Урок русского языка в 5 классе на тему Обстоятельство по ФГОС.

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
Цель урока: формирование умения:
определения обстоятельства в предложении,
определения способов выражения обстоятельства в предложении.
Планируемые результаты:
Личностные:
Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание условий для развития уважительного отношения друг к другу.
Воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать свои ответы и ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка.
Метапредметные:
Регулятивные:
Формировать умения формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
Развивать умения работать с информацией на уроке, ясно излагать свои мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Формировать умения находить обстоятельство в предложении, определять способы выражения обстоятельства.
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать их и применять с учетом решаемых задач.
Предметные:
Распознавать обстоятельства, выраженные наречиями и существительными с предлогом, отличать их от дополнения.
Моделировать предложения с обстоятельствами в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Средства обучения: презентация, учебник Русский язык 5 класс. Авторы Т.А.Ладыженская и др.
Формы работы обучающихся: в парах, групповая.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

Мотивация учебной деятельности.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха.
Приветствие учащихся
Подготовка к работе. Приветствие друг друга улыбкой.
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель : создание проблемной ситуации.
Фронтальный опрос.
- Что нового о способах выражения определения вы узнали в 5 классе?
- С каким пунктуационным правилом вы познакомились на прошлых уроках?
   Игра «Четвертый лишний»   А) Существительное, прилагательное, наречие, глагол. Б) Чисто, красивый, быстро, прекрасно В) Свежо, горячо, жгуче, хорошо. Г) Издалека, справа, слева, вправо.
- Запишите предложения.
Мы ходили.
Докажите, что это предложение.
-При помощи каких слов можно более подробно и точно передать информацию этого предложения, сделать ее более полной?
х13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415(куда?)
Мы ходили в лес.


(когда?)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415х
Вчера мы ходили.

х (как?)

Мы ходили пешком.

х13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 (зачем?)
Мы ходили за грибами.

Учащиеся работают в паре, отвечая на вопросы учителя.










Учащиеся находят подлежащее и сказуемое, называют признаки предложения.
Обсуждение
К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3.Выявление места и причины затруднения.
Фиксация новой учебной задачи.
Как называется этот второстепенный член предложения?
(обстоятельство)
Что вы знаете об обстоятельстве?
Зачем нужны обстоятельства в тексте?
Какова тема нашего сегодняшнего урока?
Как вы думаете, чему мы постараемся научиться сегодня на уроке?


Отвечают на вопросы.






Формулируют тему урока.

Формулируют цель урока.
Регулятивные: целеполагание, коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: поиск решения учебной задачи.
Организация наблюдения.
- Что нужно сделать, чтобы точно ответить на вопросы?
Прочитайте предложения.
1.     Русалочка подплыла к кораблю близко.
2.     Матросы громко пели и танцевали.
3.     Потом на палубу вышел молодой  красивый принц.
4.  Все торжественно поздравляли его.
5.     Никто не  заметил, как  быстро приблизилась буря.
6.     Вскоре корабль  затрещал и заскрипел.
7.     Принца Эрика выбросило  за борт. 
 В группе:   План:1.  Найти обстоятельство.
2. На какой вопрос отвечает и что обозначает?
3. Чем выражено обстоятельство?
 ВЫВОД: Что обозначает обстоятельство? Чем может быть выражено обстоятельство?
 Сформулируйте теперь правило полностью. Проверьте по учебнику, верно ли вы сделали вывод.  

Высказывание предположений.

Выполнение заданий. Подтверждение предположений.













Дети в группе работают с карточками.
Фронтальная работа
Отвечают на вопросы. Делают самостоятельно выводы. Проверяют по учебнику правильность сделанных выводов.



Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Реализация построения проекта
Составьте памятку «Второстепенный член предложения – обстоятельство», выбрав из группы только нужные карточки. 
Какова последовательность ваших действий?

Учащиеся составляют план, работают в паре, рассказывая соседу об обстоятельстве.


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
Анализ записанных на доске предложений. Учащиеся находят главные и второстепенные члены.
1. Осенью лес надеват самые дорогие наряды.
2. В лесу теплый красный свет идет от осин.
3. Ярко серебрят(ть, т)ся ниточки паутины.
4. Ултают на юг последние перелетные птицы.

Разбор предложений индивидуально и фронтально. Анализ и обсуждение в классе. Запись в тетради.
Анализ орфограмм.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Самостоятельная работа.
Цель: коррекция отработки способа.
Организует работу в паре.
1.- Прочитайте слова в воскресенье, наглухо, из чащи, певуче, зимой, без остановки, здесь, поздно, под солнцем.
- Что вы можете о них сказать? (Могут быть в предложении обстоятельством)
- На какие группы можно поделить эти слова? (Обстоятельства места, времени, образа действия)
- В чем отличие от дополнения?
- Работая в паре, запишите слова в три столбика, определите часть речи. При необходимости пользуйтесь памяткой.
Организует работу в группах.
Сконструировать текст, используя слова для справок.
Разбушевался листопад . Листья падают на землю. Осень одаривает лес красками. Поздней ... птицы улетают .
Слова для справок: в лесу, щедро, на юг, тихо, осенью.
Самостоятельная работа. Учащиеся работают в паре. Осуществляют самопроверку по образцу, записанному на доске.












Обсуждение в группе возможных вариантов предложений.



Самопроверка по образцу, записанному на доске.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Включение в систему знаний и повторение.
Цель: коррекция отработки способа.
Организация самостоятельного выполнения задания. Соревнование по вариантам.
Вариант 1
Укажите предложения, в которых есть
1. обстоятельство времени.
а) По дороге в школу встречаюсь с друзьями.
б) Осенью улетают в жаркие страны перелетные птицы.
в) По вечерам вся семья собиралась за столом.
2. обстоятельство места.
а) С деревьев, кружась, падали разноцветные листья.
б) Постепенно зажигались на небе звезды.
в) Медленно поднимается солнце.
3. обстоятельство образа действия.
а) Быстро прошло лето.
б) Поздней осенью переменит белочка свой наряд на зимний.
в) Мы медленно продвигались по тропе.
Вариант 2
Укажите предложения, в которых есть
1. обстоятельство времени.
а) Цветы долго не распускались.
б) На другой день пришли гости.
в) С утра до вечера шел дождь.
2. обстоятельство места.
а) Скоро наступит холодная зима
б) Белка забралась на вершину высокой ели.
в) В лесных кладовых спрятала белка орехи.
3. обстоятельство образа действия.
а) Внезапно поднялся резкий ветер
б) На ветках развесила белка сушить грибочки.
в) Эти соревнования прошли удачно для нашей команды.
Выполнение заданий самостоятельно.
Самооценка с проверкой по карточкам.
Регулятивные: планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция.










































Рефлексия деятельности
Цель: самооценка учебной деятельности, соотношение цели и результата.
Домашнее задание.
Всем: Знать, что такое обстоятельство, уметь рассказывать о нем по составленному на уроке плану.
Составьте и запишите на тему «Осенний лес» четыре распространенных предложения, в которых вы должны использовать обстоятельства с разными значениями. Обстоятельства подчеркните и обозначьте способ их выражения
или
Упр. 196.
Планирование выполнения домашнего задания. Предположение возможных затруднений.
Регулятивные: волевая саморегуляция; коммуникативные: постановка вопросов.













Подведение итогов урока.
Продолжите фразы:
Сегодня на уроке
Мне на уроке
Самооценка деятельности учащегося, соотнесение цели и результатов, степени их усвоения
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия, личностные: смыслообразование.







15