Использование в преподавании информационных технологий для формирования умений и качеств XXIв.
Использование в преподавании информационных технологий для формирования умений и качеств XXIв.
Современный урок обществознания экономики ,права невозможно представить без использования в обучении информационно-коммуникативных технологий, тем более, что демонстрационный материал (таблицы, карты), а так же различные данные, связанные с политикой, экономикой, социумом, быстро устаревают и не могут применяться на уроке. Чтобы ученики стали успешными после окончания школы они должны владеть информационными и медийными навыками- анализ, доступ, управление, оценивание, создание информации в разных формах и различными способами. В 2010 году я прошла курсовую подготовку по программе Intel «Обучение для будущего» . Это позволило мне приобрести навыки в области информационных технологий и освоить подходы XXI века к преподаванию и обучению,возможность использовать образовательне, коммуникационные и организационные ресурсы Интернета, а так же возможность управлять инновационными процессами в образовательном учреждении.
В своей работе я опираюсь на:
Развитие навыков критического мышления и работы в команде.
Использование на уроке подходов, в которых центром является ученик, стимулирующих развитие у учеников навыков самостоятельного мышления и мышления высокого уровня.
Приобретение и практическое применение базовых навыков в области информационных технологий для создания эффективных инструментов, необходимых в учительской практике.
Эффективное использование технологий для создания продуктов, отвечающих требованиям учебного предмета и уровню учащихся.
Разработку плана действий, направленного на применение учителем новых навыков и подходов к повышению продуктивности и профессионального мастерства.
. Наиболее приемлемыми формами своей работы в данном направлении считаю:
Применение учебных программ на цифровых носителях информации, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Использование разнообразного текстового материала, фрагментов из документов, научных трудов, политиков, мыслителей. Их не надо зачитывать, достаточно открыть нужный файл, а ребятам на мониторе прочитать увиденное.
При подготовке к урокам, для создания презентаций проектов использование программы Microsoft Power Point, где можно поэтапно выводить любой необходимый материал на экран и рассматривать вопросы любой темы. В случае необходимости есть возможность заменить текст, рисунки или просто скрыть ненужную информацию, настроить любую имеющуюся презентацию на конкретный урок в конкретном классе
Применяю на уроках образовательне технологии критического мышления, кооперативного обучения, проектной деятельности и использую их на практике. Развиваю навыки организации проектной работы учащихся с ориентацией на проблемы местного сообщества. Организовываю работу в классе, активизирую деятельность учащихся используя различные информационные ресурсы, в том числе и ресурсы Интернета. Применяю в работе над созданием проектов социальных сервисов Web 2. 0. Достоинство сервисов Web 2.0 в том, что они дают практически неограниченный доступ к мультимедийным и информационным ресурсам, возможность коллективной работы над проектом в режиме онлайн. При работе над проектом «Дети- для детей» ребята провели социологическое исследование проблемы в форме интерактивных опросов сверстников , для поиска информации в Интернет использовали поисковые машины Яндекс, Google и др. .По ходу работы мне приходилось общаться и с детьми, и их родителями при помощи электронной почты, а так же создавать шаблоны презентаций и Wiki- cтатей.Исползуя данные технологии ежегодно работаем со старшеклассниками над созданием долгосрочных групповых проектов.Таких как «Права ребенка и их реализация в Краснощековском районе.»(Приложение ),итегрированных проектов «Пиво: за и против», «Лишние люди в литературе и в жизни»
При работе над групповым учебным проектом «Права ребенка и их реализация в Краснощековском районе» учащиеся работали над созданием Wiki- статьи., в чем проявилась технология группового общения в сети. Проектная деятельности с использованием ИКТ, позволила более широко взглянуть на использование веб-ресурсов, возможности сетевых технологий, поддерживающих совместную деятельность. А так же реализовать практический опыт по составлению направляющих вопросов проекта, освоению мыслительных умений высокого уровня и развитию качеств человека XXI века. К сожалению огромный обьем информации, заложенный в Интернет, часто отвлекает детей от темы поиска, поэтому преподаватель должен уметь хорошо пользоваться настройками безопасности интернет-соединений, иметь ативирусные программы с сетевыми экранами, чтобы обезопасить учеников от нежелательной информации . Перед началом работы в сети я знакомлю учеников с материалами по авторскому праву , т. к.. размещая материалы в сети Интернет необходимо изучить все тонкости и нюансы публикации .В работе над групповыми учебными проектами всегда готовлю буклет для родителей, где рассказываю о проектной форме работы и ее преимуществах, а так же о том как будут работать их дети в социальных сетях, прошу разрешение на размещение данных о ребенке в Интернет.
Опытом работы по использованию данной технологии на уроках я делилась с коллегами на РМО .
С 2012 года на базе МБОУ «Краснощёковская средняя общеобразовательная школа No1» действует экспериментальная площадка по реализации дистанционного обучения.
В 2014-2015 уч.году мы продолжаем работать по кластерной модели «базовая школа»
На информационно-образовательном портале школы на платформе
Moodle мною разработан дистанционные учебный курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» для 9 классников ,которые выбрали этот предмет для итоговой аттестации в форме ГИА. Потребность в такой форме подготовки прежде всего связана с тем , что в состав КИМов входят темы, которые изучаются не только в 9 классе , но и в 8, многое с пошлого года дети основательно подзабыли.Для теоретической части курса я выбирала все самое важное, материал изложен в компактной форме.
Учебный материал, учащиеся повторяют самостоятельно поэтапно, зайдя на сайт портала, каждый под своим логином и паролем. Они изучают тему, затем выполняют тесты по пройденному материалу. Эти задания оцениваются в системе автоматически. Выполнение этой работы может контролировать и оценивать педагог в режиме онлайн уроков при помощи веб-конференций.
Надо сказать, ребята совершенно спокойно вошли в процесс, выходят на связь с учителем и выполняют предложенные им задания. По сравнению с классно-урочной системой такие уроки позволяют повторить учебный материал в более сжатые сроки.
Учащимся нравится, что в ходе подготовке к экзамену в доступной, наглядной форме дается теоретический материал, имеется возможность, повторив теорию, тут же закрепить ее на практике, выполнив on-line тесты.
Еще одно преимущество дистанционного обучения - нет нужды успевать за всеми, ученики могут заниматься в удобном каждому темпе. А Интернет-программа четко показывает, сколько учебных тем освоил каждый школьник,кто и по какой теме отстает.
По результатам дистанционного обучения ученики в большинстве справились с предложенным объемом заданий.
Результаты тестирования по обществознанию по изученным темам показывают, что средний уровень качества изученного материала составляет -74%.
Анкетирование учеников по организации дистанционного обучения показало удовлетворенность учебным процессом в целом, при этом некоторыми учащимися были отмечены следующие трудности: слишком большой объем теоретического материала . В беседе с родителями обучающихся было выявлено в целом положительное отношение родителей к форме, способу организации дистанционного обучения для подготовке к экзаменам.