Работа с художественным текстом в старших классах по рассказу В. Распутина Женский разговор


Работа с художественным текстом в старших классах по рассказу В.Распутина «Женский разговор»
Гришкина Лариса Александровна
Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ», с.Зикеево Жиздринского района Калужской области
Номинация: Когда мы вместе...
.
Предмет: литература
Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч.  Под ред. Журавлева В.П. 17-е изд. - М.: Просвещение, 2012
Рабочая программа на основе Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)», а также Программа по литературе для 10-11 классов для общеобразовательных учреждений базового и профильного уровней (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, Ю.В.Лебедев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина) по учебнику Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под ред. В.П.Журавлева/. В 2-х частях.
Цели урока:
 -систематизация знаний о проблематике современной русской литературы;
-совершенствование навыков анализа толкования прозаического текста, в том числе через интегрирование предметов.
- воспитание нравственных качеств, отвечающих требованиям информационного общества.
                         Планируемые результаты:
познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.
личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования
регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности
коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения. перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению, наглядный  материал (распечатанные листы).
Литература:
Рассказ В. Распутина «Женский разговор»
Межпредметные связи:    русский язык              
               Ресурсы сети Интернет:
ru.wikipedia.orgСайт жизни и творчества Распутина piplz.ru›page.php?id=34Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru)
                                                     
                                       Ход урока
                                                                                                             
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организация начала занятия личностные: внимание, уважение к сверстникам;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: мобилизация сил и энергии. Психологический настрой
Учитель: Посмотрим друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!» Самоопределение
Мотивация к учебной деятельности личностные:
самоопределение, установление связи  между целю учения и  ее его мотивом.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли Слово о писателе.
Какая из фотографий писателя кажется более уместной на сегодняшнем уроке?
Традиционной или новой вам показалась тема рассказа? Знакомятся с творчеством и фотографиями писателя, делают опорные записи в тетради (по желанию)
Обучающиеся рассматривают фотографии, репродукции, книги, которые раскрывают перед ними жизнь писателя.
Актуализация знаний
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.
умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту Словарная работа с диалектизмами, просторечными словами и оборотами речи
Выписать слова и обороты, характеризующие речь Натальи.
Ишо, расхлябы, еройство, андел, тута, завсегда, Вихтория, взамуж, без никакой крадучи светить, сариса, дитенок, помогчи, дохторов, обзаимность, тиливизир, ворочаюсь, твово, покуль, койни-как, древляя старуха, жизня, на всю остатную жизню, одёжу, хужей, целе-устреленная и т. п.
С какой целью они введены в рассказ?
( Чтобы подчеркнуть местный колорит и индивидуальность героев. Эти слова встречаются в речи бабки Натальи). Как образуются эти слова?
Были ли в связи с этим затруднения в понимании текста?
(Нет, потому что употребление этих слов уместно, не возникает затруднения в понимании бабушки и у городской Вики).
Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над речью героинь.
Читают текст.
Выписывают
Характеристики
Высказывают свое мнение
Организация деятельности по восприятию рассказа
личностные: моральный выбор;
регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;
познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели
Наблюдения над названием рассказа и первым абзацем текста.
-Почему рассказ назван «Женский разговор»? Как это соотносится с первым абзацем?
( Первый абзац- зачин, мы узнаем здесь о том, почему Вика оказалась в деревне, выходит, что нравственное оступление приводит ее в деревню к бабушке, к нравственным истокам, которые могут восполнить ее духовную пустоту).
Рассмотрим его языковые особенности:
Односоставное безличное предложение : пришлось делать- усиливает ощущение неизбежности этого варианта в шестнадцать годочков .Почему не лет, а годочков?
Пока хватились-односоставное неопределенно-личное предложение указывает на оторванность родителей от детей.
Уже караул кричи и т. д (пока хватились.., выхватили из карусели.., дали отлежаться…) .Обобщенно.-личные, неопределенно-личные-подчеркивают типичность прозошедшего с Викой, так как нет действующего лица.
Запряг отец старенькую «Ниву» (двусоставное, впервые появляется подлежащее отец-решение конкретного человека) и т. д.
Образные средства отражают авторскую позицию – молодежь должна знать свои корни, чтобы было на что опереться в жизни, отсюда наличие пословиц, фразеологических оборотов, тропов.
Обращаются к тексту.
Анализируют языковые особенности рассказа: характеризуют предложения по наличию главных членов и делают вывод.
Анализируют образные средства.
Обогащают словарный запас, овладевают культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения
Открытие обучающимися нового знания
познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;
коммуникативные:
инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации в группах.
Обозначение проблематики рассказа.
-Почему разговор бабушки и внучки возникает не сразу, а лишь к концу ее пребывания у бабушки?
(Вика редко бывала у бабушки, она считает ее несовременной, старой, ей здесь скучно, она задумала уехать с отцом. Но все-таки разговор начинает Наталья, которая чувствует, что внучка многого не понимает в жизни, часто поговорить о сокровенном родители или не решаются, или считают, что еще рано.)
-Два героя, бабка Наталья и ее внучка Вика, не могут заснуть и разговаривают в ночи. Почему не днем?
(Вечером мы снимаем с себя напряжение. А еще, может быть, потому, что при таком «трудном» разговоре совсем не обязательно смотреть в глаза собеседника, поэтому бабушка и откладывала разговор).
Отвечают на вопросы учителя.
Самостоятельная работа познавательные:  
самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели
личностные:
самоопределение,  побуждение к деятельности;
регулятивные:
составление плана и последовательности действий;
познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;
коммуникативные: инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации в группах., умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
логические:
установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
познавательные:
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
личностные:
жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация
логические:  
выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)
1. Формулируем проблематику рассказа. Работа в парах.
-разрыв между поколениями (сыны и внуки несколько лет не приезжают, внучка не знает ничего про деда…);
-«обезлюдение» деревни;
-экологические
(порушили вековечный порядок, сковырнули ангарские деревни, затопили поля и луга - в результате строительства Братской ГЭС);
-проблемы отцов и детей;
-нравственные;
-проблема здоровья, в первую очередь, женщин;
-проблема предназначения женщины в современном обществе;
- социально-экономические (солярка на вес золота, электричество не всегда) и другие.
2.Работа в группах.
Цель - проследить за развитием сюжета –диалогом бабушки и внучки. Составить таблицу – выписать высказывания, можно на компьютере и по окончании работы выпустить на принтере:
«Правда» Вики:1.Что ты мне свою старину! Проходили!2.Сейчас важно, чтобы женщина была лидер3.и т. д. Вывод
1. «Правда» бабушки: Какую потрату на себя приняла!2. Ну совсем полная воля.3.
Вывод
Выводы защитить.
3. Пейзажные зарисовки. Работа в группах под музыкальное сопровождение. Определить составляющие пейзажа и проанализировать художественно- изобразительные средства языка. В тексте 3 пейзажа:
1.День-солнечный, яркий; Искристо играли тугие снега;
Закат – долго горело растекающееся зарево, нежная синева …лежала мягким пологом, зарево томилось…
Небо – разгорелось,
Месяц – юный
Свет- пролился, росистый, сухой… и др.
Пейзаж подчеркивает состояние бабушки и внучки, волнение природы передается им.
2.Ночь - отцеженный, слюдянистый свет; царило безлюдье,..немота;
Небо - искрилось; под могучим дыханием неба;
Месяц - скрадывал…где звездочка зазевалась; полнится, пока не наберется в сытую луну
Избы - стояли завороженно; снежные шапки на крышах;
Земля - оцепеневшая, бедная, сиротливая.
Пейзаж тревожный, отражает состояние беспокойства бабушки за внучку, неуверенность в сегодняшнем воспитании молодежи
Ночь-глубокая, билась звездная россыпь , бледный венчик ночного света;
Небо - разворачиваясь, все играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость;
Свет - холодно замирал.
Пейзаж подчеркивает связь тайны мира с тайной человеческой жизни, необходимость жить с природой в гармонии, соблюдая ее законы, чтобы завтрашний день был рассветом, а не предвещал неотвратимость.
Глазами кого показан пейзаж?
Находят в тексте информацию. Высказывают свои
предположения в паре.
Формулируют проблемы рассказа
Формулируют выводы
наблюдений.
Осуществляют
взаимопроверку;
Объясняют свой выбор
Овладевают культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения
Рефлексия личностные:
- оценивать результат учебной деятельности.
регулятивные:
- соотносить полученный результат с поставленной целью.
Что дает женский разговор обеим героиням?
Что происходит с нашими душами «распутинским» вечером?
(Бабка Наталья отогревает душу внучки Вики, учит ее понимать нравственные устои жизни, основанные на традициях народной культуры. Рассказывая о своей жизни, она проживает снова то давнее, что ей дорого. А Вика, проявляя интерес, не остается равнодушной и «глухой» )
Формулируют конечный
результат своей работы на
уроке.
Называют основные позиции
нового материала и как они их
усвоили (что получилось, что
не получилось и почему)
Домашнее задание личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные: саморегуляция.   Прием РАФТ(роль, аудитория, форма, тема) технологии ЧПКМ (чтение и письмо для критического мышления). Дифференцированное задание-девочкам и мальчикам отдельное
Задание девочкам:
Роль: Вика
Аудитория: для себя
Форма: дневник
Тема: Женский разговор
Задание мальчикам:
Роль: отец Вики
Аудитория: классный руководитель
Форма: беседа
Тема: Почему я отвез дочь в деревню к матери?
Создают тексты коммуникативной направленности