "слуховым" образом слов.
Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют "трудное" место.
   III. Запись слова с "окошком".
После того как учащиеся определили ударный и безударный слог, они записывают словарное слово, показывая «опасное» место пропуском буквы. После проведения необходимой работы учащиеся самостоятельно вставляют нужную букву и еще раз записывают слово, предварительно проговорив его орфографически, то есть, как оно написано.
  IV. Работа над запоминанием слова
Осмысленность запоминания может быть достигнута:
- на основе понимания учеником значения изучаемого слова;
- установления связи данного слова с ранее изученными словами;
- сообщение и использование специальных приемов запоминания;
- активного включения «трудных» слов в речевую практику детей.
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.
Можно использовать метод ассоциативного запоминания слов. Ассоциативная связь может быть по цвету, месторасположению, количеству, форме, действию, материалу, звучанию, вкусу, назначению, массе и т.д. Для эффективного усвоения трудных слов, необходимо рассматривать в единстве все стороны словарного слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание). Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход.
В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям:
1) фонетические упражнения;
2)словообразовательные упражнения;
3) морфологические упражнения;
4) синтаксические упражнения;
5) упражнения лексического характера: упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами, упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками.
 Приведу примеры упражнений для формирования фонетических понятий.
1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.окзал, з.мл.ника, ж.лез., г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, с.пог, к.пуста,...рех.
2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес,билет,язык.
3. Запишите слова, начинающиеся на букву р (т,м,о и т.д.)
4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лот.. 
5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
7. Игра «Угадай слово» 
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог «го-».
(город, горох, гореть, горизонт) 8. Игра «Собери слово»
пус, ка, та;  роз, мо;  же, ин, нер;  тор, трак; 9. Выборочный диктант: Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.
По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костер. Дежурный следит за порядком в классе. 
   Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. 
Приведу примеры таких упражнений.
От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
 Подбери слова к данным схемам. а) корень, окончание; б) корень, суффикс, окончание; в) приставка, корень, окончание. От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к-. 
Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Береза, березовый, березняк, подберезовик, березка, березонька, березки. Праздник, праздничный, праздники, праздновать. Заяц, зайчик, зайчишка, зайчиха, зайцы, заячья.
 Составьте словосочетание вставляя в имена прилагательные нужные окончания. Ребята радостн…………………………………... Береза кудряв……………………………………. Улица многолюдн……………………………… Календарь перекидн……………………………
Шарада. Узнайте слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.
1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия
предметов.
2. Выпишите из словаря по пять слов первого, второго, третьего склонения. 3. Составьте словосочетание. Определите падеж прилагательных.
Воробей(какой) Газета(какая) Молоко (какое)
4. Выпишите в три столбика слова из словаря: В первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.
5. Спишите предложения вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающий на вопрос кто?
..........на ухо наступил. Слово – не ……, вылетит – не поймаешь.
6. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.
Кто живет в лесу? (З . . ц) В чем хранятся ручки и карандаши?(П . . . л) Какой овощ растет на огороде? (О . . . . ц)
Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре не сложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения.
Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.
1. Составьте предложения с данными словами.
Ветер, капуста, осина, тетрадь 2. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. 3. Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница 
4. Из слов составьте предложение.
Огород, растет, в, картофель.
5. Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст.
В гости иду к моему другу петуху. Встретил её лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка-сестричка! 6. Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.
На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьет фонтан в городе есть библиотеки музеи театры на берегу построена прекрасная пристань.
Изучение слов с непроверяемыми написаниями дает возможность познакомить детей с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов. Такое знакомство позволяет показать фразеологическое богатство нашего языка, обогатить речь детей фразеологизмами, сформировать умение замечать фразеологизмы в предложении и умело их использовать в самостоятельно составленном тексте или своей речи. К числу доступных для восприятия младшими школьниками фразеологизмов относятся такие: «яблоку негде упасть», «язык заплетается», «заячья душа», «воробью море по колено», «одна нога здесь, другая – там» и другие.
        На этапе запоминания нового слова хорошему усвоению правильного написания способствует письмо по памяти или списывание, предполагающее опору на все виды памяти.
Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.