Методическая разработка урока русского языка по теме Обстоятельство (5 класс ФГОС)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла
Обстоятельство
(урок русского языка в 5 классе, ФГОС ООО)
Е. С. Аверичева
высшая квалификационная категория
2015
Образовательные цели:
формирование понятия об обстоятельстве как о второстепенном члене предложения, способах его выражения;
формирование умения находить обстоятельства в тексте, определять их значение по вопросу;
развитие навыка составления предложений и целых текстов с обстоятельствами, имеющими разные значения.
Цели, направленные на формирование универсальных учебных действий:
поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову;
формирование регулятивных универсальных учебных действий целеполагания учебной деятельности, самооценки и коррекции;
формирование коммуникативных универсальных действий: формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог;
формирование познавательных учебных действий: осуществление операций анализа, обобщения, классификации, построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.
Ресурсы:
учебник «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др.;
раздаточные дидактические материалы;
презентация в MS PowerPoint «Обстоятельсво».
Конспект урока объяснения нового материала
№
Этап урока.
Основное содержание этапа.
Основные виды деятельности учащихся
1
Проверка домашнего задания.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.
(А. С. Пушкин)
Слайд 1.
Так А. С. Пушкин описывал осеннюю пору, стоящую за окном. Дома, выполняя
упр. 188, вы создавали осенние пейзажные зарисовки.
В своих текстах вы должны были использовать определения. Что такое определение? Прочтите полученный текст. Скажите, вызвало ли затруднение выполнение домашней работы? Если вызвало, то какое?
Итак, мы продвигаемся дальше по пути исследования второстепенных членов предложения.
Регулятивные УУД:
самооценка и коррекция.
2
Мотивация (создание проблемной ситуации).
На доске написано предложение.
Мы ходили.
Перед вами предложение. Докажите, что это предложение. (Грамматическая основа, слова связанные по смыслу и грамматически, интонация конца предложения).
При помощи каких слов можно более подробно и точно передать информацию этого предложения, сделать ее более полной?
х13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415(куда?)
Мы ходили в лес.
(когда?)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415х
Вчера мы ходили.
х (как?)
Мы ходили пешком.
х13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 (зачем?)
Мы ходили за грибами.
Слайд 2
Вопрос задаем от глагола – сказуемого. Вопросы куда, когда, как, зачем.
Этот второстепенный член выражен наречием или существительным с предлогом.
Как называется этот второстепенный член предложения?
(обстоятельство)
Что вы знаете об обстоятельстве?
Зачем нужны обстоятельства в тексте?
(Обстоятельства расширяют информацию, делают ее более понятной. Каждое последующее предложение раскрывает подробности того, что происходит, раскрывают обстоятельства, при которых совершалось действие).
Итак, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Обстоятельство.
Познавательные УУД:
постановка и решение проблемы.
3
Целеполагание.
Как вы думаете, чему мы постараемся научиться сегодня на уроке?
(находить обстоятельства в тексе, ставить вопросы к обстоятельствам, выяснять их значение, определять роль обстоятельств в тексте.)
Регулятивные УУД:
целеполагание
4
Объяснение нового материала.
Найдем определение обстоятельства в нашем учебнике. (Читают определение).
Вопросы обстоятельства легко запомнить по ритмичной фразе:
Где, когда, куда, откуда,
почему, зачем и как?
На эти же вопросы отвечают наречия, поэтому не случайно обстоятельства выражаются наречиями и существительными с предлогами.
О чем говорят эти вопросы обстоятельства?
где? куда? откуда?
когда?
почему?
как?
зачем?
место действия
время действия
причина действия
образ действия
цель действия
Эти вопросы помогают уточнить, при каких обстоятельствах совершалось действие.
Слайд 3.
Познавательные УУД:
анализ языкового материала, установление причинно-следственных связей
5
Первичное закрепление материала.
Используя опорный материал, вопросы, выполните следующее задание.
Выписать словосочетания с обстоятельствами, по вопросу определите значение обстоятельств.
Как мы будем выполнять данное задание? (Образец выполнения у доски).
1. Осенью лес надеват самые дорогие наряды.
2. В лесу теплый красный свет идет от осин.
3. Ярко серебрят(ть, т)ся ниточки паутины.
4. Ултают на юг последние перелетные птицы.
5. Из-за сильного ветра закружились разноцветные листья.
6. На ночлег мы остановились на берегу реки.
Слайд 4
х
надевает (когда?) осенью – время
х
идет (где?) в лесу – место
х
серебрятся (как?) ярко – образ
х
улетают (куда?) на юг – место
х
закружились (почему?) из-за ветра – причина
х
остановились (зачем?) на ночлег - цель
х
остановились (где?) на берегу - место
Познавательные УУД:
анализ языкового материала, формулировка и аргументация собственного мнения.
6
Дальнейшая работа по закреплению изученного материала.
Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.
Слайд 5.
Следующее задание потребует от вас большей самостоятельности. Вам необходимо выполнить тестовые задания.
Вариант 1
Укажите предложения, в которых есть
1. обстоятельство времени.
а) По дороге в школу встречаюсь с друзьями.
б) Осенью улетают в жаркие страны перелетные птицы.
в) По вечерам вся семья собиралась за столом.
2. обстоятельство места.
а) С деревьев, кружась, падали разноцветные листья.
б) Постепенно зажигались на небе звезды.
в) Медленно поднимается солнце.
3. обстоятельство образа действия.
а) Быстро прошло лето.
б) Поздней осенью переменит белочка свой наряд на зимний.
в) Мы медленно продвигались по тропе.
Вариант 2
Укажите предложения, в которых есть
1. обстоятельство времени.
а) Цветы долго не распускались.
б) На другой день пришли гости.
в) С утра до вечера шел дождь.
2. обстоятельство места.
а) Скоро наступит холодная зима
б) Белка забралась на вершину высокой ели.
в) В лесных кладовых спрятала белка орехи.
3. обстоятельство образа действия.
а) Внезапно поднялся резкий ветер
б) На ветках развесила белка сушить грибочки.
в) Эти соревнования прошли удачно для нашей команды
Слайд 6
Ответы
Вариант 1
б, в
а, б
а, в
Вариант 2
б, в
б, в
а, в
Познавательные УУД:
совершенствование операций анализа и классификации.
Регулятивные УУД:
контроль и коррекция.
Слайд 7
А теперь немного отдохнем (физкультпауза).
Мысленно перенесемся в осенний лес (встали, закрыли глаза). Мы идем по осеннему лесу. Тихо падают листья. Подставьте свои ладошки, поймайте падающий листочек. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте его с руки. Идем дальше (откройте глаза). Посмотрите: на ветке березы сидит синица. Посмотрите в другую сторону: под елкой затаился заяц. Не торопясь, мы выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким легких стало ваше тело.
Итак, мы мысленно побывали в лесу. Увидели красоту осеннего леса.
Задания по выбору.
а) Творческое задание – написать мини-сочинение на тему «Осенний лес».
В предложениях вы должны использовать обстоятельства с разными значениями, они должны отвечать на разные вопросы.
Слайд 8
б) Сконструировать текст, используя слова для справок.
Разбушевался листопад . Листья падают на землю. Осень одаривает лес красками. Поздней ... птицы улетают .
Слова для справок: в лесу, щедро, на юг, тихо, осенью.
Слайд 9
Слайд 10
Познавательные УУД:
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УУД:
приложение волевых усилий и преодоление трудностей на пути достижения целей.
7
Домашнее задание.
параграф 39, стр. 88, упр. 196, дополнительно упр. 107.
8
Подведение итогов урока (рефлексия).
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Какие трудности испытывали? С чем они были связаны?
Поставьте на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднение.
Оцените уровень своих знаний и умений на сегодняшнем уроке.
Слайд 11
Регулятивные УУД:
анализ собственной учебной деятельности и самокоррекции.
15