Календарно-тематическое планирование учебного материала по предмету Искусство в 9 классе на 2014-15 учебный год.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по предмету «Искусство»
в 9 классе
на 2014-2015 учебный год
Ступень обучения: основное общее образование Уровень: базовый
Реквизиты программы:
Искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы /Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. М.: 2010.
Количество часов: 34 ч в год, 1 ч в неделю
Предусмотрено проведение: практических работ - 23; контрольных уроков - 3.
УМК ученика:
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э.,Критская Е. Д. Искусство: учеб. для 8–9 кл.общеобразовательных учреждений, -М.: Просвещение, 2012
УМК учителя:
Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. 2-е изд. М.: Просвещение, 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 9 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение», 2011» и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) основного общего образования по курсу «Искусство».
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Тип программы: программа изучения искусства на базовом уровне.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие эмоционально-эстетического воспитания действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра и кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Межпредметные связи.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др.,театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
Требования к уровню подготовки учащихся:
Выпускники научатся:
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
-расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9 класса:
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т. д, узнавать наиболее значимые их произведения;
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9класс. Искусство (34часа)
9кл. 1 чет. Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 часов)
Дата
№
п/п
(№
ур)
Темы уроков (кол-во часов)
Тип урока
Содержание
Цель. Задачи. Компетенции(УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся
Основные понятия
Ресурсы урока
Межпредметные связи
Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание
план
факт
1
1
(1-)
Искусство и власть.(3ч)
Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-беседа.
Выражение общественных идей в худо-жественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации.
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и созна-ние человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. В раз-витии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономер-ность. Искусство как проявление свобод-ных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, светской и религиоз-ной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.
Сопоставлять художественные образы, симво-лизирующие власть. Выявлять сходство и раз-личия этих образов. Называть общие (типичес-кие) черты. Высказывать свое отношение к различным художественным образам. Приво-дить примеры исторических эпох с авторитар-ным и демократическим правлением.Подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств. Пользоваться справочной литературой. Участвовать в подготовке доклада или компьютерной презентации на тему, связан-ную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства. Подбирать и анализировать различные художественные произведения, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Триумфальные ворота (Париж)
Триумфальные ворота(арка)(Москва)
Донателло «Статуя командора
Гатамелаты»
Успенский собор
Хор государевых певчих дьяков
Ново-Иерусалимский монастырь
г.Санкт-Петербург.
!!! Д/З Темы докладов. Подобрать различные произведения, раскрывающие тему:
1. Выражение общественных идей в художест-
венных образах.
2. Искусство как способ идеологического воз-
действия на людей.
3. Способность искусства внушать определен-
ный образ мыслей, стиль жизни, изменять
ценностные ориентации.
4. Знакомство с произведениями разных видов
искусства, их оценка с позиции позитивных
и/или негативных влияний на чувства и
сознание человека.
5. Ритуально-внушающая роль наскальной
живописи, языческих идолов, амулетов.
6. Языческая культура дохристианской эпохи,
способы и формы бытования, ее функции
(ритуальные действа и обряды, посвященные
основным вехам жизни человека).
7. Основные библейские сюжеты и их трактовка
в произведениях поэтов и писателей XIX
XXI вв.
8. Внушающая сила рекламы и настенной живо-
писи. Рекламные видеоклипы.
9. Кинофильмы 4050-х гг. XX в. Музыка к
кинофильмам.
10.Использование музыки в государствах с
тоталитарным режимом: от высокой музы-
кальной классики до массовых жанров.
11.Протест против идеологии государственного
строя в авторской песне, рок-музыке.
12.Поднятие духа народа в искусстве Великой
Отечественной войны (живопись, плакаты,
песни и др.). Значение песен военных лет и
песен на военную тематику.
13.Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенни-
ков.
14. Компенсаторная функция джаза.
15. Многообразие направлений в современной
эстрадной отечественной и зарубежной
музыке.
16. Экранизация опер, балетов, мюзиклов
м/медия
Модуль ФЦОР
История, география
входной
устный опрос
Стр.98-105
т.з.стр.107
Подготовьте доклад на тему, связанную с внушением народу
определенных чувств и мыслей средствами искусства. Проанализируйте различные художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выбрать эпоху и по произведениям различных видов искусства представить ее целостный образ.
2
(2-)
Комбинированный урок.
Внушающая сила рекламы и настенной жи-вописи. Ритуально-внушающая роль наскаль-ной живописи, языческих идолов, амулетов.
Языческая культура дохристианской эпохи, способы и формы бытования, ее функции (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека).
Основные библейские сюжеты и их трактовка в произведениях поэтов и писателей XIXXXI вв.
Рекламные видеоклипы.
Кинофильмы 4050-х гг. XX в. Музыка к кинофильмам.
м/медия
Модуль ФЦОР
Фономуз9кл
12-Д.Бортнянский «Да исправится молитва моя»
18 - С. Рахманинов Воскресение Христово видевше
02-Г.Свиридов, сл. В. Маяковского «Марш»
03- Г.Свиридов «Время, вперед!»
История, география, литература
Текущий фронтальный
Подоберите и про-анализируйте различ-ные художественные произведения, исполь-зовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создайте эскиз для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
3
-3
Урок- диспут
Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров.
Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.
Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной войны (живопись, плакаты, песни и др.). Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников. Компенсаторная функция джаза.
Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке.
Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Фономуз 9клРаздел1-
01 - А.Александров. «Государственный гимн
17 - Д.Шостакович «Родина слышит»
03 - Г.Свиридов «Время, вперед!»
12 - Д.Бортнянский «Да исправится молитва моя»
13 - Ан.Александров «Священная война»
«Марсельеза»(Франция, Россия)
«Интернационал»
И. Дунаевский, «Марш веселых ребят»
Anita O,Day «Sing, Sing, Sing»/джаз/
Тематический устный
Исполнить песни и известные хиты из авторской песни, рок-музыки, мюзиклов и рок-опер.
13 LINK "http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=скачать песню мы наш мы новый мир построим&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeKdnI0e4oXuRYo0IEhrXr7xvsdyOxc0wFG76QRAU16jxzSDLO_tGTaZvMcnXPcYCPsSfkPsTDPqkO11rrZqk2VQtxF67H6GWY-0TGuc54DFpdfGd8s__w10rTGIKBVWD-RP
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· LINK "http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=скачать бах таката&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeKdnI0e4oXuRYo0IEhrXr7wt19SiAlQ79qNpplvk7L__6q-zN7z2zX-7L_F2PLGskRfr5-aJ2Uf-LfSGUE51h_4dXydn5C6lkAfynITMfQM4DiS0IoCxWY
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Какими средствами воздействует искусство?(2ч)
Проблемный урок.
Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др.
Композиция. Форма. Ритм. Фактура.
Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусства. Передавать графически композиционное построение картины. Сопоставлять особен-ности композиции произведений изобразитель-ного и музыкального искусства.
Общие средства выразительности для всех видов искусств: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др.
Композиция- построение художественного произведения, обусловленное его содержанием
· вертикальная - порыв (вверх)
· горизонтальная - статичность(мимо зрителя)
· диагональная - динамика(на/от зрителя)
Сандро Боттичелли «Весна»
Антонио Вивальди «Времена года»
Выявлять особенности построения (формы) му-зыки. Понимать значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного искусства. Понимать и объяснять значение терминов. Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох. Сравнивать особенности фактуры музыкальных произведений. Объяснять ее значение в создании различных образов.
Форма - сумма приемов для создания образа.
В изо. форма- контур предмета.
квадрат-устойчивость
треугольник-активность, агрессия.
круг-идеи природы, гармония.
амеба-неустойчивость, текучесть.
линия- формирует образ.
В муз. форма-организация целого(песня, романс)
двухчастная, трехчастная, рондо,
вариации, сюита, сонатная, куплетная
Ритм - «мерность», повторение одних и тех же элементов
Фактура – обработка, строение
В изо - характер обработки поверхности,
приемы художника
В муз - характер изложения, склад
гармоническая,
полифоническая,
гомофонно-гармоническая.
м/медия
Программа Соната
Фономуз8кл-Раздел 1-18 - А. Вивальди «Времена года»,
весна 1-я часть
19 - -//-2-я часть
20 - -//-3-я часть
входной устный
Стр.108-111
т.з.стр.115
Создайте в технике аппликации (или на компьютере) несколько уравновешенных или неуравновешенных композиций, используя разные по характеру элементы.
5
(5)
Комбинированный урок.
Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др.
Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии.
м/медия
Текущий групповой Стр.112-115
т.з.стр.115
Создайте изобразительную композицию, которая ассоциировалась бы с одним из знакомых
музыкальных произве-дений.Аргументируйте особенности реализа-ции своего замысла.
6
3
(6-)
Храмовый синтез искусств.(2ч)
Урок - путешествие
Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Синтез искусств это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художест-венного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-приклад-ных и монументальных искусств, скульпту-ры и живописи.
Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений.
Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.
Храм культовая постройка, которая
воплощает образ мироустройства в той
или иной религии (христианство, буддизм,
ислам), ее основные ценности.
Синтез - соединение разных видов искусства
в художественное целое.
православный храм,
католический собор,
мусульманский храм (мечеть),
буддийский храм
Соотносить характер звучания музыки, сопро-вождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма.
м/медия
Модуль
ФЦОР
Фономуз9кл-Раздел 1-
18 - С. Рахманинов Воскресение Христово видевшее
19 - А.Скарлатти Miserere
20 - Чтение суры аль-Фатиха (Открывающая)
21 - Мусульманская молитва
22 - Буддистские тантры
23 - Буд.молитва «Благословение для жизни»
География
Текущий групповой
Стр.116-119
Записать фонограмму примеров духовной музыки в различных видах храмов
7
(7)
Урок-исследование
Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов.
Текущий фронтальный
Тест
8
4
(8)
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.(1ч)
Комбинированный урок..
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский ).
В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении. Различать совместные действия сценариста, режиссера, художника, композитора, актеров в создании художест-венного образа спектакля, шоу. Выполнять эскизы декораций или костюмов к музыкаль-ному спектаклю: опере, балету, мюзиклу (по выбору). Развивать коммуникативные навыки в процессе коллективной творческой работы.
Синтетические виды искусства: театр, кино, телевидение
Мюзикл
Рок-опера
м/медия
Фономуз9кл-Раздел 1-
24 - Слово о полку Игореве Перевод Н. Заболоцкого
25-33- Иисус Христос - суперзвезда
25-«Живущие лишь»
28-«Храм»
32 -«Раскаяние»
34-39-Юнона и Авось.
34- «Я тебя никогда не забуду»
38-«Ангел, стань человеком»
39-«Эпилог»
Тематический устный
Стр.120-121
т.з.стр.121
Работая в группе, выполните эскиз декораций или костю-мов к музыкальному спектаклю: опере, балету, мюзиклу (по выбору).
Инсценируйте отрывок из оперы, балета, мюзикла (по выбору).
9
5
(9)
Обобщение по теме: «Воздействующая сила искусства»(1ч)
Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - зачёт.
Тест. Творческая работа.
Обобщение представлений о воздействую-щей силе искусства. Сообщения поисковых групп (по темам докладов 1урока) Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания произведения сценическими средствами (инсценировка отрывка из оперы, балета, мюзикла)
Обобщать и систематизировать знания. Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусств. Узнавать и называть, предлагаемые (знакомые по урокам) произведе-ния искусств. Развивать интерес к произведе-ниям искусств. Активно использовать худо-жественные термины и понятия. Инсценировать отрывок из оперы, балета, мюзикла (по выбору). Работать в группе, развивая коммуникативные навыки в процессе создания коллективной твор-ческой работы. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.Участвовать в диалоге при обсуждении работ, аргументированно доказы-вать свою позицию.
м/медия
Фономуз9кл-Раздел 1-
40-43-Ромео Джульетта
40-«Вступление»
42 – «Любовь»
43 – «Счастье»
44 – Земфира «Прости меня, моя любовь»
Итоговый фронтальный
групповой
9кл. 2чет. Искусство предвосхищает будущее (7 часов)
Дата
№п/п
№ ур
Темы уроков (кол-во часов)
Тип урока
Содержание
Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся Основные понятия
Ресурсы урока
Межпредметные связи
Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание
план
факт
1
6
(10-)
Дар предвосхищения.
Какие знания дает искусство?(2ч)
Урок-беседа.
Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.
Порождающая энергия искусства пробуж-дение чувств и сознания, способного к про-рочеству. Миф о Касандре. Использова-ние иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средства-ми искусства о социальных опасностях. Ху-дожественное мышление в авангарде нау-ки. Научный прогресс и искусство. Предви-дение сложных коллизий XXXXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда.
Называть сказки, народные предания, леген-ды, персонажи которых предвосхитили явле-ния и события будущего. Выявлять иносказа-ния, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искус-ства. Давать эстетическую оценку произведе-ниям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождаю-щим жизнь человека. Составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства. Пользоваться справочной литературой.
Приводить примеры научного значения худо-жественного знания. Интерпретировать худо-жественные образы произведений разных искус-ств и выявлять их идеи с позиций сегодняшнего дня. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в диалоге при обсуждении работ, аргументированно доказывать свою позицию.
Ж.-Э. Лиотар- картина «Шоколадница»
Ж. Верн - роман «20 тысяч лье под водой»
А. Толстой - роман «Гиперболоид инженера
Гарина»
В. Кандинский – теория влияния цвета на
эмоции
М. Ромма – фильм «Девять дней одного года»
Д. Гранин – роман «Иду на грозу»
В. ван Гог - картина «Звездная ночь»
И.-С. Бах – фуга (разновременно вступающее
многоголосие)
м/медия
Модуль ФЦОР
Фономуз9кл-Раздел 1-
45 - М. Мусоргский Избушка на курьих ножках
Фономуз8кл-Раздел 3-
02 - О, мое солнце!
03 - Дж. Россини Agnus Dei
Входной
фронтальный
Стр.122-123
т.з.стр.121
Напишите эссе о каком-либо заинтересовавшем вас явлении современного искусства (изоб-
разительного, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество бу-
дущего.
2
(11)
Комбинированный урок.
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
м/медия
Фономуз9кл-Раздел 1-
46 - И.-С. Бах Фуга до мажор
47 - Д. Гранин Могила Баха
49 - Э. Артемьев «Солярис слушает Баха»
Текущий групповой
Стр.124-125
3
7
(12)
Предсказание в искусстве.(1ч)
Комбинированный урок.
Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.
Предсказание грядущих событий. Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения худож-никами своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к прови-дению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.
Выявлять жизненные ассоциации искусства.
Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня.
Размышлять о соотношении науки и искусства.
Участвовать в разработке музыкально-литера-турного сценария на тему «Колокольные звоны России».
Альбрехт Дюрер - серия гравюр «Апокалипсис»
Борис Кустодиев - картина «Большевик»
Чарльз Айвз - пьеса для оркестра «Космический
пейзаж»
Аристарх Лентулов - к
·артины «Москва» ,
«Василий Блаженный»
«Звон. Колокольня Ивана Великого».
м/медия
Модуль ФЦОР
Фономуз9кл-Раздел 1-
50 - Янис Лусенс Zodiac
55 - Н.Рубцов О Московском Кремле
56 - М. Цветаева Семь холмов - как семь колоколов
51 - Пасхальный трезвон
52 - Набат
53 - Будничный звон
Текущий устный
Стр.126-129
т.з.стр.127
Разработайте музыкально-литературный сценарий на тему «Колокольные звоны России» («И несется над землею колокольный звон...»).
4
8
(13-)
Художественное мышление в авангарде науки. Художник и ученый.(3ч)
Урок-беседа.
Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в.
Предсказания научных открытий в искус-стве. Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.
Размышлять о соотношении науки и искусства. Интерпретировать художественные образы современных гравюр, произведений абстрактного искусства, музыкальных произведений разных жанров. Участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира.
Леонардо да Винчи - модель летательного
аппарата
Оноре де Бальзак - эпопея «Человеческая
комедия»,
Жюль Верн- «Путешествие на Луну»
Лев Термен - изобрел терменвокс
электромузыкальный инструмент
м/медия
Фономуз9кл-Раздел 1-
54 - С. Рахманинов «Вокализ»
Текущий устный
Стр.130-131
т.з.стр.131
Создайте средствами искусства (по выбору учащихся) композицию, отражающую представления о будущем России, мира.
5
(14-)
Комбинированный урок.
Постижение художественных образов раз-личных видов искусства, освоение их худо-жественного языка.Поиск новых выразите-льных возможностей языка искусства: цвето-музыка, музыкальные инструменты,компью-терная музыка, лазерные шоу.Авангард в му-зыке как отражение жизненных противоре-чий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее вырази-тельные, эмоциональные и ассоциативные возможности.
Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Выявлять жизненные ассо-циации музыки. Осуществлять компьютерный монтаж фрагментов музыкальных произведений (звуко-сочетаний) на выбранную тему. Создавать цветовую партитуру музыкального фрагмента.
диссимметрия(не симметрия) -частичное
отсутствие симметрии.
антисимметрия, т. е. против (противопо-
ложно) симметрии.
Мауриц Эшер - художник и геометр- гравюра
«День и ночь»
Приводить примеры научного значения худо-жественного знания. Представлять явление в виде исходящих от него энергетических потоков, как это делали художники-лучисты.Подбирать музыку, ассоциирующуюся с этой композицией.
Михаил Ларионов - «Лучистый пейзаж»-
основал абстрактное течение - лучизм -
энергетические потоки, идущие от предметов
Робер Делоне - «С уважением к Блерио» -
оптического восприятие формы и цвета
Павел Филонов- «Формула Вселенной»-
движение субатомных частиц
м/медия
Текущий устный
Стр.132-133
т.з.стр.133
Послушайте на компьютере образцы классической, элект-ронной и популярной музыки, включив фун-кцию «зрительные образы». Подберите созвучный музыке образ.
6
(15)
Комбинированный урок.
Традиции и новаторство в искусстве. Пред-ставление о художественных направлениях в искусстве XX в. Выявление скрытого проро-чества будущего в произведениях современ-ного искусства ( литературы, кино, театра)
Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя).
Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя).
м/медия
Текущий устный
Стр.134-135, худ.м-л
т.з.стр.135
Представить какой-нибудь предмет или явление в виде исходящих от него энергетических потоков. Подобрать
музыку, ассоциирую-щуюся с этой композицией.
7
9
(16)
Обобщение по теме: «Искусство предвосхищает будущее»(1ч)
Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - зачёт.
Тест. Творческая работа т.з.1, 3 стр.135
Обобщение представлений о роли искусства в предвосхищении будущего. Выявление скрытого пророчества будущего в произ-ведениях искусства. Создание художест-венного замысла и воплощение эмоцио-нально-образного содержания в творчес-кой работе, используя разные виды симметрии, антисимметрии.
Обобщать и систематизировать знания. Объяс-нять и оценивать свои впечатления от произве-дений искусств. Узнавать и называть, предлага-емые (знакомые по урокам) произведения искус-ств. Развивать интерес к произведениям искус-ств. Создавать эскиз герба, товарного знака или эмблемы используя разные виды симметрии. Выполнять декоративную работу, используя антисимметрию как принцип получения изо-бражения(по типу гравюр М.Эшера). Органи-зовывать выставку лучших работ. Обсуж-дать и анализировать работы с точки зрения выражения содержания в работе.
Итоговый фронтальный
9кл.3чет. Дар созидания. Практическая функция (10 часов)
Дата
№
п/п
№ур
Темы уроков (кол-во часов)
Тип урока
Содержание
Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся
Основные понятия
Ресурсы урока
Межпредметные связи
Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание
план
факт
1
10
(17)
Эстетическое формирование искусством окружающей среды.(1ч)
Урок-лекция.
Эстетическое формирование архитекту-рой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).
Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи.
Характеризовать значимость искусства в эсте-тическом формировании окружающей среды.
Изучать облик своего города и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства. Прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудия труда. Пользоваться справочной литературой. Разби-раться в терминах и понятиях (промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн). Участвовать в подготовке проекта «Искусство на улицах нашего города»: создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортивной или игровой площадки; составлять музыкально-литературные композиции для пре-зентации проектов на школьной конференции. Сотрудничать в процессе создания общей творческой работы.
промышленное искусство- форма человеческой
деятельности, цель которой - эстетическая
организация окружающей человека
предметной среды
техническая эстетика- научная дисциплина,
изучающая закономерности формирования
гармоничной предметной среды жизни и
деятельности человека методами и
средствами дизайна.
дизайн- творческая деятельность, цель которой - формирование гармоничной предметной среды, удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.
м/медия
Фономуз9кл-Раздел 1-
60-Ф.Лемарк«В Париже
61 - Гимн
Великобритании
59 - И.Дунаевский, слова М.Лисянского «Моя Москва»
Входной устный Стр.136-137
т.з.стр.137
Сделайте фотомон-таж или подготовьте компьютерную презентацию на одну из тем: «Площадь
современного горо-да», «Реклама в нашем городе», «Магазины: убранст-во и интерьеры»,
«Фонари на улицах города», «Музыка на городских праздни-ках», «Традиции и современность в облике моего города».
2
11
(18)
Архитектура исторического города.(1ч)
Урок- путешествие.
Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство).
Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.
Соотносить исторические архитектурные пост-ройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др. Объяснять значение терми-нов, связанных с градостроительством. Пользо-ваться словарями по искусству. Описывать осо-бенности изображений городов на старинных гра-вюрах. Определять общее и особенное в музыке и архитектуре.
Архитектура- искусство проектировать и строить здания, сооружения, организующие пространственную среду, искусство формиро-вания среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.
Афинский Акрополь, средневековый город, кахедральный собор, детинец, медресе
м/медия
Фономуз9кл-Раздел 1-
58 - Р. Глиэр Гимн великому городу
Текущий устный
Стр.138-141
т.з.стр.141
Нарисуйте план-схему средневекового города, передавая характерные черты русского, европей-ского, восточного города (по выбору).
3
12
(19)
Архитектура современного города. (1ч)
Урок-экскурсия.
Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.
Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура
Соотносить современные архитектурные построй-ки с их функциями в городском ландшафте, с кли-матическими условиями; определять особенности материала и др. Приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах. Изучать облик своего города и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства. Создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортив-ной или детской игровой площадки.
Шарль Ле Корбюзье - французский архитектор
использовал сборные модули
монументальная живопись и декоративная скульптура.
Пьер Шеффер французский композитор,
автор термина «конкретная музыка»
(коллажная техника)
Оливье Мессиан французский композитор
«Каталог птиц» (музыка из записанного
нотами пения птиц)
м/медия
Фономуз9кл-Раздел 1-
62 - О. Мессиан Пробуждение птиц
Текущий устный
Стр.142-145
т.з.стр.145
Подготовьте эскиз-проект ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка; приду-майте дизайн интерь-ера школьной рекреа-ции, музея, столовой, актового зала, спортивной площадки (по выбору).
4
13
(20)
Специфика изображений в полиграфии.(1ч)
Урок-вернисаж.
Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги.
Иллюстрации к книгам. Журнальная графика.
Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях ( из программы по литературе – по выбору учителя).
Понимать особенности художественного оформ-ления, иллюстрирования книги, журнала. Анали-зировать средства выразительности художника-графика; интерпретировать особенности музы-кальной иллюстрации.Разрабатывать идею фрагмента макета сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала и выполнять его.
полиграфическая промышленность
книжная графика
Гранвиль - французский график иллюстрации
к роману «Робинзон Крузо» (Д. Дефо),
Г. Доре - французский график -иллюстрации к
роману «Дон Кихот» (М.Сервантес),
«Приключения барона Мюнхаузена» (Р.Распе)
М. Врубель - русский художник- иллюстрации к
поэме «Мцыри» М.Лермонтова
А. Бенуа - русский художник- иллюстрации к
«Пиковая дама», «Медный всадник»,
«Капитанская дочка» (А. Пушкин)
В. Фаворский - русский график- иллюстрации к
многим произведениям литературы
Г. Свиридов - русский композитор - «Музыкаль-
ные иллюстрации к повести «Метель»
(А. Пушкин)
К. Караев - русский композитор- «Симфони-
ческие гравюры к роману «Дон Кихот»
(М. Сервантеса)
журнальная графика
м/медия
Фономуз9кл-Раздел 1-
57- А.Пушкин«Медный
всадник»(фрагмент)
63-К.Караев«Дон Кихот
65- «Кавалькада»
71-М.Лермонтов
«Демон»(фрагмент)
72 - А.Рубинштейн
«Ария Демона»
Текущий групповая
Стр.146-151
т.з.стр.149, 151
(по выбору)
Найдите иллюстра-ции, выполненные разными художниками, к вашему любимому произведению с изобра-жением персонажа, который вам нравится больше других. Какая из них ближе вашему представлению об этом герое? Почему? Придумайте свой образ этого героя и изобразите его.
5
14
(21)
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.(1ч)
Урок - консультация
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало вни-мание людей.На рубеже ХIХХХ вв. вмес-те с развитием промышленного производ-ства возник дизайн. Дизайнеры-это худож-ники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различ-ных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.
Пользоваться справочной литературой, опре-делять стили дизайна(классицизм, модерн, мини-мализм, хай-тек и др.). Анализировать элементы художественного языка дизайнерского искусства
Дизайн - проект, замысел термин, обознача-
ющий различные виды проектировочной
деятельности
Модерн стиль в искусстве (Англия)
Чарлза Макинтош- шотландский архитектор
и дизайнер
Сальвадор Дали - испанский художник -
«Женская шляпка в виде туфли»
м/медия
Модуль ФЦОР
тематический
презентация
Стр.152-155
т.з.стр.155
(по выбору)
Выполните проект какого-либо предмета быта посуды или мебели (рисунок-эскиз предмета, чертеж и описание материала, особенностей формы, размера и т. д.).
6
15
(22)
Декоративно-прикладное искусство.(1ч)
Урок-беседа с опорой на знания учащихся.
Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.
Декоративно-прикладное искусство сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов. Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.
Анализировать символику орнаментов на раз-личных произведениях декоративно-прикладного искусства. Соотносить народные песни с произведениями декоративно-прикладного искусства. Подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов. Готовить аль-бом, компьютерную презентацию для учащихся класса. Готовить с одноклассниками выставку изделий декоративно-прикладного искусства раз-ных жанров. Продумывать музыкальное сопро-вождение. Подбирать образцы устного народно-го творчества. Проводить экскурсии по данной экспозиции для младших школьников, родителей, гостей школы.
народные промыслы
м/медия
текущий
индивидуальный
Стр.156-161
т.з.стр.161
(по выбору)
Выполните эскиз росписи по мотивам какого-либо русского народного промысла: Жостово, Городец, Хохлома и др. (по выбору), на одну из тем: «Времена года», «Утро», «Лесная сказка» и др.
7
16
(23-)
Музыка в быту. Массовые, общедоступ-ные искусства.(2ч)
Урок-фестиваль.
Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.
Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов
компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.
Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.
Определять принадлежность музыкального произ-ведения к области легкой или серьезной музыки. Аргументировать свой ответ, анализируя содер-жание, эмоциональный строй, средства вырази-тельности.Подбирать музыкальные записи. Со-ставлять перечень музыкальных произведений из своей фонотеки по разделам:«Классическая музыка»,«Народная музыка»,«Современная музы-ка».Сравнивать его с перечнем других учеников. Выявлять художественные предпочтения. Разра-батывать содержание танцевального конкурса или дискотеки(«От гавота до брейк-данса»). Придумывать элементы костюмов, отражающие эпоху.
Музыка серьезная, легкая музыка, песни, танцевальная музыка, марш
м/медия
Модуль ФЦОР
Фономуз9кл-Раздел 1-
66 - Африканские барабаны
67 - Ритуальный танец американских индейцев
73 - Камаринская
75- Л.Боккерини Менуэт
76-М.Огинский Полонез
68- С.Джоплин Рэгтайм
77 - В. Монти Чардаш
78 - М. Равель Болеро
70 - Л. Армстронг Body
and Soul
80 - А. Дворжак Славянский танец № 2
82 - А. Хачатурян Вальс
83- Ж.Оффенбах Канкан
84- Ф.Мендельсон
Свадебный марш
Текущий устный
Стр.162-165
т.з.стр.165
(по выбору)
Составьте музыкаль-ную композицию для проведения праздника, посвященного Дню Победы («А музы не молчали»). Подумайте о художественном оформлении плакаты, афиши, пригласительные билеты и пр.
8
(24)
Урок-презентация
Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ.
Фотография. Кино. Телевидение.
Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени.
Знать принципы работы фотоаппарата. Созда-вать портретную галерею учителей и одноклас-сников. Писать литературные комментарии к серии фотографий.Знать жанры киноискусства. Приводить примеры.Систематизировать теле-визионные передачи по жанрам. Анализировать средства художественной выразительности и делать свои выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека.
.
фотография - «светопись»,
художественная фотография,
документальная фотография,
братья Луи Жан и Огюст Люмьер - изобрели
кинематограф искусство движущихся
фотографий (Франция)
телевидение - «далеко вижу»
м/медия
Модуль ФЦОР
Фономуз9кл-Раздел 1-
87 - А.Кролл Рэгтайм
88 - А.Кролл, М. Минков Фокстрот
90 - В. Дашкевич Увертюра
Текущий устный
Стр.166-173
т.з.стр.173
(по выбору)
Придумайте неболь-шой, но увлекательный сценарий (смешной, грустный, поучитель-ный и т. д.) фильма или мультфильма. Сделайте его раскад-ровку. Подберите к нему музыкальное сопровождение.
9
17
(25)
Изобразительная природа кино. Музыка в кино.(1ч)
Урок- собеседования.
Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).
Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений).
Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении
Знать жанры киноискусства.Приводить примеры.
Знать лучшие фильмы отечественного кинема-тографа.Анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных,ли-тературных образов.На основе анализа кинофиль-мов формулировать вопросы для дискуссий на темы:«Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Человек в поисках жизненного смысла
художественный фильм
М.Колотозов(режиссер),С.Урусевский(оператор)-
-фильм «Летят журавли»
В. Розов- драматург - пьеса «Вечно живые»,
Энио Морриконе кинокомпозитор (Италия)
м/медия
Модуль ФЦОР
Фономуз9кл-Раздел 1-
85 - Э. Морриконе, мелодия из к/ф «Профессиионал»
86 - Э. Морриконе «Капли дождя падают на мою голову»
Стр.174-179
т.з.стр.179
(по выбору)
10
18
(26)
Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.(1ч)
Урок - дискуссия.
Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.
Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов.
Анализировать средства художественной выразительности и делать свои выводы о функциях, значении, особенностях влияния искус-ства человека. Анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма.
Томазо Альбинони - итальянский композитор и
скрипач XVIII в.- «Адажио»
(адажио для органа и струнных соль минор)
Г.Бардин русский режиссер - мультфильм
«Адажио»
м/медия
Модуль ФЦОР
Фономуз9кл-Раздел 1-
91- Т.Альбинони
«Адажио»
92- Т.Альбинони
«Адажио»(С.Брайтман)
93- Т.Альбинони
«Мгновения»(Н.Басков
94- Т.Альбинони
«Адажио»(Л.Фабиан)
Тематический устный
Стр.180-181
Провести исследования на тему «Влияние классической / популярной музыки на состояние комнатных растений и домашних животных»
9кл 4чет. Искусство и открытие мира для себя ( 8 часов)
Дата
№
п/п
№ур
Темы уроков (кол-во часов)
Тип урока
Содержание
Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся
Основные понятия
Ресурсы урока
Межпредметные связи
Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание
план
факт
1
19
(27)
Вопрос себе как первый шаг к творчеству.(1ч)
Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - беседа.
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями раз-личных видов искусства. Изображение раз-личных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Сим-метрия и асимметрия в искусстве и науке.
Современный человек живет в сложном и
загадочном мире, ставящем перед ним поч-ти каждый день множество вопросов, на ко-торые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения.
Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь затем воплощаются в предметы и события.
Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира.
Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетичес-кой, ценностно-ориентирующей). Иметь пред-ставление о том, какое место в семье искусств занимают изобразительные искусства (пластические), музыка, литература, театр, кино и др.
Представлять значение разнообразных яв-лений культуры и искусства для формирова-ния духовно-нравственных ориентации совре-менного человека. Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.
м/медия
презентация
входной устный
Стр.182-183
2
20
(28)
Литературные страницы.(1ч)
Урок дискуссия.
Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры.
Известные писатели и поэты о предназна-чении творчества. Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма.
Называть символы красоты в жизни, человечес-ких взаимоотношениях, произведениях искусства.
Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей. Понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практи-ческая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее др.) Ориентиро-ваться в окружающем культурном пространст-ве; понимать значимость народного, классичес-кого искусства в их соотношении с массовой культурой.Понимать особенности художест-венного языка разных видов искусства.
м/медия
Модуль Литературные образы
Фономуз9кл-Раздел 1-
95-К.Дебюсси«Сиринкс»
Тематический устный
Стр.184-185
3
21
(29-)
Исследовательский проект
«Пушкин – наше все» (6ч)
Урок - практикум.
Защита проекта.
Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Исследовательский проект.
Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства..
Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры,
образцы декоративно-прикладного искусства,детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.).
«Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей.
Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина.
Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.
Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях.
Театр и А. С. Пушкин.
Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.
Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюже-ты его произведений.
Мультипликация: образы сказок
А.С. Пушкина.
Деятельность культурных, общест-венных организаций, связанных с именем
А. С. Пушкина.
Астрономиялогия: малая планета 2208 Pushkin.
Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов.
Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей). Осуществлять самостоятельный поиск и об-работку информации в области искусства, ис-пользуя современные технологии. Выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего. Реализовы-вать совместные творческие идеи в проектной деятельности. Анализировать и оценивать процесс и результат собственного художествен-ного творчества. Использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при орга-низации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
м/медия
детские работы предидущих лет
Модуль:
«Литературные образы в музыке.
«Опера Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о Царе Салтане"
Презентация на музыку П.Чайковского
«Октябрь» из цикла «Времена года»
Текущий групповой
Стр.186-190
Подготовьте компьютерную презентацию на одну из тем.
4
(30-)
5
(31-)
6
(32-)
7
(33-)
8
-34
Итоговый фронтальный
Изучение предмета «Искусство» в основной школе (в соответствии с ФГОС основного общего образования) направлено на достижение следующих целей:
формирование основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; овладение культурой восприятия традиционных и современных видов искусства;
обобщение знаний об искусстве как самобытном явлении культуры, отражающем в образной форме нравственные ориентиры, эстетические идеалы и духовное начало всего человечества;
обогащение эмоционально-духовной сферы школьников в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества;
разностороннее развитие растущего человека, его памяти (музыкальной, слуховой, зрительной, двигательной), творческого воображения и внимания, художественного мышления и эстетического вкуса, способности к продуктивной художественной деятельности;
освоение ключевых знаний, художественных умений и навыков, способов учебных действий в области различных видов традиционного и современного искусства;
расширение опыта художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства, включая современные мультимедийные технологии.
В контексте обозначенных целей изучение предмета «Искусство» направлено на решение следующих ключевых задач:
обобщение основных понятий изучаемой области знания, единых закономерностей развития жизни и искусства во взаимосвязи с историей отечественной и зарубежной художественной культуры;
углубление представлений о традиционных и современных видах искусства, их общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках;
воспитание эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к миру, художественно-эстетического вкуса, эмпатии и сопричастности к различным явлениям искусства и жизни;
овладение опытом разнообразной художественной деятельности для дальнейшего самообразования, организации содержательного культурного досуга;
освоение разнообразных видов художественного творчества в народном искусстве, музыке и литературе, кино, театре и хореографии, живописи, скульптуре, графике, фотоискусстве, архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном и мультимедийном искусстве.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личные результаты.
Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:
обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;
инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;
сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;
активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;
участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают:
понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;
общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;
соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы;
оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем;
расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).
Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:
постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
обобщенное понимание художественных явлений действительности во всем их многообразии;
общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;
овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;
осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;
многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;
участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;
развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.;
эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении.
Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.
Возможна «защита» проектов в форме деловой игры, имитирующей защиту научной работы-диссертации и требующей распределение ролей: «диссертант» (ученик, защищающий работу), «оппоненты» (ученики, выступающие на «защите» работы с критикой), «ученый совет» во главе с «ученым секретарем», который руководит процедурой «защиты» (ученики и учителя истории и литературы, работающие в данной параллели классов), присутствующие на «защите» (ученики класса или нескольких классов.
·
·
·
·
·
·
·
·
· 4Jп15