Конспект итогового занятия по грамоте в старшей группе «В гостях у Звуковичков»
Возраст: 5-6 лет.
Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Тема: «В гостях у Звуковичков».
Цель: Закрепить знания детей звуко-буквенной стороны слова, как предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
Воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
Формирование умения выполнять самостоятельно учебную задачу, предложенную взрослым;
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза, самооценки и самоконтроля;
Формирование графических навыков;
Обогащение словаря ребенка;
Развитие звуко-буквенного анализа;
Развитие внимания, памяти, логического мышления, речи, познавательного интереса и способности к чтению.
Предварительная работа: Разучивание физкультминутки, текста песни «Пусть всегда будет солнце», проведение игр «Кто больше», «Это правда или нет?», изготовление атрибутов к занятию: сундука, поезда, букв, билетов на магнитах, для физкультминутки - изготовление «луж». Создание мультимедийной презентации (анимация, графика, текст, интерактивные элементы, звук, видео). Подготовка листов с заданиями на каждого ребенка в цветном варианте.
Материал и оборудование: Презентация, проектор с экраном, листы с заданиями на каждого ребенка в цветном варианте, цветные карандаши, магниты, записка, сундук, цветные картинки со звуком -л- в названии, скакалка, картинки луж, магнитная доска, буквы, билеты трех цветов (синий, зеленый, красный) на магнитах для звукового анализа, аудиозапись говорящего письма, картинки белки, поезда, корзина, настоящие орешки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Стоя в кругу, ребята называют соседа ласково по имени.
Воспитатель: Представьте, что Ваши руки - солнечные лучики. Протяните их в центр. Вот какое славное у нас получилось солнышко. Почувствуйте тепло друг друга. Почувствовали? (Ответы детей).
На фоне положительных эмоций (радости, интереса) и доброго отношения друг к другу, воспитатель предлагает детям сесть за столы.
Включение презентации. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Сегодня мы ребятки побываем в гостях у Звуковичков.
На экране появляются Звуковички. С экрана они разговаривают с ребятами: здороваются, рассказывают о том, что злая ведьма похитила звуки из сказочного леса, и просят помочь ребят вернуть звуки домой. Ребята соглашаются.
II. Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: Только вот как помочь? Ой, ребятки, здесь какой-то сундук с запиской. (Под деревом лежит яркий волшебный сундук).
Воспитатель просит одного из детей прочитать содержание записки.
Ребенок: «НАЙДЕТЕ ЗВУКИ В СУНДУКЕ, ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНИТЕ ВСЕ ЗАДАНИЯ. ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА ГЕНГЕМА».
Из сундука воспитатель вынимает задания.
III. Выполнение заданий.
Воспитатель:
Задание №1. Нахождение места звука в слове.
Я буду показывать Вам картинки и называть, что на них изображено. Вы должны услышать и сказать, где находится звук -л- (в начале слова, в середине слова или в конце слова).
Сколько слогов в слове? Прохлопайте, пожалуйста, слоги.
Воспитатель показывает картинку и интонационно выделяет звук «Л» в словах:
Ллук (Ответы детей: “В начале”. Прохлопывают и говорят одновременно “Лук”. “Один слог”).
Стулл (В конце слова. Стул. Один слог).
Ллошадь (В начале. Ло-шадь. Два слога).
Моллоток (В середине. Мо-ло-ток. Три слога).
Веллосипед (В середине. Ве-ло-си-пед. Четыре слога).
Ллампа (В начале. Лам-па. Два слога).
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. А вот Ваша первая буква (Возле сундука под деревом появляется буква).
Дети прикрепляют ее магнитом на доску.
За каждое правильно выполненное задание на экране будут появляться танцующие Звуковички.
Воспитатель: Букву мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим. Некоторые звуки можно легко пропеть. Как они называются? (Гласные). Другие звуки при произнесении встречают преграду в виде языка, губ, зубов. Какие это звуки? (Согласные).
Задание №2. Закрась правильно.
Гласные мы обозначаем(Красным цветом), согласные - (Синим. Это твердые согласные).
(Дети выполняют это задание на приготовленном заранее листе).
Назови букву, которую закрасил(а). Каким цветом? Почему?
Индивидуальные ответы детей:
Ребенок: Красным, потому что это гласная буква.
Ребенок: Синим, потому что согласная.
Дети получают букву «Е», прикрепляют ее магнитом на доску.
Переверни листок и ты увидишь следующее задание:
Задание №3. Напиши букву (у каждого стола своя буква: «Г», «К», «Д», «Т») в слоговых домиках сначала по точкам, а затем самостоятельно слева от гласных. Прочитай слоги.
Воспитатель, по мере завершения детьми задания, предлагает им прочесть слоги и ответить на вопросы: «Каким цветом карандаша написал(а) букву?», «Почему?»
Индивидуальные ответы детей:
Ребенок: Синим, потому что согласный с гласными АОУЫЭ произносится твердо.
Ребенок: Зеленым, потому что согласный с гласными ЯЁЮИЕ произносится мягко.
Воспитатель: Значит, в каких случаях согласные звуки произносятся как твердые? (С гласными АОУЫЭ). В каких случаях произносятся как мягкие? (С гласными ЯЁЮИЕ).
Ребята «Г-К», «Д-Т» - это парные звонкие и глухие согласные звуки.
Молодцы! Справились с заданием. За это
·Вы получаете следующую букву.
Получают букву «Л», прикрепляют ее магнитом на доску.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА «В ЛЕС ПОЙДЕМ».
По тропинке в лес пойдем Дети шагают
Лужи мимо обойдем обходят картинки нарисованных луж
Перепрыгнем ручеек перепрыгивают через скакалку, сложенную на пополам
Посмотрели мы направо смотрят направо
Посмотрели мы налево смотрят налево
Вверх на солнышко взглянули Поднимают глаза вверх, встают на носочки
Ах, какая красота! Опускаются с носочков, руки разводят в стороны.
Воспитатель: А сейчас Мы поиграем в игру «Кто больше».
Задание №4. Игра «Кто больше».
Назовите слова, которые начинаются с заданных звуков:
Индивидуальные ответы детей:
Г: гусь, галка, голубь, гроза, гусеница, галоши, гараж, горы.
Гь: гиря, гитара, гирлянда, гимн, герб, герой.
К: кот, крыша, камень, краски, клей, карман, куст.
Кь: кит, киска, кило, кино, кимоно, кедр, кеды.
Д: дым, дождь, домино, дорога, доска, дудка.
Дь: дерево, диван, динозавр, дети, диск.
Т: тыква, танк, торт, тапочки, тарелка, тумбочка.
Ть: тигр, тело, тень, телевизор, тюль.
Получают букву «К» и прикрепляют ее магнитом на доску.
№5. Развитие слухового внимания.
Воспитатель: Берите свои стульчике и подсаживайтесь поближе ко мне полукругом. Звуковички хотят посмотреть, какие вы внимательные.
Игра «Это правда или нет?». Я буду называть стихотворные строчки, если это правда - Вы хлопаете, если нет - топаете.
Теплая весна сейчас, (Хлопают)
Виноград созрел у нас. (Топают)
Конь рогатый на лугу (Топают)
Летом прыгает в снегу. (Топают)
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть. (Топают)
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» - пел соловей. (Топают)
Быстро дайте мне ответ -
Это правда или нет? (Топают)
Получают букву «А» и прикрепляют ее магнитом на доску.
Воспитатель: Какое слово получилось? (Ответы детей: “БЕЛКА”).
(На доску прикрепляется картинка белки).
Воспитатель: Звуки из сказочного леса любят путешествовать. У них даже есть паровозик. Сегодня в путешествие отправятся звуки из слова БЕЛКА. Каждому звуку нужно купить билет: красный, синий или зеленый.
На доске проводится фонетический разбор слова БЕЛКА по схеме:
Воспитатель:
1. Назови сколько слогов в слове «Белка»
Ребенок: Два.
Воспитатель:
2. На какой слог падает ударение?
Для этого, ребята, чтобы поставить правильно ударение, нужно позвать слово «Белка».
Ребенок: [БЕ:ЛКА] На первый.
Воспитатель:
3. Назови ударный гласный звук.
Ребенок: «Е».
Воспитатель просит ребенка поставить штрих мелом на доске над буквой «Е».
Воспитатель:
А теперь давайте покупать билеты звукам.
4. Дети дают характеристику звуков и выбирают билеты-вагоны.
Работа детей у доски.
Ребенок: Звук «Б» - согласный, мягкий, звонкий - Зеленый билет.
Ребенок: Звук «Е» - гласный, ударный. - Красный билет.
Ребенок: Звук «Л» - согласный, твердый. - Синий билет.
Ребенок: Звук «К» - согласный, твердый, глухой. - Синий билет.
Ребенок: Звук «А» - гласный, безударный. - Красный билет.
На доску за Паровозом дети крепят билеты-вагоны на магнитах под соответствующими звуками.
Воспитатель: Сколько гласных в слове «Белка»? (Ответы детей: “Две”). Сколько твердых согласных? (Две). Сколько мягких согласных (Одна). Сколько звонких согласных (Одна). Сколько глухих согласных (Одна).
5. Количество звуков и букв.
Воспитатель просит ребенка назвать количество звуков и букв в слове белка.
Ребенок: Всего в слове белка 5 звуков, 5 букв.
Воспитатель: Вот теперь Паровозик со звуками готов отправиться в сказочный лес. Давайте проводим их с песней «Пусть всегда будет солнце». Встаньте, ребятки.
Включается музыка. Дети поют песню «Пусть всегда будет солнце»:
Солнечный круг,Небо вокруг -Это рисунок мальчишки.Нарисовал он на листкеИ подписал в уголке:
Припев (2 раза):Пусть всегда будет солнце,Пусть всегда будет небо,Пусть всегда будет мама,Пусть всегда буду я.
Воспитатель: Пока вы пели песню. Я получила «говорящее письмо». Слушаем:
Аудиозапись “говорящего письма”: «Спасибо. Теперь звуки дома. А Вам белка передает орешки».
Воспитатель: Вот гостинцы из сказочного леса. (Показывает корзину с орешками). Угощайтесь. Что нужно сказать? (Ответы детей: “Спасибо”).
Воспитатель раздает орешки.
IV. Итог занятия.
Воспитатель: Сегодня Мы с Вами познакомились со Звуковичками. Помогли им вернуть своих друзей домой. На нашем пути было много преград, но Мы со всем справились. Что Вам больше всего понравилось в нашем путешествии? О чем Вы дома расскажите родителям, своим друзьям? (Ответы детей: “Как разговаривали Звуковички”. “Злая ведьма”. “Смешно танцевали буквы на экране”. “Прикреплять буквы к доске”. “Отвечать у доски”. “Выполнять задания”. Играть в игры «Это правда или нет?», «Кто больше»”. “Паровозик”. Покупать билеты звукам”. “Говорить какой это звук”. “Белка”. “Раскрашивать буквы”. “Читать слоги”. “Петь песню «Пусть всегда будет солнце»”. “Было весело, когда все тянули руки в центр как лучики солнца”.)
В заключении воспитатель благодарит детей за активное участие.
13PAGE \* MERGEFORMAT14815
Рисунок 2Рисунок 615