Разработка урока для 9 класса Технологическая карта урока с применением интерактивной доски по теме Аммиак


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №329
ЮГО-ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ











Технологическая карта урока химии
с использованием интерактивной доски







Выполнила:
учитель химии
Кудрявцева Лариса Михайловна

Москва 2015 год

1 Класс: 9
2 Тема урока: Аммиак и его свойства
3 Базовый учебник (название, автор): Е.Е. Минченков, А.А. Журин «Химия. 9 класс»
4 Цель урока: познакомить учащихся со строением аммиака, его физическими и химическими свойствами, получением, применением и значением.
5 Предполагаемые результаты обучения:
- личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью, осуществлять контроль и самооценку, расширение мировоззренческих представлений о роли химии в развитии общества.
-метапредметные: химические знания тесно связаны со знанием таких предметов, как физика (строение атома, газовые законы), биологией (влияние аммиака на организм человека и применением его в медицине), экологией (получение аммиака в промышленности и охрана окружающей среды), тесная связь химии с производством.
-предметные: учащиеся должны уметь объяснять строение молекулы аммиака и как следствие – особенности свойств его;
Знать физические и химические свойства аммиака, уметь составить уравнения реакций, отражающих эти свойства;
Знать способы получения аммиака в лаборатории и промышленности;
Понимать значимость аммиака и его соединений для человека.
6 УУД, формируемые (базовые) на уроке – постановка целей и умение анализировать условия достижения их;
Умение устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать результаты;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность участников;
Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;
Умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
Умение добывать нужную информацию, используя современные информационные технологии, применять ее;
Умение осуществлять самоконтроль, самооценку.
7 Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний с применением ЭОР, интерактивной доски.
8 Формы работы учащихся: фронтальная,
групповая,
индивидуальная разноуровневая.
9 Необходимое оборудование (дидактическое, техническое, компьютерное): учебник, рабочие тетради, карточки с разноуровневыми заданиями по азоту и аммиаку, реактивы для демонстрационного опыта: раствор аммиака, соляная кислота, стеклянная палочка, пробирки; для лабораторного опыта учащимся: раствор аммиака, фенолфталеин, два компьютера, интерактивная доска, обычная доска, интернет ресурсы ФЦИОР по аммиаку, жесткие диски – «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия ( раздел – неметаллы), DVD-video «Школьный химический эксперимент» - неорганическая химия («Азот и фосфор»).





Структура и ход урока

Этап урока
Основной вид деятельности со средствами ИКТ (название используемых ЭОР, действий с ЭОР и интерактивной доской, с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность преподавателя (функции и виды: организация деятельности по постановке цели, система вопросов, организация урока в деятельностной парадигме, дифференцированный подход, индивидуальная помощь, система контроля, критериальное оценивание, рефлексия и т.д.)
Деятельность учащихся
(формы и виды)
Время
(в мин.)

1
Организационный момент.

Приветствует учащихся, желает успехов в урочной деятельности
Приветствуют учителя, проверяют рабочие места
1 мин.

2
Актуализация знаний
Демонстрация ЭОР1
Создает условия для подведения к теме урока, значимости многих азотсодержащих веществ в нашей жизни.
Отвечают фронтально с элементами обсуждения.
2 мин.

3
Целеполагание
На интерактивной доске заранее приготовлен план урока, который показан учащимся после обсуждения.
Создает условия для формулировки темы, цели, составления плана урока
Формулируют тему, предлагают план изучения, основываясь на причинно-следственных связях ( использую ранее изученные вещества).
1мин.

4
Изучение нового материал по плану:

1. строение молекулы аммиака



.
Использование ЭОР2- иллюстрация строения молекулы аммиака с элементами интерактивности.


Организует деятельность учащихся для понимания строения молекулы и прогнозирования свойств аммиака на основе уникального его строения. Создает условия для повторения видов химической связи, делает акцент на полярности ковалентных связей в молекуле аммиака. Оценивает ответы учащихся.


Комментируя строение молекулы, делают выводы о свойствах аммиака, используя знания физики, делают записи в тетради.
2 мин.


2.Физические свойства аммиака
Интерактивный фрагмент – физические свойства аммиака ЭОР3
Создает условия для объяснения свойств аммиака, задает наводящие вопросы, обсуждает вместе с учащимися, оценивает результаты, акцентирует внимание на том, что следует записать в тетради.
Наблюдают фрагмент на интер. доске, обсуждают, делают выводы о свойствах аммиака, отвечают на вопросы плана, делают записи в тетради.
2 мин.


3. Получение аммиака в лаборатории
Видеофрагмент – получение аммиака. DVD video
Демонстрирует видео-получение аммиака в лаборатории. Создает условия для обсуждения реакции получения аммиака в лаборатории и целесообразности способов собирания аммиака, техники выполнения эксперимента. Оценивает результаты обсуждения.
Наблюдают за ходом опыта на доске, записывают уравнение реакции, обсуждают с учителем устройство прибора, способ собирания аммиака, высказывают предположения об обнаружения его.
5 мин.


4.Химические свойства аммиака:
А)взаимодействие с водй;
Б)взаимодействие с кислотами;
В)горение.

А) видеофрагмент DVD-video, взаимодействие аммиака с водой (опыт с фонтаном);
Б) опыт с кислотами DVD-video
В) горение иллюстрация ЭОР3
Учитель демонстрирует видео с экспериментами по химическим свойствам аммиака, создает условия для обсуждения результатов опыта с привлечением знаний физики для объяснения эффекта «Фонтана» при растворении аммиака в воде, задает вопросы, используя индивидуальный подход для объяснения окислительно-восстановительных свойств веществ в реакции горения и закрепления понятий - окислитель, восстановитель. Оценивает знания и активность учащихся, поощряя за правильные ответы. Учитель демонстрирует опыт взаимодействие аммиака с соляной кислотой. Создает условия для обсуждения увиденного результата опыта.
Учащиеся включены в работу – наблюдают, комментируют, отвечают на вопросы, записывают уравнения реакций.
10 мин.


5. Получение аммиака в промышленности (короткий обзор).
Иллюстрация промышленной установки для получения аммиака. ЭОР5
Комментирует иллюстрацию и реакцию получения аммиака, создает условия для обсуждения экологических проблем, связанных с производством. Оценивает знания учащихся
Наблюдают, записывают уравнение реакции, отвечают на вопросы.
2 мин.


6. Применение аммиака
Иллюстрация схемы применения аммиака. ЭОР8
Создает условия для обсуждения , важности его для медицины, для людей.
Фронтально обсуждают, комментируют. Делают выводы.
2 мин.

5
Закрепление и контроль полученных знаний.
Тестирование по теме «Аммиак». ЭОР6
Тренажер по теме «Азот» -жесткий диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
Проводит лабораторную работу №30 стр.183, используя базовый учебник, результаты оформляются по шаблону в рабочей тетради. Инструктаж по ТБ.
Учитель создает условия для дифференцированного обсуждения вопросов теста, используя интерактивную доску.
На втором компьютере для слабоуспевающих дается задание на тренажере и опрос в виде небольшого теста для закрепления темы знаний по азоту и аммиаку. Ответы анализирует, оценивает знания, пользуясь результатом теста в компьютере

Групповая форма выполнения лабораторной работы, совместное обсуждение результатов, анализ, вывод, короткая запись в тетради. Соблюдают технику безопасности.
Выполняют задания теста, работая вместе и обсуждая в группах ответы, тем более некоторые вопросы требуют аналитического подхода, применения полученных знаний в новой ситуации.
Некоторые учащиеся выполняют более простые задания тренажера и теста на втором компьютере, где требуется простое воспроизведение полученных на уроке знаний.
15 мин.

6
Рефлексия

Создает условия для рефлексии:
Чему вы сегодня научились?

Что нового вы узнали?
Что было интересно для вас?
Что бы вы еще хотели узнать?
Что вас удивило?
Закрепил ли я сегодня на уроке знания по
Учитель подводит учащихся к теме следующего урока.
Учащиеся отвечают на вопросы
2 мин.

7
Домашнее задание

Учитель просит открыть параграф 33 учебника и дает комментарии к домашней работе: прочитать текст параграфа, выполнить письменно упражнения 2 и 4, решить задачу 2 на стр.185.
Записывают домашнее задание
1 мин.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР:
Таблица 2

Название
ресурса
Описание ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модели и д.р.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1
Интернет страница
Модуль состоит из двух кадров, включающих историю открытия аммиака.
Видеофрагмент – история открытия аммиака
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2
Интернет страница
Модуль состоит из двух кадров, включающих текст, схему пространственного строения молекулы
Модель, схема – строение молекулы аммиака
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3
Интернет страница
Модуль состоит из двух видеороликов
Видеоролик Физические свойства аммиака.
Видеоролик –горение аммиака. Уравнения реакций.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4
Жесткий диск
DVD video «Школьный химический эксперимент»
Видеофрагмент-получение и собирание аммиака.
Видеофрагмент –химические свойства аммиака: взаимодействие с водой и кислотой. Уравнения реакций.


DVD video неорганическая химия «Школьный химический эксперимент»

5
Интернет страница
Модуль состоит из трех кадров – азот и живые организмы; промышленное получение аммиака
Интерактивная схема получения аммиака в промышленности
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

6
Интернет страница
Модуль состоит из тестов по свойствам аммиака и солям аммония
Интерактивное тестирование по теме «Аммиак»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

7
Жесткий диск
Виртуальная школа
Тренажер и тестирование в разделе «Азот и его соединения». Интерактив.
Электронный носитель «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» 9 класс. Раздел – азот и его соединения.

8.
Интернет страница
Гипермаркет знаний. Химия.
Схема – области применения аммиака.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13PAGE 15


13PAGE 14515




15