Рабочая программа по геометрии в 7 классе (УМК Погорелова А.В.)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дровянинская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО предметов физико-математического цикла
___________ /Голубев А.А
Протокол № ___ от
«___» __________ 2013
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ «Дровянинская СОШ»
_________ /Иванива И.А./
«____» _______ 2013
«Утверждено»
Директор МОУ «Дровянинская СОШ»
________ /Артемьева Л.Г./
Приказ № _____ от
«___» ____________ 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии для 7 класса
(на ступени основного общего образования, уровень – базовый)
Программа: для общеобразовательных классов
Авторы: А.В. Погорелов
Учебник: “Геометрия 7 - 9”
А.В. Погорелов
Москва: «Просвещение», 2010
Учитель математики: Холодов С.А.
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента
Государственного стандарта математического образования РФ 2004 г. и ав- торской программы А.В.Погорелова к учебнику «Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений» автора А.В.Погорелова ( 2010 г. издания).
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели курса геометрии:
Развитие системы математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;
Развитие качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критич- ности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры;
Развитие представлений об идеях и методах математики как универ сального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Развития культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры.
Задачи обучения геометрии:
Создать условия для развития:
Понятия точки, прямой, полупрямой, полуплоскости, отрезка, угла, треугольника, параллельных прямых; теоремы, доказательства, аксиомы; навыков изображения геометрических фигур; устной математической речи;
Понятия смежных и вертикальных углов, биссектрисы, перпендикулярных прямых;
Понятие равнобедренного треугольника; свойства медианы, биссектрисы и высоты равнобедренного треугольника; три признака равенства треугольников;
Понятие прямоугольного треугольника; признаки параллельности прямых; углов образованных при пересечении прямых секущей; внешнего угла треугольника;
Понятие окружности, касательной к окружности, вписанной и описанной окружности; геометрического места точек.
Особенности курса и класса:
Преподавание геометрии в 7Б классе ведется по учебнику «Геометрия, 7-9» автор Погорелов А.В. Учебник соответствует обязательному минимуму содержания образования.
В курсе геометрии 7-го класса расширяются сведения о геометрических фигурах. На начальном этапе основное внимание уделяется двум аспектам: понятию равенства геометрических фигур (отрезков и углов) и свойствами измерения отрезков и углов. Главное место занимают признаки равенства треугольников. Формируются умения выделять равенство трех соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки. Особое внимание уделяется доказательству параллельности прямых с использованием соответствующих признаков. Теорема о сумме углов треугольника позволяет получить важные следствия, что существенно расширяет класс решаемых задач. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю во II, III, IV четвертях, что составляет 50 часов в учебный год. Из них контрольных работ 5 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Начальные геометрические сведения» 13 ч, «Вертикальные и смежные углы» 8 ч, «Признаки равенства треугольников» 11 ч, «Сумма углов треугольника» 12 ч, «Геометрические построения » 6 ч.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения геометрических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
В 7Б классе 14 учащихся. Класс является достаточно неровным. Есть «сильные» и «слабые» ученики. В данной программе как раз учитываются индивидуальные особенности учащихся. Поэтому, при реализации программы будут использоваться различные подходы для реализации поставленных целей, а также определённая система уроков, для того, чтобы учащиеся усвоили программный материал и «научились учиться».
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития математических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Специфика целей и содержания изучения геометрии повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.Программа предполагает проведение следующих видов уроков:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты, предполагается использование ПК кабинета, либо мобильный ПК с проектором.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Может компьютер на таких уроках использоваться как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу, а также Интернет.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и могут предлагаться в компьютерном варианте, причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Изучение наиболее значимых тем завершается проведением зачетных работ. Контрольные, самостоятельные и зачетные работы проводятся в соответствии с графиком.
Содержание программы.
Содержание учебного материала (в соответствии с Государственным
стандартом и с учетом УМК).
«Начальные понятия и теоремы геометрии»
Возникновение геометрии из практики. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние, отрезок, луч. Угол, острый угол, прямой угол, тупой угол. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и её свойства. Перпендикулярность прямых. Окружность и круг.
«Треугольник»
Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Сумма углов треугольника.
«Измерение геометрических величин»
Длина отрезка. Величина угла. Градусная мера угла.
«Построения с помощью циркуля и линейки»
Деление отрезка пополам. Построение треугольника по трём сторонам. Построение перпендикуляра к прямой. Построение биссектрисы.
Тематическое планирование.
№ урока
Название темы
Количество часов
1. Основные свойства простейших геометрических фигур - 13 часов
1
Геометрические фигуры. Точка и прямая
1
2
Отрезок
1
3
Измерение отрезков
1
4
Полуплоскости
1
5
Полупрямая
1
6
Угол
1
7
Откладывание отрезков и углов
1
8
Треугольник
1
9
Существование треугольника, равного данному
1
10
Параллельные прямые
1
11
Теоремы и доказательства. Аксиомы
1
12-13
Контрольная работа № 1, р.о.
2
2. Смежные и вертикальные - 8 часов
14
Смежные углы
1
15
Вертикальные углы
1
16
Перпендикулярные прямые
1
17
Доказательства от противного
1
18
Биссектриса угла
1
19
Решение задач
1
20-21
Контрольная работа № 2, р.о.
2
3. Признаки равенства треугольника – 11 часов
21-22
Первый и второй признаки равенства треугольника
2
23-24
Равнобедренный треугольник
2
25-27
Медиана, биссектриса и высота треугольника
3
28-29
Третий признак равенства треугольников
2
30-31
Контрольная работа № 3, р.о.
2
4.Сумма углов треугольника – 12 часов
32
Параллельность прямых
1
33
Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей
1
34
Признак параллельности прямых
1
35-36
Свойства углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей
2
37-39
Сумма углов треугольника
3
40
Прямоугольный треугольник
1
41
Существование и единственность перпендикуляра к прямой
1
42
Решение задач
1
43
Контрольная работа № 4
1
5. Геометрические построения – 6 часов
44
Окружность
1
45
Окружность, описанная около треугольника
1
46-47
Касательная к окружности. Окружность, вписанная в треугольник.
2
48
Что такое задачи на построение. Построение треугольника с данными сторонами.
1
Построение угла, равному данному
Построение биссектрисы угла
Деление отрезка пополам.
Построение перпендикулярной прямой.
Геометрическое место точек. Метод геометрических мест.
49
Контрольная работа № 5
1
6. Повторение 1 час
50
Повторение
1
III. Требования к уровню подготовки учащихся.
1. В результате изучения главы 1. «Основные свойства простейших геометрических фигур» учащиеся должны
Уметь:
- изображать планиметрические фигуры; распознавать геометрические фигуры; применять свойства в процессе решения задач.
2. В результате изучения главы 2. «Смежные и вертикальные углы» учащиеся должны
Уметь:
- применять свойства в процессе решения задач; вести доказательные рассуждения.
3. В результате изучения главы 3. «Признаки равенства треугольников» учащиеся должны
Уметь:
- применять свойства в процессе решения задач; вести доказательные рассуждения; изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
4. В результате изучения главы 4. «Сумма углов треугольника» учащиеся должны
Уметь:
- доказывать параллельность данных прямых с использованием соот -ветствующих признаков; находить углы при параллельных прямых и секущей.
5. В результате изучения главы 5. «Геометрические построения» учащиеся должны
Уметь:
- решать простейшие задачи с помощью циркуля и линейки; пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира; распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
В результате изучения курса геометрии 7-го класса учащиеся должны уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды), различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин отрезков, градусную меру углов);
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для: описания реальных ситуаций на языке геометрии; решения практических задач; построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Литература:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования // Математика.
М.П. Нечаев «Разноуровневый контроль качеств знаний по математике».
С.М. Кадилов «Геометрия. Методическое пособие, 7 класс.»
А.В.Погорелов «Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений» М: 2010
Программа средней общеобразовательной школы: Математика. М: 2006
13PAGE 15
13PAGE 14815
15