Элективный курс «Полимеры» 
 
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОЛИМЕРЫ».
                                                                                                               Автор: Гилина Л.В.
                                                                                                             учитель биологии и химии
                                                                                                             МОУ «СОШ№11 МО 
                                                                                                             «Ахтубинский район»    
                                                                                                             П. В. Баскунчак.
                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профилизация школьного образования предполагает расширение возможностей учащихся при выборе химического профиля. Элективный курс рассчитан на 18 часов, предназначен для учащихся старших классов и направлен на расширение и углубление знаний по химии. Общие элементарные представления о высокомолекулярных соединениях учащиеся получают при изучении органической химии. Более глубокое знакомство с высокомолекулярными соединениями даст возможность повысить общую химическую грамотность и теоретический уровень знаний учащихся. Особое внимание в курсе уделено важнейшим синтетическим полимерам, реакциям полимеризации и поликонденсации, лежащим в основе получения полимеров.  Вместе с тем курс позволит ознакомить учащихся с широко применяемыми полимерными материалами. Кроме того он содержит достаточное количество практических работ, в ходе которых учащиеся применяют полученные знания. Использование химического эксперимента при изучении полимеров (их синтез, свойства) позволит лучше понять их строение, свойства и применение. Планируется познакомить учащихся с наиболее широко используемыми человеком  полимерами. Это позволит получить общее представление о значении полимеров, их  применении в хозяйстве, технике, в быту. На основе знания фундаментальных понятий, идей, закономерностей учащиеся осознанно  воспринимают фактологический материал органической химии. Элективный курс создает условия для формирования мировоззрения ученика, логистической и эвристической составляющих мышления. Полученные знания помогут учащимся на итоговой аттестации в форме ЕГЭ, они могут быть использованы при подготовке докладов, рефератов, проектов. Изучение материала способствует целенаправленной подготовке школьников к дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения. Знакомство с химией высокомолекулярных соединений поможет  углубить знания учащихся по предмету и применить их на практике.
ЦЕЛЬ КУРСА:
Содействовать формированию научного мировоззрения через систему химических знаний.
ЗАДАЧИ КУРСА:
Углубление знаний по химии высокомолекулярных соединений.
Формирование умений работать с периодической системой Д.И. Менделеева.
Развитие творческого мышления.
Формирование практических умений отличать полимерные соединения по характерным свойствам.
Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой.
Формирование умений осуществлять проектную деятельность.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ:
                В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать:
Особенности высокомолекулярных соединений.
Классификацию высокомолекулярных соединений.
Химические методы исследования.
Реакции, лежащие в основе получения полимеров.
Особенности наиболее широко применяемых полимеров.
Достижения в области органического синтеза.
Применение полимеров.
                                                  Учащиеся должны уметь:
Владеть терминологией и знать основные понятия в области полимеров.
Выполнять химические эксперименты.
Делать анализ результатов экспериментов.
Классифицировать высокомолекулярные соединения.
Отличать природные полимеры от синтетических.
Составлять уравнения реакций полимеризации.
Работать с дополнительными источниками информации.
Составлять схемы и таблицы.
Работать с научной литературой.
                                                        СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
                                               Общее количество часов – 18
1.  ОСОБЕННОСТИ ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ (2 ч)
  
Реакции, лежащие в основе получения полимеров: полимеризация, сополимеризация, поликонденсация. Полимерное состояние вещества. Гибкость полимерной цепи. Регулярная и нерегулярная структура полимеров.
Стереорегулярные полимеры. Особенности кристаллической и аморфной структур. Зависимость свойств полимеров от состава, строения, геометрической формы макромолекул.
                          2. КЛАССИФИКАЦИЯ  ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ (2 ч).
Природные, синтетические и искусственные высокомолекулярные соединения. Неорганические полимеры: пластическая сера, алмаз, графит, кварц, оксид серы. Примеры синтетических неорганических полимеров.
                       3. ЦЕПНАЯ ПОЛИМЕРИЗАЦИЯ (2 ч).
Связь между строением мономера и его способностью к реакции полимеризации. Механизм радикальной полимеризации.
Практическая работа №1. Сополимеризация метилметакрилата и стирола: исследование качества сополимера в зависимости от соотношения масс мономеров.
                      4. РЕАКЦИЯ ПОЛИКОНДЕНСАЦИИ (2 ч). 
Реакция поликонденсации полифункциональных соединений. Ознакомление со схемой установки поликонденсации фенола и формальдегида.
Практическая работа №2. Использование различных красителей с целью получения цветных смол.
              5. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НЕКОТОРЫМИ ПЛАСТМАССАМИ (3 ч).
Полиэтилен, поливинилхлорид, полистирол, фенолформальдегидные пластмассы. Практическая работа №3, 4. Исследование некоторых физико -  механических и химических свойств пластмасс.  
              
                       6.ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НЕКОТОРЫМИ СИНТЕТИЧЕСКИМИ
                                                      ВОЛОКНАМИ (3 ч).
Волокна: лавсан (полиэфирное), нитрон (полиакрилнитрильное), капрон (полиамидное). Их получение и свойства.
Практическая работа №5, 6. Исследование некоторых физико – механических и химических свойств указанных волокон в сравнении с натуральными и искусственными волокнами: отношение к нагреванию, действие минеральных кислот и щелочей различной концентрации.    
                      7. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НЕКОТОРЫМИ СИНТЕТИЧЕСКИМИ 
                                                    КАУЧУКАМИ (1 ч).
Бутадиенстирольный. Этиленпропиленовый, хлоропреновый, бутиловый, получение и свойства отдельных каучуков.
                    8. ДОСТИЖЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СИНТЕЗА (3 ч). 
Синтез новых и улучшение свойств имеющихся полимеров и полимерных материалов. Получение композиционных материалов.
Оформление (презентация) страницы по теме.
Итоговая конференция. Защита проектов. 
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия. 10 кл. Профильный уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа.
Габриелян о. С., Остроумов И. Г. Химический эксперимент в школе. 10 кл. – М.: Дрофа.
Журнал Всесоюзного Химического Общества, № 2, 1991.
Книга для чтения по органической химии \ Сост. П.Ф. Буцкус. 2-е., перераб.- М.: Просвещение, 1985. 
Копылов В.В. В мире полимеров.- М.: Знание, 1983.
Чертков И. Н. Эксперимент по полимерам в средней школе.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1980.
Шур А. М. Высокомолекулярные соединения. – М.: Высшая школа, 1981.