КОНСУЛЬТАЦИЯ: Духовно-нравственное здоровье — важная составляющая в воспитании дошкольников 
«Конечная цель разумного воспитания детей
 заключается в постепенном образовании в ребенке 
ясного понимания вещей окружающего мира.
 Затем результатом понимания должно стать
 возведение добрых инстинктов детской натуры 
в сознателъное стремление 
· идеалам добра и правды и, 
наконец, постепенное образование твердойи свободной воли».                                                                          Н.И. Пирогов 
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления 
· доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. 					Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.  Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. 
Особой актуальностью обладает проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста. В центре внимания проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психические механизмы становления и развития духовно-нравственных чувств, качеств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности нравственного развития дошкольника; психолого-педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственных норм детей.
Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становления и развития духовно-нравственной сферы ребенка.
Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора духовно-нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев будет наблюдаться у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Формирование духовно-нравственных качеств – процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно духовно-нравственные качества и чувства человека, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются в дошкольные годы. Под воздействием окружающей социально-культурной среды у детей дошкольного возраста формируются основы гуманистического отношения к окружающим, природе, вещам, появляются первые представления о номах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, т. е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к духовно-нравственным ценностям. И от того, как понимается духовность, нравственность и какое отношение вырабатывается к ним в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, его нравственная позиция.
Негативные тенденции характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него формируется антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т.е. происходят явные нарушения в духовно-нравственной сфере подрастающего поколения. Это значит формирование духовно-нравственных качеств личности детей необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, как в самом сензитивном периоде восприятия нравственных норм.
 Дошкольный возраст  уникальный период для приобретения качеств личности. В это время закладывается модель личности. Психолог-педагог учитывает период сензитивности к восприятию нравственных норм в этом возрасте. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть  ключевым направлением в работе образовательного учреждения, заботящегося о гармоничном развитии ребенка.
Отечественной психолого-педагогической теорией и практикой доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей духовно-нравственных качеств личности (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. В. Зосимовский, В. С. Мухина.). По мнению В. С. Мухиной, нравственное развитие ребенка  зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. Она утверждает, что в практике воспитания существуют эффективные методы формирования нравственных качеств личности ребенка. Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый говорит с ним доверительно и доброжелательно, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс обучения и воспитания. 
Сюда включено:
1. Усвоение правил культурного поведения, это
- формирование культурно гигиенических навыков. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не имеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Культурно-гигиенические навыки прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе в ходе игр, таких как «Утро начинается», «Оденем куклу Машу на прогулку» «Каждой вещи свое место» и др.
- это, формирование культуры деятельности. Формировать культуру деятельности у ребенка – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам.
- это, воспитание культуры общения, которое предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах и в быту. Для решения этой задачи, необходимо использовать этические беседы, такие как «Соя семья», «Мои товарищи», «Мы в гостях», «Идем в театр» и др.
Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных представлений, своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к рородителями к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует. Путь к сердцу ребенка, к его чувствам, и через них – к его мыслям, лежит через игру, через сказку, через яркую эмоцию, через яркий словесный, живописный и поэтический образ. Этим определяется выбор методов и средств нравственного воспитания дошкольников.
Методы духовно-нравственного воспитания:
Наглядный метод  используется во время: 
чтения педагогом рассказов; 
экскурсий в картинную галерею; 
наблюдений; 
показа сказок (педагогом, детьми); 
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; 
проведения дидактических игр; 
экскурсий по городу, целевых прогулок; 
моделирования сказок. 
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе духовно – нравственного развития дошкольников:
чтения литературных произведений воспитателем; 
чтения стихотворений детьми, воспитателем; 
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; 
ответов на вопросы педагога, детей; 
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); 
сообщения дополнительного материала воспитателем; 
загадывания загадок; 
рассматривания наглядного материала; 
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; 
разбора житейских ситуаций; 
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; 
чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо 
организовывать продуктивную деятельность; 
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); 
приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.); 
оформить коллекцию семян для занятия; 
сшить кукол к сказкам; 
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; 
провести экскурсии различной направленности; 
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; 
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Средства духовно-нравственного воспитания:
1. Художественные средства: хужожественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др.
2. многообразие окружающего мира, природа.
3. собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.
4. Общение.
5. Атмосфера, в которой живет ребенок.
Формы работы с детьми:
Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания. 
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей. 
Проведение совместных праздников. 
Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения. 
Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр). 
Детская благотворительность. 
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия). 
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). 
Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания. 
Творческие вечера. 
Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Таким образом, для духовно – нравственного развития детей прослеживается несколько направлений работы:
1.Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты,	 просмотр	 диафильмов).4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Основное внимание в духовно – нравственном развитии, уделяется работе с семьей. 
И предусмотрены такие формы работы с родителями: 
родительские собрания на духовно-нравственные темы; 
лекторий для родителей; 
открытые показы воспитательно-образовательного процесса; 
вечера вопросов и ответов; 
проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТОО); 
факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; 
индивидуальные консультации специалистов; 
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; 
экскурсии; 
визиты домой; 
ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания; 
индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка); 
совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей; 
совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю; 
помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Целью духовно-нравственного воспитания - достичь следующих результатов:
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. 
Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование. 
Субъективное психо-эмоциональное благополучие. 
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. 
Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. 
Деятельное отношение к труду. 
Ответственность за свои дела и поступки.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
НА ТЕМУ: «Духовно–нравственное здоровье –
важная составляющая в воспитании
детей дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель 
Батяева Т.Ю.
15