Доклад на тему «Преемственность-один из эффективных факторов обучения по предметам»


Доклад учителя русского языка Овчаренко Е.И. МБОУ Маньково-Березовской СОШ
«Преемственность-один из эффективных факторов обучения по предметам»
Проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда. Переход детей из одних педагогических рук в другие- сложный момент в жизни ребенка. Меняются, во-первых, его физиология и психология, во вторых, требования школы, а самое, на наш взгляд, главное изменение – учителя как субъекты образовательного процесса со своими общими и индивидуальными особенностями.
На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо помнить о ней и начинать работу как можно раньше. Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся повышение требований к самостоятельности ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. При переходе из начальной школы в среднюю учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие. Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера вот основная наша задача.
Одним из эффективных мероприятий считаю проведение подготовительных организационных мероприятий. Прежде всего, коллектив учителей, который будет работать в 5 классе, знакомится с программой обучения и учебными средствами, по которым работает начальная школа. Изучает методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.
Учителя начальной школы и учителя предметники, принимающие новые классы, стараются как можно лучше понять друг друга. Для этого учителя старшего звена регулярно посещают уроки в выпускных классах начальной школы, начиная со второго полугодия 4 класса, присматриваются к будущим ученикам. В свою очередь, учителя начальных классов узнают характер учебных требований, предъявляемых предметниками, знакомятся с методами и приёмами их работы. Происходит корректировка учебных программ и учебных планов.
Работая учителем русского языка, в 5классе выработала для себя рекомендации: уменьшить долю фундаментальных бесед и других малоэффективных методов работы на уроках, использовать раздаточный материал, уменьшить паузы в работе с учениками.
Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включатся в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок также со звонком.
Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.
постоянно предлагать учащимся задания на проверку знаний и понимание смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач.
Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по дополнительным материалам.
Работа по преемственности позволяет сохранить результаты обученности, качество обучения в 5 классе не становится ниже.
В целом работа над проблемой преемственности способствует стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу и как следствие – рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах.
Учитель русского языка:___________ /Овчаренко Е.И./