Рекомендации по составлению рабочей программы по ФГОС ООО
Рекомендации по разработке и оформлению разделов рабочей программы по ФГОС ООО
1) Пояснительная записка
В пояснительной записке конкретизируются нормативные документы, на которые опираются составители рабочей программы (вначале обязательно указываются ФГОС ООО и Примерная ООП ООО образовательного учреждения; затем можно указать примерную программу по учебному предмету и авторскую программу). Указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса как отражение требований ФГОС и др. Формулируются (обобщенно) цели изучения предмета / курса в основной школе с точки зрения формирования представлений и знаний, развития умений и навыков; формирования способов действий в отношении к опорной системе знаний.
Возможные формулировки ищем в текстах изданных примерных рабочих про-
грамм по предметам (включая авторские примерные программы разработчиков УМК), а также на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2625.
2) Общая характеристика учебного предмета, курса
Раскрывается роль и важность предмета / курса с точки зрения целей общего образования (опираясь на концепцию ФГОС общего образования), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность приизучения данного предмета, курса в начальной, основной и старшей школе; делаются акценты на осуществление связи обучения по предмету (курсу, программе) с практикой и с актуальными событиями современности.
Необходимые формулировки ищем в текстах изданных примерных рабочих
программ по предметам (включая авторские программы разработчиков УМК), а
также на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2625.
3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Указываются классы, в которых планируется осуществлять освоение рабочей программы учебного предмета / курса в основной школе, количество часов, выделяемое на освоение программы. Возможно показать разделение на инвариантную (70%) и вариативную (формируемую участниками образовательного процесса – 30%) части. Можно привести фрагмент учебного плана (таблица). Необходимо четко расписать количество часов по неделям и годам обучения.
Например:
Года обучения Кол-во часов в неделю Кол-во учебных недель Всего часов за учебный год
5 класс 2 34 68
6 класс 2 34 68
7 класс 2 34 68
8 класс 2 34 68
9 класс 2 34 68
340 часов за курс
Необходимую информацию ищем в учебном плане, который является частью основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) каждого образовательного учреждения.
4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкрет-
ного учебного предмета, курса
Внимание! Требования к результатам отличаются от самих результатов
( см.таблицу)! В рабочие программы включаются формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП ООО, а не обобщенные требования к результатам из ФГОС ООО, которые обобщенно сформулированы в тексте ФГОС ООО.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
Основная образовательная программа основного общего образования любого образовательного учреждения РФ.
Пункт «-планируемые результаты освоения обучающимися основного общего образования»
Личностные результаты
(ФГОС ООО п. 9) Личностные УУД
Метапредметные результаты
(ФГОС ООО п. 10)
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Предметные результаты (ФГОС ООО п. 11)
Русский язык.
Литература.
Иностранный язык. Второй иностранный язык
История России. Всеобщая история
Обществознание
География
Математика. Алгебра. Геометрия
Информатика
Физика
Биология
Химия
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура
Основы безопасности жизнедеятельности
В данном разделе отражаются личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета / курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, сформулированы в деятельностной форме, что позволяет затем разрабатывать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов.
Предполагается, что все результаты будут разбиты по годам обучения (т.е. на
весь курс).
Например: химия на 2 года обучения: 8 и 9 класс.
В данном случае необходимо обращаться к авторской программе по предмету (автора учебника, по которому вы будете обучать детей).
Важно!
В качестве обязательного в ООП ООО ОУ входит пункт «Планируемые результаты освоения ООП ООО». В этом пункте разрешается приводить все результаты (личностные, метапредметные – 6 позиций, предметные) на конец обучения в рамках ООО с формулировкой «выпускник», т .е. на конец 9 класса.
Поэтому все формулировки в пункте «Планируемые результаты освоения ООП ООО» ОПП ООО прописываются как:
• выпускник научится (для базового уровня результатов);
• выпускник получит возможность научиться (для повышенного уровня
результатов).
В рабочей программе по учебному предмету / курсу необходимо разбивать результаты по годам обучения. Здесь большую помощь может также оказать авторская рабочая программа, если автор позаботился и прописал все результаты по годам обучения так, как заложено в его учебнике по годам обучения.
Внимание!
В любом случае необходимо сравнить формулировки из авторской программы учебников с формулировками, заданными в Примерной ООП ООО ОУ!
Внимание!
Не все примерные рабочие программы, равно как и авторские рабочие программы по учебным предметам содержат все 8 разделов, поэтому необходимо внимательно анализировать взятые за основу программы на количество разделов, на их содержание.
5) Содержание учебного предмета, курса.
В разделе в формате списка раскрываются названия тем / разделов курса и их краткое содержание с разбивкой по классам (годам изучения).
Необходимую информацию ищем в «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. —
М.: Просвещение, 2011. — 342 с.», п.п. 2.2.2.
6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Календарно-тематические планирование лучше не включать в структуру рабочей программы по учебным предметам, курсам.
Тематическое планирование представляется в виде таблицы.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Темы, раскрывающие основное содержание программы. Число часов, отводимых на каждую тему Основное содержание по темам Характеристика деятельности ученика
Необходимую информацию ищем в следующих источниках:
Виды деятельности обучающихся прописаны в примерных программах по учебным предметам, которые не являются нормативными документами в ФГОС общего образования. Эти программы должны использовать авторы учебников для составления авторских программ). Формулировки основных видов деятельности обучающихся ищем в текстах примерных программ по учебным предметам (включая авторские примерные программы разработчиков УМК), атакжена сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2625.
7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
Включает в себя описание необходимого для успешной реализации рабочей программы материально-технического и учебно-методического, информационного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная техника, электронный образовательный контент, специализированные программные средства). Возможно включение описания материально-технического обеспечения в виде дополнительной колонки в тематическом планировании, для каждой темы или раздела курса.
Также имеет смысл выделить (например, при помощи общепринятых обозначений) характеристики обеспечения по предмету, например,
(Д) – демонстрационный экземпляр оборудования, один комплект на класс;
(К) – полный комплект (на каждого обучающегося);
(Ф) – для фронтальной работы (на 2 обучающихся);
(П) – для работы в группах (на 5-6 обучающихся).
Необходимую информацию ищем в следующих источниках: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации . – М.: Просвещение, 2011 . – 48 с. – (Стандарты второго поколения), п.24-26. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.», п.п. 3.2.4 –3.2.5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений,http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=531, письмо МинобрнаукиРФ от 24.11.2011г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием». Примерные программы по учебным предметам
8) Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Представляем портрет выпускника основной школы (ФГОС ООО, пункт 6).
«6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик
выпускника («портрет выпускника основной школы»):
• любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, ува-
жающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
• осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, граждан-
ского общества, многонационального российского народа, человечества;
• активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда,
науки и творчества;
• умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования
для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на
практике;
• социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои
поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности пе-
ред семьёй, обществом, Отечеством;
• уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, дости-
гать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
• осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного
образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
• ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональ-
ной деятельности для человека в интересах устойчивого развития обще-
ства и природы».