Конспект урока истории в 7 классе Опричнина


План- конспект урока «Опричнина»
Предмет: Истоия России 7 класс
Цель урока:
Обучающиеся должны знать события опричнины и понимать суть происходящего.
Обучающиеся должны научиться выделять причинно- следственные связи в исторических явлениях на примере опричнины.
Обучающиеся должны выработать гражданскую позицию по отношению к деятельности исторических личностей и научиться извлекать уроки из исторических событий.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: ролевая игра «Суд»
Оборудование: монографии по теме «Опричнина», хрестоматия, репродукции картин и портретов, развёрнутый плпн- схема «Опричнина», таблички «Эксперты», «Следователи», «Прокуроры», «Адвокаты», «Судьи», стол, покрытый сукном, жетоны для присяжных.
Понятия: опричь, опричнина, земщина, террор, опричники, Александровская слобода.
Подготовительный этап.
За две недели до урока классу предлагается выполнить задание, разделившись на группы.
1-я группа- эсперты: устанавливает хроналогию событий времён опричнины и выявляет только факты;
2-я группа- следователи: рассматривает предшествующие события, определяет причины введения политики опричнины (как оъективные, так и субъективные);
3-я группа- прокуроры: занимается обвинением политики опричнины, определяя отрицательные последствия её проявления.
4-я группа- адвокаты: занимается защитой и оправданием политики Ивана IV, учитывая объективные и субъективные моменты.
5-я группа- судьи: состоит не более чем из 2 человек, которые, анализируя весь материал, готовят судебный приговор, а в конце обязательно показывают поучительную сторону этих событий.
Разделение ребят на группы происходит по собственному желанию, учитывая сложность выполнения того или иного задания. В течении двух недель обучающиеся собирают материал, работая с источниками и монографической литературой. Учитель направляет работу учеников, помогая им отбирать материал. Его участие носит рекомендательный характер.
Ход урока
Организационный момент.
В начале урока учащиеся рассаживаются по группам за столы с табличками, соответствующие названию каждой группы. Предполается место для присяжных. Ими могут стать ученики, которые по какой- то причине не получили задание, а также гости урока. В конце урока им предлается высказать своё независимое мнение, проголосовав жетонами.
Актуализация знаний.
- В каком возрасте вступил Иван IV на престол?
- Кто помогал ему в управлении страной?
- Какой характер носили первые преобразования Ивана IV?
Если бы Иван IV проводил только такую политику, то народ его запомнил бы как Ивана Реформатора, но нам известно, что народная молва назовёт его Грозным. Давайте разберёмся почему?
Выступление учителя.
- В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время опричнины. Слово «Опричнина» на долгие десятилетия сохранит ужас в сердцах людей. И наша задача сегодня на уроке- разобраться с этим явлением в жизни страны, выяснить условия, которые привели к проведению данной политики, извлечь уроки из случившегося и не допустить повторения этих страшных событий вновь.
Обращаю ваше внимание на доску, там мы будем фиксировать протокол нашего судебного разбирательства ( Приложение №1).
Сейчас здесь находится заготовка протокола, который будет заполняться по ходу урока. Итак, начнём судебное разбирательство с выяснения значения слова «опричнина».
Судебное разбирательство.
Выступление архивариуса, который рассказывает о первоначальном значении слова «опричь», от которого произошло слово «опричнина» и о последующем его значении (учитель фиксирует сведения в протоколе на доске).
Выступление экспертов, которые воспроизводят картину происшедшего, называя факты, цифры ( по ходу выступления учитель ведёт запись в протоколе).
Выступление следователей, которые объясняют причины перехода Ивана IV к политике опричнины ( всё заносится в протокол).
Выступление прокуроров, которые показывают отрицательные последствия проведения политики опричнины (отмечается в протоколе).
Выступление адвокатов, которые защищают и оправдывают поведение Ивана IV ( их выступление записывается в протокол).
Выступление судей, которые выносят обвинительный или оправдательный приговор и аргументируют своё решение.
В итоге все выступления групп фиксируются на доске и создаётся развёрнутая картина происшедшего.
В конце разбирательства проводится голосование среди присяжных при помощи жетонов ( красные- оправдание, чёрные- обвинение) и объясняется результат.
Заключительное слово учителя
- История -не просто интересный рассказ о прошлом, но и поучительный рассказ для будущего. Если мы не научимся извлекать из истории, то рискуем повторять страшные ошибки прошлого. Сегодня на уроке мы рассмотрели один трагический этап в развитии нашей страны, который заставляет нас задуматься и сделать выводы:
Неограниченная власть правителя может принести много бед стране, так как она не может учесть интересы разных слоёв населения, а действует в собственных интересах.
Ни одна великая идея не принесёт счастья, если построена на огромных жертвах.
Любой правитель должен нести ответственность за собственные действия и продумывать каждый шаг своей политики, ведь политика это не благо, а огромная ответственность.
Мы, как граждане своей страны, должны понимать, что благо страны зависит от сознательного личного участия каждого.
Подведение итогов.
Деятельность учащихся оценивается по следующим критериям:
- правильность найденного материала;
- полнота изложения фактов и аргументов;
- точность в приведении формулировок.
Домашнее задание.
Провести дополнительное исследование по теме «Какие события из истории XX века напоминают политику опричнины?», привлекая к этому родителей, бабушек и дедушек- членов семьи.
ПРИЛОЖЕНИЕ№1
ПРОТОКОЛ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
ОПРИЧНИНА
(1565-1572 гг.)
Из истории слова:
«опричь»- вдовий удел, который давался вдовам киевских князей
Следователи.
Причины:
Неудачи в Ливонской войне- поиск виновных;
Душевная болезнь Ивана IV (подозрительность, мнительность).
1560 г.- смерть жены Анастасии (слухи об отравлении).
1563 г.- смерть митрополита Макария.
1564 г.- бегство в Литву А. Курбского (предательство)
Необходимость ликвидировать самостоятельность бояр.
Желание укрепить личную власть царя.
Эксперты:
Декабрь 1564 г.- Иван IV с семьёй уезжает в Александрову слободу.
Январь 1565 г.- в Москву приходит 2 грамоты: гневная (боярам и митрополиту) и слёзная (посадским людям).
В Москве начинается паника и организуется делегация в Александрову слободу.
Иван IV выдвигает условия: казнить изменников и ввести опричнину.
Организация опричного войска и проведение политики террора: 1566 г.- убийство челобитчиков от Земского собора, 1569 г.-убийство митрополита Филиппа, 1570 г.- разгром Новгорода.
Раздел государства на опричнину и земщину.
1572 г.- отмена опричнины и расправы над опричниками.
Прокуроры
Разорение хозяйства.
Гибель людей (22 тысячи человек)
Снижение обороноспособности- 1571 г. крымский хан Девлет- Гирей сжёг Москву.
Поражение в Ливонской войне.
Голод и эпидемия.
В народной молве Иван IV остался грозным царём.
Адвокаты
Усиление власти царя.
Централизация страны.
Снижение власти бояр и установление единой политики.
Судьи
Политика опричнины подлежит осуждению. Последующим поколениям ни в коем случае не допускать проведения такой политики. Помнить, что сказал Ф.М.Достоевский: «Ни одна великая идея не стоит слезы ребёнка».