Презентация. Одаренные дети. Система работы с одаренными детьми.


Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №6 г. ОрлаОдарённые дети. Система работы с одарёнными детьми.Извекова Инесса Николаевна:учитель русского языка и литературы В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.А.Сухомлинский Нормативные документы по выявлению и сопровождению одаренных детей:Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ, приказ № 827 от 03.04.2012 г).Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».Постановление от 17 ноября 2015 года №1239. Утверждены Правила выявления одарённых детей, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития. Мониторинг развития одарённых детей будет осуществляться с использованием единой федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся. Ввод в эксплуатацию региональных сегментов этой системы запланирован на октябрь 2016 года, а федерального сегмента — на декабрь 2016 года. Цель работы с одарёнными детьми: -создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей. Основные задачи:выявление одарённых детей, создание банка данных и системы работы с ними;отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности; организация разнообразной внеурочной деятельности;социальная и психологическая поддержка одаренных детей. 


Одаренностьсистемное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьмисуммарное, общее личностное свойство человека. Одарённый ребёнок Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями среди других детей в его возрастной категории (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями. Для них характерно опережающее развитие, т. е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров. Полярные точки зрения одарённость – уникальное явление, синоним гениальностиШадриков В.Д., Винокурова Н.К., Бабаева Ю.Д., Лейтис Н.С., Шумакова Н.Б., Рензулли Дж., Кларк Б. все дети от природы одарёны Савенков А.И., Селевко Г.К., Холодная М.А., Хуторской А.В., Богоявленская Д.Б. Детская одарённость мотивация + интеллект + креативностьСеливанова О.Г. – к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ПРО г. Кирова Мотивация-это побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Интеллект–качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Интересные факты об интеллектеНаиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет: 1-ый период - в 3-5 лет (в сюжетно-ролевой игре),2-ой период - в 10-12 лет (период развития культурной креативности).К 8 годам достигается 90% развития интеллекта.По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и учащихся 11-х классов существенно не отличается. Креативность –уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности, способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Степень одаренностиПервая — высокоодаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. Вторая — высокоодаренные или талантливые, примерно 2‑3 %. Третья — собственно одаренные (15‑25 %). Остальные дети входят в пределы нормы (70 %)По форме проявления:Явная (актуальная одаренность).Скрытая (потенциальная). Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной  работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно. Типы характеров одаренных детей1-й тип подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.2-й тип замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый пугливый. Категории одаренностиДети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте). Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте). Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Одаренный ребенок имеет:отличная память в сочетании с ранним языковым развитием,чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе,проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно,живое воображение, изобретательность и богатая фантазия,отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки,повышенные математические способности в плане вычислений и логики,устойчивая концентрация внимания и большое упорство в решении различных задач,обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие,наблюдаются трудности в общении со сверстниками,высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна), зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске). Формы выявления одаренных детей: наблюдение, беседа с родителями, работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа, оценка работ и конкретных продуктов деятельности детей, их достижений. Система работы с одарёнными детьми предполагает взаимосвязь четырех составляющих: семья, дети, педагоги, психологическая служба, каждая из которых вносит свой вклад в создание именно развивающей среды для одаренных и способных детей. Методы диагностики детской одарённости Психометрические тесты:-методика Якобсона «Исследование самооценки»,-тест на определении уровня школьной тревожности Филлипса,-опросник Айзенка,-опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация»,-тесты на креативность мышления Гилфорда и Торренса и др. Индивидуальная психологическая карта одарённого ребёнкаОбщая информация о ребёнкеОсобенности мотивационной сферыСоциальная характеристика личностиОсобенности интеллектуального развития Психологические особенности личностиОсобенности развития креативной сферы Индивидуальный образовательный маршрут организация учебной исследовательской деятельностиучастие в деятельности ШНОучастие в предметных олимпиадах и конкурсахиспользование в образовательном процессе технологии ИОП (индивидуальных образовательных программ)ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ(КОНКУРСЫ, НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ, ДНИ НАУКИ И Т.П.)предметные спецкурсы, факультативные курсы по выборуиндивидуальные консультации с наставникомКОРРЕКЦИОННОНАЯ РАБОТА С ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПЛАНПозволяет построить индивидуальную траекторию обучения.Позволяет увеличить темп изучения материала.Позволяет обогатить учебный материал в сторону углубления и увеличения объема. Позволяет повысить интенсивность обучения.Индивидуальный образовательный план может охватывать разные учебные периоды: урок, день, неделя, учебная четверть, учебный год. Поэтому они могут быть различными: краткосрочными (рассчитанными на изучение одной учебной темы, освоение одного учебного модуля, подготовку к олимпиаде и пр.) и долгосрочные (связанные с подготовкой к экзаменам). СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ УСКОРЕНИЕ-обучение в более быстром по сравнению с классом в темпе. УГЛУБЛЕНИЕ - более глубокое изучение материала. ОБОГАЩЕНИЕ-обучение с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ- использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка; принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности; принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг; принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам,принцип усиления внимания к проблеме метапредметных связей в индивидуальной работе с учащимися; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.


Формы работы с одаренными детьми:Работа по индивидуальным планам;проектная и исследовательская деятельность;научно-практические конференции;участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня;предметные недели;факультатив, электив, спецкурс;интеллектуальные марафоны;индивидуальная работа с учащимися;внеурочная деятельность, занятия в кружках. Требования к педагогамУчитель должен быть увлечен своим делом, желать работать с одаренными детьми.Обладать особыми личностными качествами.Способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности.Профессионально грамотным, интеллектуальным, нравственным, эрудированным.Психологом, воспитателем, умелым организатором учебно-воспитательного процесса. Проводником передовых педагогических технологий. Учитель должен уметь:-использовать приемы и методы для развития способностей ребенка;-прогнозировать развитие одаренного ученика;-развивать наставничество при работе с одаренным ребенком;-разрабатывать учебные планы, соответствующие потенциалу одаренного ребенка;- разрабатывать задания творческого уровня;-использовать вопросы открытого типа, которые предоставляют возможность выбора и развитие умения доказывать свою точку зрения;- организовывать внеурочную деятельность по предметному консультированию;- налаживать отношения личностного характера;- организовать индивидуальное обучение. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Чтение и письмодля развития критического мышления Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления. Формирование культуры работы с информацией. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Проектный метод обученияАктивизация самостоятельной поисковой деятельности учеников. Стимулирование познавательного интереса. Развитие исследовательских умений и навыков. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИРазноуровневое обучение Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИТехнология решения изобретательских задач (ТРИЗ) Развитие воображения с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Исследовательские методыобучения Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Технология «Дебаты»Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Система инновационной оценки «Портфолио»Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)Формирование умения работать сообща на единый результат.Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Информационно-коммуникационные технологииОбеспечение индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам, склонностям, возрастным и личностным характеристикам ученика. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИЛекционно-семинарская зачетная система обучения. Формирование должного отношения к теории как инструменту оптимального решения научной проблемы. Создание условий для осознанного выбора темы индивидуального проекта. Развивающая технология “ИнтеллекТ”ОТИ - это современная педагогическая технология, которая повышает эффективность учебной деятельности за счет:увеличения интереса учащихся к учебе;снижения утомляемости детей в школе;развития интеллектуальных способностей школьников. ОТИ была разработана задолго до выхода стандартов Нового поколения, приоритетом которых является развитие способностей учащихся.Автором образовательной технологии «ИнтеллекТ» является Зиганов Марат Александрович, доктор педагогических наук (МАН), профессор Европейского университета права, директор Школы рационального чтения, основатель Президентской школы и сети Ломоносовских школ; удостоен медали Кембриджа и включен Кембриджским биографическим центром в число выдающихся ученых XX века по направлению «Развитие интеллектуальных способностей». Кирпичики интеллектаПервый кирпич - это развитая память. Для этого существуют специальные методики: кому-то проще запоминать наглядные образы, кому-то логические связки, кому-то ассоциации и образы и т. п. Развивая память, нужно подобрать удобный конкретному человеку способ.Второй кирпичик - это развитое внимание. Чтобы у ребенка не было проблем, нужно обучать его делать внимание произвольным, то есть намеренным. Для этого также существуют специальные методики.Третий кирпичик - развитое мышление. Выделять главное и частное, прослеживать связи между явлениями, делать выводы - без этих навыков можно "закопаться" в любом тексте, а тема сочинения будет хронически "не раскрыта". Мышление можно и нужно развивать, причем не только "технарям", но и гуманитариям. Это универсальный навык.Четвертый кирпичик - это развитие речевых навыков. Здесь и словарный запас, и умение выделять мысль в частях текста и в целом. Нужно развивать понятийный аппарат, наращивать словарь, учиться излагать свои мысли устно и на бумаге.Пятый кирпичик - это увеличение темпа чтения. Опять же: задания, задачи, материал для осмысления дан преимущественно в печатном виде. Если ребенок может быстро его прочесть и усвоить, он будет успешен в школе. Развивающая технология “ИнтеллекТ” Развиваемые качества и навыки: 5-й класс: Избирательность внимания. Устойчивость внимания. Долговременная память. Воображение. 6-й класс Переключаемость внимания во время письма. Переключаемость внимания во время слушания. Долговременная память. 7-й класс Системность мышления. Структурность мышления. 8-й класс Переключаемость внимания. Системность мышления в рамках одной темы. Кратковременная память. Хотя программы и учебники в Ломоносовке государственные, ученики занимаются еще и по разработанным преподавателями сборникам разноуровневых заданий — нижний уровень обеспечивает требования госстандарта, верхний дает одаренным ученикам возможность не задерживаться на рутине. Доля ломоносовцев, которые в 2009 году сдали на отлично ЕГЭ по русскому, например, в разы выше, чем в среднем по Москве, — 15% против 5,7%. 25% выпускников окончили школу с медалями. Организация учебной исследовательской деятельности обучающихся подготовительный этап / 5 – 7 классы{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Приобретение навыков научной организации труда. Формирование устойчивого познавательного интереса. Задания исследовательского характера в качестве домашних или дополнительных заданий по выбору.Подготовка докладов, сообщений.Мини – исследования, проекты.Спецкурсы «Учись учиться», «Основы проектной деятельности» Организация учебной исследовательской деятельности обучающихся развивающий этап / 8 – 9 классыСовершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры учащихся. Работа по ИОП (исследовательские проекты).Написание реферативных исследований.Спецкурс «Основы исследовательской культуры».Участие в деятельности лингвистической секции ШНО.Участие в конференции исследовательских работ. Организация учебной исследовательской деятельности обучающихся Исследовательский этап 10 – 11 классы{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Совершенствование исследовательских навыков. Совершенствование информационной культуры учащихся. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков. Участие в научно-практических конференциях различного уровня.Составление ИОП.Написание исследовательских работ, реализация проектов.Активное участие в работе НОУ.Написание рецензий на ученические исследования, проекты.Наставническая деятельность по отношению к обучающимся младших возрастных групп. Памятка для родителей от Дэвида Льюиса,одного из признанных специалистов по одаренности Отвечайте на все вопросы ребенка терпеливо и честно.Найдите достойное место в доме, где ребенок сможет демонстрировать свои работы, достижения.Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием, и работа еще не закончена.Показывайте ребенку, что любите его таким, какой он есть, а не за его достижения. Чаще говорите об этом вслух.Поручайте своему ребёнку посильные дела и заботы.Помогайте ему строить собственные планы и принимать решения.Не сравнивайте своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.Не унижайте своего ребёнка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно. Памятка для родителейПринуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.Внимательно относитесь к его потребностям.Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.Не дразните ребенка за ошибки.Хвалите за любые успехи.Учите его общаться со взрослыми любого возраста.Разрабатывайте практические эксперименты, помогайте ребенку узнавать больше нового.Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом – это стимулирует его воображение.Побуждайте ребенка находить проблемы и решать их.Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком. Памятка для родителейДавайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения. Пусть он почувствует ответственность за свои решения.Помогайте ребенку стать личностью.Помогайте ребенку находить полезные телепередачи и телепрограммы.Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: «Я этого тоже не умею».Старайтесь, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате. Внимание:В работе с одаренными детьми надо избегать двух крайностей:Возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав.Публичное принижение достоинства или игнорирование интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездной болезнью». Используемые сайты и литература:Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991http://images.yandex.ru. Авдеева Н.И., ШумаковаН.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения. М.: Просвещение, 2006.2.Ландау Э. Одаренность требует мужества: М.: Издательский центр «Академия», 2002. 3.Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. "Учитель для одаренных", м., 1991.4.Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии" С.-П., Питер, 1998. 5.Тищенко А.В. доцент кафедры педагогики, к. п. н. Подготовка учителей для одаренных детей. Ростов. 2007 год. 6.Чудновский В.Э., Юркевич В.С. "Одаренность: дар или испытание", М. Знание, 1990.