Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
70 Дата проведения:10.03.17г
Тема: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
Цели: изучить условия обособления обстоятельства; закрепить умение обособлять обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием, продолжить подготовку к РЭ.
Задачи: уметь находить в тексте обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом или одиночным причастием; уметь различать деепричастный оборот от одиночного деепричастия.
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока
Орг.момент.
-Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Тем самым вы создаете хорошее настроение не только себе, но и окружающим.
II. Тренировочные задания для подготовки к РЭ.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Есть у Гаршина другой рассказ на ТУ(ЖЕ) тему, он не имел ТОГО(ЖЕ) успеха, как «Четыре дня», однако был характерен для манеры и взглядов писателя.
В зале было много офицеров, и (ПО)ЭТОМУ Державин ТУТ(ЖЕ), на ходу, узнал содержание и смысл разговора.
Поплыл он в ТОТ(ЖЕ) день со своим новым хозяином в Россию и (В)НАЧАЛЕ целых три недели так страдал морской болезнью, что даже ничего не видел.
Ответ: ________________________________________
Выпишите составное глагольное сказуемое из указанных ниже предложений.
Деревья благоухают мокрой корой.
Мама после чая продолжала вязать и говорить о соседях и о хозяйстве. Дом стал как будто меньше и красивее.
Ответ: ________________________________________
Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить тире.
Сколачивание денег есть уже характерная черта человека ограниченного и скупого.
Вся жизнь его словно легенда.
Сохранение культурной среды задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы.
«Хождение по мукам» героическая эпопея, отражающая сложнейший исторический период в жизни России.
Ответ: ________________________________________
Расставьте знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Яшка обернулся и увидал над забором Валькины пятки да рассерженное лицо матери.
То огромные голубые зв зды то какие-то тугие синие клубы таинственно дымились внутри кипящих водяных бугров бледно-зел ным фосфором.
Работа геолога трудна зато привлекательна.
Сухой и сладкий запах елей и роскошный запах жасмина дали ему острое чувство лета и чьей-то старинной летней жизни в этой богатой и прекрасной усадьбе. 5) В окнах зала и гостиной мягко краснел меж ветвями сосен и пихт закат.
Ответ: ________________________________________
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
До сих пор (1) к сожалению (2) продолжают бытовать неверные взгляды на лирику о деревне. Буало (3) как известно (4) считал, что разум и порядок принадлежат природе.
Ответ: ________________________________________
III. Выборочный цифровой диктант.
Задание: I вариант – записать номера предложений с обособленным определением; II вариант – с обособленным приложением.
1. Владимир Арсеньев, неутомимый исследователь Дальнего Востока, посвятил свыше тридцати лет изучению его природных богатств.
2. Ровесники годами, они почти никогда не разлучались.
3. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки.
4. Наступила пасмурная минута, предшествующая обыкновенному рассвету, полная победы света над землей.
5. Анатолий Демидов, сын русского посла во Флоренции, прогуливался однажды в окрестностях Помпеи с художником Брюлловым.
6. По ту сторону Оки были кусты, отражавшиеся в речном зеркале, и луга.
7. Вошло несколько человек, вероятно ожидавших снаружи.
8. Демидов, выслушав Брюллова, тут же заказал ему картину.
9. Седой ребенок большого роста, он много видел, много знал.
10. Вид улиц мертвого города, похороненного под пеплом, отпечатки тел застигнутых врасплох смертью людей, сохранившиеся дома с пережившей семнадцать веков утварью – всё это поразило воображение художника.
Ключ: I вариант – 3, 4, 6, 7, 10; II вариант – 1, 2, 5, 9.
IV. Целеполагание.
– Какой номер вы не выписали? (8.) Почему? (Потому что в этом предложении есть другой обособленный член.) Какой? (Обособленное обстоятельство.) Вот о нем мы и будем сегодня говорить?
Учащиеся отвечают на вопросы:
– Чем может быть выражено обособленное обстоятельство?
– Какие из способов обособления обстоятельств нам уже встречались?
– Какие нам неизвестны?
Обособленное обстоятельство
– Сегодня мы подробнее остановимся на обособленном обстоятельстве, выраженном ДО (деепричастным оборотом) или одиночным деепричастием. Рассмотрите внимательно следующую таблицу. (Прочесть.)
Одиночное деепричастие и деепричастный оборот.
Ставится запятая
Не ставится запятая
1. Деепричастный оборот в любом месте предложения
1. Одиночное деепричастие, ставшее наречием образа действия (стоя, лежа, сидя); обычно стоит после глагола
2. Одиночное деепричастие со значением глагольности (обычно стоит перед глаголом)
2. Фразеологический оборот: работать спустя рукава, бежать сломя голову
3. Однородные одиночные деепричастия
3. Деепричастие, тесно связанное с глаголом или входящее в состав составного сказуемого
4. Деепричастный оборот, выступающий в роли вводной конструкции: судя по всему, по совести говоря
4. Выражения: начиная с, исходя из, спустя
5. Деепричастный оборот, относящийся к разным (главным) словам
6. Однородные деепричастные обороты, относящиеся к одному главному слову
– Всегда ли обособляется обстоятельство, выраженное деепричастием или ДО?
– Перепишите таблицу в справочник.
V. Графический диктант.
Задание: в данных предложениях расставить необходимые знаки препинания; пользуясь таблицей, объяснить пунктуацию.
1. Он шел прихрамывая. (Как? Каким образом?)
2. Большой пень, тлея, лежал на углях. (Перед глаголом, можно переместить в любое место предложения.)
3. Никогда не берись за последующее, не усвоив предыдущего. (ДО.)
4. Читать лежа вредно. (Деепричастие близко по функции к наречию.)
5. Они слушали его рассказ затаив дыхание. (Фразеологический оборот.)
6. Начиная с первого мая мы будем учиться в одну смену. (Начиная с )
7. Там чьи-то глаза смотрели не мигая. (Не мигая – как? каким образом?)
8. Феня еще долго сидела пригорюнившись. (Сидела пригорюнившись – расстроилась – составное сказуемое.)
9. Она читала быстро и молча. (Быстро и молча – однородные обстоятельства, одно из которых – наречие, другое – деепричастие.)
10. Не шумя, не толкаясь, не споря, собрались ребята на школьном дворе. (Не шумя, не толкаясь, не споря – однородные одиночные деепричастия.)
VI. Работа с учебником. (устная работа по упражнению 315).
Домашнее задание: § 51, упр. 320; найти границы деепричастных оборотов. Ответить на вопрос: «Какие варианты расстановки знаков препинания возможны и почему?»
Рисунок 1Рисунок 215