Разработка урока по геометрии в 7 классе Свойство медианы равнобедренного треугольника 
 Цель:
     сформулировать и доказать теорему о свойстве медианы равнобедренного треугольника.  
 Задачи урока: 
    учебно-познавательная:
углубить знания по теме «Равнобедренный треугольник»
сформулировать умение применения теоремы о свойстве медианы равнобедренного треугольника в стандартных и нестандартных ситуациях;    
     развивающая: развитие грамотной речи, развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, анализировать и делать выводы. 
    воспитательная: воспитание интереса к предмету, настойчивости, воли при решении поставленной задачи.    
   Оборудование:
     портрет Евклида, набор задач с готовыми чертежами, иллюстрации к историческим сведениям, чертежные инструменты, карточки задания, раздаточные материалы с печатной основой, мультимедийный проектор, рисунки учащихся.
Ход урока.
Разминка для пальцев.
руки вытянуты вперёд, одновременное сжимание и разжимание пальцев обеих рук на счёт «раз – два»;
«погладим котёночка»;
«весёлые маляры», синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз, затем влево – вправо;
«курочка пьёт воду»;
«зайчик»;
«кольцо»;
«гусь».
Мой юный друг!
       Сегодня ты пришел вот в этот класс
   На геометрии очередной урок,
   Чтоб подвести изученному небольшой итог,
   А также умом своим на новое взглянуть.
   Пускай не станешь ты Евклидом. А вдруг?
   Ведь столько не разгадано ещё вокруг?
Учитель: Кто ж такой Евклид?
Ученик: Евклид – древнегреческий ученый, живший в III веке до н.э.
Учитель: А в чем состоит заслуга Евклида?
Ученик: Его заслуга состоит в том, что он написал великий труд книгу «Начала».
Учитель: Из скольких частей состоят «Начала»?
Ученик: «Начала» состоят из 13 частей.
Учитель: Ребята, 9 из них посвящены вопросам геометрии и более двух тысяч лет геометрию изучали по этой книге. Поэтому геометрия, которую мы изучаем в школе называется.
Ученики: евклидовой.
Учитель: «Начала» считаются популярным рукописным памятником древности. Мировая наука начинается с геометрии. Ребята, большое место в «Началах» Евклида уделено сведениям о треугольниках. И в частности одному «удивительному» треугольнику. У вас на партах лежат модели треугольников. Выберите треугольник, который удивляет вас своими свойствами. Какой это треугольник? Верно, это равнобедренный треугольник. Ребята, а знаете ли вы, что среди равнобедренных треугольников есть «золотой» или «возвышенный»? Вы удивились этому? Сегодня на уроке мы с вами откроем еще одно свойство равнобедренного треугольника.                                                  
          С
	    А	D	B
   Итак, как называется    АВС? Чем в этом треугольнике является отрезок CD?
Ученик: Отрезок CD является медианой.
Учитель: Давайте уточним какой именно медианой?
Ученик: Медианой, проведенной к основанию равнобедренного треугольника.
Учитель: Ребята, эта медиана обладает удивительным свойством. И цель нашего урока узнать: в чем заключается это свойство. 
   Итак, тема нашего урока: «СВОЙСВО МЕДИАНЫ РАВНОБЕДРЕННОГО ТРЕУГОЛЬНИКА».
   Ребята, мы назвали равнобедренный треугольник удивительным, и я предлагаю открыть новое свойство необычно.
   Скажите, пожалуйста, какое важное событие скоро произойдет в спортивном мире.
 Ученик: Зимние олимпийские игры в Италии в г.Турине.
 Учитель: А что объединяет математику и спорт?
 Ученик: Чтобы быть хорошим спортсменом и быть хорошим математиком нужно много тренироваться.
Учитель: Верно. «Ведь  способности как и мускулы растут при тренировке». А есть ли ещё сходства?
Ученик: В математике так же как и в спорте проводят олимпиады.    
Учитель: Верно. Спортивные олимпиады так же, как и «Начала» Евклида, родились в древней Греции.
   Давайте и мы с вами проведем геометрические старты. Ведь геометрия является разновидностью физкультуры, а именно интеллектуальной физкультурой.
   Итак, объявляется подготовка к олимпиаде. Все выходим на кросс-опрос.
какой треугольник называется равнобедренным?
Ответ: треугольник называется равнобедренным, если у него две стороны равны. Эти равные стороны называются боковыми, а третья сторона основанием.
что ты сможешь сказать об этом треугольнике?
	С
	 А	М
Ответ: он равнобедренный. АС, МС – боковые стороны.
сформулируйте свойство равнобедренного треугольника
Ответ: в равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
что ты можешь сказать об этом треугольнике       
В
	 500	500	
	А	С
Ответ: этот треугольник равнобедренный
почему?
Ответ: у него два угла равны. Если в треугольнике два угла равны, то он равнобедренный.
Учитель: Подготовка прошла успешно. 
   Команда 7а в полном составе к олимпийским стартам. Место проведения: с. Бакалдинское, школа. Зрители - учителя района.
   Право зажечь олимпийский огонь предоставляется лучшему ученику.
   Зажечь огонь. Звучит спортивный марш.
   Как и положено на олимпийских стартах вы сейчас представите свою команду. Я вижу вы подготовили выставку рисунков. Какова тема вашей выставки?
Ученик: Высота, биссектриса и медиана треугольника.
Учитель: Что такое высота треугольника?
Ученик: Высотой треугольника, опущенной из данной вершины, называется перпендикуляр, проведенный из этой вершины к прямой, которая содержит противолежащую сторону треугольника. 
Учитель: Что такое биссектриса треугольника? 
Ученик: Биссектрисой треугольника, проведенной из данной вершины, называется отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий эту вершину с точкой на противолежащей стороне.
Учитель: Что такое медиана треугольника?
Ученик: Медианой треугольника, проведенной из данной вершины, называется отрезок, соединяющий эту вершину с серединой противолежащей стороны треугольника.
Учитель: 
	В
                                N                                 K	
	А
	D	С
   Чем в треугольнике АВС является:
отрезок BD
отрезок CN
отрезок АК?
   Ну, что ж вы неплохо представили свою команду. Молодцы!
   Начинаем соревнования:
1) «Геометрический биатлон». Тестирование.
	Вариант 1
Чем является отрезок BK в данных треугольниках:
1)	                    2)	                           3)          
              B	   A    K             C	A
	K
 A           K          C	   B
	B             C
а) медиана
б) высота
в) биссектриса		
	вариант 2
Чем является отрезок BM в данных треугольниках:
1)	                    2)	                           3)
	  A                          C                             B
	M
	           M
                                 A
	C
     B	B      A           M    С              
а) высота
б) биссектриса                              
в) медиана
ответ: 1в.: 1)в; 2)б; 3)а
                2в.: 1)в; 2)б; 3)а
Подвести итоги!
2) «Геометрическое ориентирование».
Найдите ошибку.
	В	В	В
                         500	9	8
	5	     8
    А              600	С                           700                 700
	А	С	А	С
	8
		В
	В	6
	D
                                                                                                        7
                                             700
	А	    С	А                               С
	К
	Ответ обоснуйте. Подвести итоги
Физминутка
 3) «Геометрический слалом».
Учитель:  Ребята, вы наверное знаете, что горный слалом один из сложных видов спорта. Чтобы пройти хорошо горную трассу, её нужно исследовать. Мы тоже сейчас займемся геометрическим исследованием (в результате исследования учащиеся должны сформулировать и доказать теорему о свойстве медианы равнобедренного треугольника). Результаты исследования должны быть представлены в виде схемы. Учащиеся вместе с учителем рассматривают рисунок и делают выводы.
   Итак, перед нами рисунок. Узнай об этом треугольнике все что можно.
	  С
	А	В
	                          D
В результате исследования должна получиться следующая схема:
	 С
	А	В
                                                               D
             АВС-                                     CAD                                CD - медиана
   равнобедренный                            CBD                          D – середина отрезка
AC=BC               CAD=   CBD                                                           AD=BD
                                            CAD =   CBD                   
                              ACD =   BCD                           ADC =   BDC                                                                                                               
                                                                                                                     ADC+  BDC=1800
                                                                                                                                                   (смежные)
 	       ADC = 900
                        CD – биссектриса                             BDC = 900   
                                                                               CD - высота    
Учащиеся делают вывод: В равнобедренном треугольнике медиана, проведенная к основанию, является биссектрисой и высотой. 
   Каждый учащийся самостоятельно ещё раз доказывает теорему, используя схему:                                                    С
	А                D                 В
   Закрепление. Решение задач.		
  1                  B                                      2 	  A
                                Найдите     DBA	                                     Найдите   DBA
	   400  	
	B	
                                                                           500	C
  A                   D                 C
	   D
  3	         C          Найдите    DBA        4         D     A 
                                                                                 B
	                                                                                         Найдите    DBA
                         B                                                    
                                                                                                    300
                                  A
D	C        M          K
    5	 K	   
                                                            	Найдите     DBA
                                   D                       
                         400
	 A               C                         B
   Подведение итогов. Объявление победителей. Выставление оценок.
Учитель: Знания, накопленные в геометрии, использовались в архитектуре, в живописи. Древние зодчие, художники были прекрасными геометрами. использовали они и свойства равнобедренного треугольника, в частности «золотого треугольника» - у которого углы при основании по 720, а при вершине 360. Он обладает особым свойством: биссектриса угла при основании делит противолежащую сторону в золотом сечении. Равнобедренный треугольник основа пропорциональной сетки, которую используют художники и архитекторы при написании картин и создании прекрасных зданий.
   Примеры. Миланский собор, картина Леонардо да Винчи «Джоконда». (см. приложение 1, 2, 3)
   Домашнее задание: П 26, №28, работа по схеме.
   Задание для сильных учащихся: исследовательская работа «Золотой треугольник».
Учитель:  Я надеюсь, что смотр знаний, каким является олимпиада, откроет имена талантливых юных математиков. Дерзайте! У вас все впереди. И может быть, кому-то из вас суждено будет сделать открытие в математической науке.
   Сейчас идет реализация национального проекта «Образование» - одним из направлений его является поддержка талантливой молодежи, в том числе и учащихся, имеющих высокие показатели в учебе (победители олимпиад).
   Может в их числе будет кто-то из вас.	
15