Конспект открытого урока по теме Подготовка ткани к раскрою фартука. 6 класс
МКОУ «Богородская школа №8»
Конспект
открытого урока по швейному делу в 6 классе
Тема: «Подготовка ткани к раскрою фартука»
Учитель трудового обучения:
Балакина Ирина Ивановна
2014-2015 учебный год
Тема: «Подготовка ткани к раскрою фартука»
Раздел программы: «Построение чертежа и раскрой фартука для работы»
Тип урока: комбинированный
Цель: Ознакомить учащихся с этапами подготовки ткани к раскрою, расположению выкроек на ткани с учетом направления долевой нити и направления рисунка ткани.
Задачи:
Образовательные:
научиться различать лицевую сторону ткани;
научить выполнять раскладку лекал с учетом направления долевой нити;
научить выполнять раскладку лекал с учетом направления рисунка ткани.
Коррекционно-развивающие:
развивать координацию движения рук, логическое мышление, творческую инициативу, самостоятельность, уверенность в своих силах;
формировать точность и аккуратность выполнения работы;
коррекция и развитие внимания, памяти, мышления, восприятия через выполнение практических заданий.
Воспитательные:
воспитывать дружеские отношения в коллективе путем создания среды творческого общения;
воспитывать у учащихся потребность в знаниях, чувство ответственности за начатое дело, эстетический вкус, внимательность, трудолюбие;
повышать положительную мотивацию к профессии швеи.
Наглядные пособия и применение ИКТ: компьютерная презентация «Подготовка ткани к раскрою фартука»,кроссворд «Вспоминай-ка» на повторение пройденного материала, раздаточный материал «Раскладка лекал деталей фартука на кусочках тканей с различным рисунком, с учетом долевой нити», инструкционная карта по раскладке лекал фартука.
Оборудование, инструменты, материалы:компьютер, мультимедийный проектор, тетрадь, ткань, детали выкройки фартука,инструменты и приспособления, ножницы, гладильная доска, утюг.
Словарь: декатирование.
Предполагаемый результат урока: учащиеся познакомятся с этапами подготовки ткани к раскрою и научаться выполнять раскладку деталей фартука с учетом направления долевой нити, а также направления рисунка и расцветки ткани.
Ход урока.
I. Организация урока.(слайд 1)
Приветствие.
-Здравствуйте, садитесь!
Проверка посещаемости.
-Дежурный, доложите о посещаемости.
Проверка готовности к уроку.
-К уроку всё готово?
Мотивация на урок (слайд 2)
- Прочтите про себя эти слова и вдумайтесь в их содержание.
Трудом, добытые знания, и для тебя, и для Родины – несметное богатство!
- Как вы понимаете эти слова? (дети отвечают: знания и умения, которые мы получаем на уроках швейного дела, пригодятся нам в нашей дальнейшей жизни, а если мы освоим профессию швеи, то будем приносить пользу и государству, работая в швейной промышленности).
Вспомним, какими основными качествами должна обладать швея?(слайд 3)
1.Аккуратность. 5. Добросовестность.
2. Ответственность. 6.Трудолюбие.
3. Внимательность. 7.Терпение.
4.Усидчивость.
А ещё важным качеством является доброжелательность.
Настрой на урок.
- Посмотрите, какое весёлое солнышко у нас получилось. Улыбнёмся ему в ответ. Пусть это солнышко светит нам и радует на уроке.
Сообщение темы и цели урока. (слайд 4, 5)
Сегодня мы будем изучать тему«Подготовка ткани к раскрою фартука».
Наша цель: познакомиться с этапами подготовки ткани к раскрою, научиться определять лицевую сторону ткани, раскладывать детали выкройки фартука на ткани с учетом направления долевой нити, направления рисунка ткани.
Продолжим урок с проверки знаний, которые вы получили на прошлых уроках. (слайд 6)
II. Актуализация знаний. Разгадывание кроссворда по вопросам:
Какие карманы настрачиваются на нижнюю часть фартука?
(накладные)
Одна из деталей фартука?
(бретель)
Назовите ткань, которую применяют при пошиве фартука?
(хлопчатобумажная)
По способу носки фартук, это, какое изделие?
(нагрудно-поясное)
Направление долевой нити на чертеже обозначается чем?
(стрелкой)
III. Изучение нового материала.
Подготовка ткани к раскрою имеет несколько этапов работы. (слайд 7 )
- Декатирование ткани.
- Определение дефектов на ткани.
- Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
-Определение направления долевой нити на ткани.
-Определение направления рисунка ткани.
Остановимся на первом этапе работы: декатирование ткани. (слайд 8, 9)
Многие ткани обладают свойством усадки. Чтобы изделие в процессе носки не потеряло своей первоначальной формы и размера, ткань следует продекатировать. Это значит, что ткань необходимо увлажнить, и проутюжить. При влажно-тепловой обработке, ткань даёт усадку. Этот процесс называется – декатированием.
Второй этап подготовки ткани к раскрою: определение дефектов ткани.(слайд 10, 11)
Проверяют ткань внешним осмотром с целью выявления ткацких пороков и пороков крашения.Дефекты различают: ткацкие и дефекты печати. (слайд 11)
Некоторые из дефектов:
Утолщение нити (слайд 12)
Нарушение целостности ткани (слайд 13)
Ткацкая дыра (слайд 14)
Непропечатанные места (слайд 15)
Засечка (слайд 16)
Перекос рисунка (слайд 17)
При обнаружении дефекта, (слайд 18) надо обвести это место мелом, сухим мылом или отметить, проложив прямые стежки цветными нитками.
На лицевой поверхности ткани не должно быть (слайд 19): инородных волокон, коротких утолщений нитей(1), отсутствияодной или нескольких нитей основы или нитей утка(3). Не должно быть дефектов в окраске ткани(2).Не должно быть отверстий различных размеров, дыр(4).
Третий этап подготовки ткани к раскрою, это определение лицевой и изнаночной сторон ткани. (слайд 20)
Перед тем, как раскладывать ткань на столе, необходимо определить лицевую и изнаночную стороны ткани. Лицевую сторону ткани определяют по следующим признакам: (слайд 21), (слайд 22, 23, 24, 25)
Четвертый этап подготовки ткани к раскрою, это определение направления долевой нити ткани. (слайд 26) Нить основы в тканях можно определить следующим образом:
Нить основы проходит вдоль кромкив ткани. При раскладке выкроек старайтесь избегать отклонения от направления нити основы. Иначе, готовое изделие может «закрутиться» на человеке. (слайд 27, 28)
На пятом этапе подготовки ткани к раскрою, мы определяем направление рисунка ткани. (слайд 29, 30, 31, 32)
Если рисунок направлен в одну сторону, то раскладывать лекала и раскраивать детали изделия следует в одном направлении.
Если ткань сдвустороннимрисунком, то детали выкройки можно раскладывать в разных направлениях, но направление нитей основы обязательно учитывается.
Если ткань гладкая, не имеет одностороннего рисунка, то детали выкройки можно раскладывать в разных направлениях, но направление нитей основы обязательно учитывается.
IV. Работа в тетради:
1.Записать дату и тему урока.
2. Записать основные этапы подготовки ткани к раскрою.
3. Записать словарное слово: декатирование – это значит, что ткань необходимо увлажнить, слегка просушить и затем проутюжить.
V. Физминутка.
VI. Закрепление нового материала.
Для чего выполняют декатирование ткани? (декатирование ткани выполняют для того, чтобы ткань дала усадку)
Почему перед раскроем следует провести внешний осмотр ткани? (осмотр ткани проводится для выявления дефектов ткани)
Что необходимо учитывать при раскладке выкройки на ткани? (при раскладке выкройки на ткани необходимо учитывать долевую нить, рисунок ткани).
Для чего во время раскладки ткани для раскроя проверяют ткань на наличие дефектов? (если не проверить ткань на наличие дефектов, то изделие, в котором имеется дефект будет не эстетичным, и не пригодным для носки).
VII. Практическое задание. Подготовка ткани к раскрою, раскладка деталей выкройки фартука на ткани с учетом долевой нити и рисунка ткани.
(Каждому раздается кусок ткани и лекала фартука в масштабе).
Ход работы:
1. Подготовить ткань к раскрою: определить лицевую и изнаночную стороны, направление долевой нити, проверить качество ткани — нет ли разрывов, недостатков крашения. (Работа по декатированию ткани предварительно выполнена).
2. Сложить ткань лицевой стороной внутрь, уравнять кромки, выровнять поперечные срезы.
3. Наложить крупные детали выкройки на ткань с учётом направления долевой нити, направления рисунка ткани.
Примечание. Мелкие детали выкройки раскладывать из выпадов ткани.
Проверка качества работы:
- Дефекты ткани найдены и отмечены.
- Детали выкройки разложены в соответствии с рисунком на ткани и долевой нити.
Целевой обход учителя. (Учитель, обходя класс, рабочие места, контролирует поэтапную работу учащихся, приёмы выполнения работы)
Индивидуальная работа: Иванова Александра, Звонцова Анастасия, – оказание помощи при раскладке деталей выкройки на ткани.
VIII. Подведение итогов.
Учитель: Сегодня на уроке вы познакомились с этапами подготовки ткани к раскрою, раскладкой деталей выкройки фартука на ткани. От освоения этих практических приёмов зависит качество и дальнейшее изготовление изделия. Поэтому знания и умения, полученные сегодня, возможно, пригодятся вам в дальнейшей вашей жизни, если вы освоите профессию, связанную с пошивом одежды.
- Что значит, декатирование ткани?
- Почему необходимо учитывать долевую нить и рисунок при раскладке деталей выкройки на ткань?
- Какие детали выкройки раскладывают в первую очередь на ткани?
Оценка работы учащихся на уроке.
«5» - ф.и., «4» - ф.и.
IX. Домашнее задание.