Календарно — тематическое планирование по изобразительному искусству 2013-2014 год
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Количество часов
Тема
Тип урока
Цель деятельности учителя
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
По плану
Корректировка
Понятия
Предметные результаты
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные результаты
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения -9ч
1
03.09
1
Все дети любят рисовать. Изображения всюду вокруг нас
(постановка и решение учебной задачи; экскурсия).
Цель: выявить уровень и характер дошкольной подготовки учащихся
Мастер изображения. Предмет «Изобразительное искусство». Художественная мастерская
Научится: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности, сделанные художниками
Регулятивные: адекватно использовать речь.
Познавательные: рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог
Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
2
10.09
1
Материалы для уроков. Изобразительного искусства.Мастер Изображения учит видеть
Решение учебной задачи; экскурсия.
Цель: развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; формировать поэтическое видение мира.
Форма предмета. Гербарий.
Научится: видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Коммуникативные: формулировать свои затруднения.
Ценностное отношение к природному миру
3
17.09
1
Наблюдение за природой
Решение учебной задачи; экскурсия.
Цель: побуждать к наблюдению за объектами природы; проявлять любовь к природе в творчестве
Линия горизонта
Научится: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; наблюдать за объектами живой и неживой природы
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.
Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы
4
24.09
1
В гостях у золотой осени. В.Поленов «Осень в Абрамцеве»
Решение учебной задачи, экскурсия
Цель: развивать эмоциональное отношение к природе, эстетическое восприятие окружающего мира
пропорция
Научится: определять основные пропорции, характерные формы деревьев, жилых построек; обобщать наблюдения.
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки. Коммуникативные: строить монологические высказывания.
Готовность следовать нормам природоохранного поведения.
5
01.10
1
Изображать можно пятном
Постановка и решение учебной задачи
Цели: учить владению первичными навыками изображения на плоскости; способствовать развитию воображения и аналитические возможности глаза
Пятно, иллюстрация. Иллюстрации Е. Чарушина, В.Лебедева, Т.Мавриной, М. Митуриной и др.
Научится превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшки.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач
Ценностное отношение к природному миру
6
08.10
1
Изображать можно в объеме
Решение учебной задачи
Цели: учить видеть целостность формы; развивать воображение и аналитические возможности глаза.
Объем. Объемные изображения. Целостность формы.
Научится превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином)
Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
Самооценка на основе критериев успешной деятельности.
7
15.10
1
Изображать можно линией
Решение учебной задачи
Цели: учить изображению линий на плоскости; познакомить с повествовательными возможностями линии (линия-рассказчица)
Линия. Линейные иллюстрации. Графика. Фотография.
Научится делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе»
Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.
Понимание чувства других людей и сопереживание им
8
22.10
1
Разноцветные краски
Решение учебной задачи
Цели: учить работать красками; овладевать навыками организации рабочего места
Краски. Гуашь. Цвет.
Научится: рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению с красками
Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Уважительное отношение к иному мнению
9
29.10
1
Художник и зрители
Постановка и решение учебной задачи
Цели: формировать навык восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников
Произведение искусства. Картина. Скульптура. Цвет и краски в произведениях художников
Научится: воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей
Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов
Ты украшаешь. Знакомство с мастером Украшения – 7ч.
10
12.11
1
Мир полон украшений
Постановка и решение учебной задачи
Цели: развивать творческую фантазию, наблюдательность; учить создавать роспись цветов – заготовок, вырезанных из цветной бумаги
Мастер Украшения. Фотографии цветов. Разнообразие форм, окраски, узорчатых деталей цветов
Научится: видеть украшения в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы - заготовки
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
11
19.11
1
Красоту надо уметь замечать
Решение частных задач
Цели: развивать наблюдательность; способствовать накоплению опыта эстетических впечатлений
Художественные материалы: гуашь, тушь, акварель
Научится: видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы
Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности
Ориентированный взгляд на мир в разнообразии природы
12
26.11
1
Узор на крыльях
Решение частных задач
Цели: развивать видение красоты окружающей природы; учить составлять фантазийный графический узор
Симметрический узор, коллекция
Научится: рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметрический узор на крыльях, передавая узорчатую красоту
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю
Ценностное отношение к природному миру
13
03.12
1
Красивые рыбы
Решение частных задач
Цели: познакомить с выразительными возможностями фактуры; развивать аналитические возможности глаза
Фактура. монотипия
Научится: видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии
Регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи.
Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов.
Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество
Эстетические чувства
14
10.12
1
Украшение птиц
Постановка учебной задачи, поиск ее решения
Цели: развивать декоративные чувства при рассматривании цвета и фактуры и при совместимости материалов
Материал разной фактуры. коллаж
Научится: рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу в технике объемной аппликации, коллажа
Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в действия.
Познавательные: создавать модели для решения задач.
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения
Эмоционально-нравственная отзывчивость
15
17.12
1
Узоры, которые создали люди
Поиск и открытие нового способа действия
Цели: способствовать накоплению образных и эмоциональных впечатлений от орнаментов
Орнамент. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте
Научится: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги
Регулятивные: составлять план, осуществлять последовательность действий.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: формировать собственную позицию
Уважительное отношение к иному мнению
16
24.12
1
Мастер Украшения помогает сделать праздник
Рефлексия и оценивание способа действия
Цели: познакомить с работой разными художественными материалами; развивать творческое воображение
Художественные материалы. Новый год
Научится: создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач
Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
Этические чувства-доброжелательность
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки – 8ч
17
14.01
11.02
1
Постройки в нашей жизни
Постановка учебной задачи, поиск решения
Цель: формировать представления о разных типах построек, основных частей дома
Мастер Постройки. Архитектура и дизайн
Научится: придумывать и изображать сказочный дом для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные: слушать собеседника
Уважительное отношение к иному мнению
18
21.01
11.02
1
Дома бывают разными
Решение частных задач
Цель: формировать представления о разных видах домов
Эскиз
Научится: придумывать и изображать разные дома для себя и своих друзей
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям
Коммуникативные: слушать собеседника
Уважительное отношение к иному мнению
19
28.01
1
Домики, которые построила природа
Решение частных задач
Цели: развивать мыслительные способности, наблюдательность; учить изображать сказочные домики в форме овощей, фруктов
Постройки в природе: птичьи гнезда, раковины
Научится: видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики в форме различных предметов
Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные: осуществлять сбор информации.
Коммуникативные: формулировать свои затруднения; обращаться за помощью к одноклассникам
Готовность следовать нормам природоохранного поведения
20
04.02
1
Дом снаружи и внутри
Решение частных задач
Цели: проанализировать устройство дома снаружи и внутри; развивать творческое воображение; учить изображать фантазийные дома
Понятия «внутри» и «снаружи». Внешний вид дома
Научится: изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри
Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.
Познавательные: оценивать результат деятельности.
Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач
Самооценка работы
21
11.02
1
Строим город
Решение частных задач
Цели: развивать фантазию и наблюдательность; учить рассматривать реальные здания разных форм
Архитектура. Архитектор. Художник-архитектор
Научится: строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей
Регулятивные: стабилизировать эмоциональное состояние.
Познавательные: узнавать, называть объекты окружающей действительности.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль
Навыки сотрудничества
22
25.02
1
Все имеет свое строение
Решение частных задач
Цели: формировать умение видеть конструкцию; развивать наблюдательность и аналитические способности глаза
Конструкция (построение) предмета
Научится: создавать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации
Регулятивные: определять последовательность действий.
Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.
Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассниками
Уважительное отношение к иному мнению
23
04.03
1
Постройка предметов
Решение частных задач
Цели: развивать конструктивное изображение и навыки постройки из бумаги; познакомить с работой дизайнера
Дизайнер. Предметы дизайна
Научится: конструировать из бумаги упаковки и украшать их, производя правильный порядок учебных действий
Регулятивные: концентрировать волю.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач.
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
Эстетические потребности
24
11.03
1
Город, в котором мы живем
Экскурсия; контроль и оценка знаний
Цели: развивать интерес к наблюдению реальных построек, рассмотрению улиц с позиции творчества Мастера Постройки
Памятники архитектуры. Образ города
Научится: создавать работу по впечатлению после экскурсии; описывать архитектурные впечатления
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать собственное мнение
Уважительное отношение к культуре, доброжелательность
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу- 9ч
25
18.03
1
Совместная работа трех Братьев-Мастеров
Постановка и решение учебной задачи
Цели: показать работу трех Братьев-Мастеров; воспитывать интерес к произведениям искусства
Изображение. Украшение. Постройка
Научится: смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя в них работу каждого из Мастеров
Регулятивные: адекватно использовать речь.
Познавательные: различать три вида художественной деятельности.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание
Уважительное отношение к иному мнению
26
01.04
1
Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками
Контроль и коррекция знаний
Цели: воспитывать интерес к изображению сказочных персонажей; развивать умение работать гуашью
Понятия «теплые цвета» и «холодные цвета»
Научится: выполнять работу, используя краски теплых оттенков; определять изобразительную и декоративную деятельность
Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели
Познавательные: выделять группы существительных признаков объектов.
Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам в процессе работы
Уважительное отношение к культуре
27
08.04
1
Сказочная страна. Создание панно
Решение частных задач
Цели: воспитывать положительные эмоции от встречи с героями сказок; развивать фантазию
Иллюстрация. Панно
Научится: создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы
Регулятивные: предвосхищать результат.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативные: предлагать помощь
Готовность следовать нормам природоохранного поведения
28
15.04
1
Разноцветные жуки
Решение частных задач
Цели: воспитывать эмоциональную отзывчивость; развивать наблюдательность при изучении природных форм
Коллективная работа
Научится: создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций в совместной деятельности
Самооценка работы
29
22.04
1
Весенний день
Решение частных задач
Цели: воспитывать любовь к природе; формировать поэтическое видение мира
Пейзаж. Настроение в рисунке
Научится: выявлять изменения в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданную тему
Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения. Познавательные: называть явления окружающей действительности.
Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме
Навыки сотрудничества
30
29.04
1
Урок любования. Умение видеть. Разноцветные жуки
Решение частных задач, экскурсия
Цели: развивать наблюдательность, бережное отношение к природе
Понятия: «живая природа», «неживая природа»
Научится: наблюдать за живой природой с точки зрения трех Братьев-Мастеров
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные: осуществлять анализ информации.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Уважительное отношение к иному мнению
31
06.05
1
Как украшает себя человек; Сказочная страна
Контроль и коррекция знаний
Цели: развивать зрительную память, творческую фантазию; учить изображать сказочных героев, опираясь на изображения, характерные для них
Связь человека с украшениями. Иллюстрации с персонажами известных сказок
Научится: узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям
Регулятивные: вносить необходимые коррективы после завершения работы.
Познавательные: подводить под понятие на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания.
Эмоциональная отзывчивость
32
13.05
1
Времена года
Решение частных задач
Цель: развивать фантазию, творческое воображение
Панно
Объем
Научится: самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства
Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: контролировать процесс деятельности.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию
Эстетические потребности
33
20.05
1
Здравствуй лето!
Рефлексия и оценивание способа действия в форме игровых заданий
Цели: развивать зрительные навыки; воспитывать положительные эмоции от встречи с прекрасным; учить характеризовать свои впечатления от рассматривания произведений искусства.
Композиция. Образ лета
Научится: рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы
Регулятивные: соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информацию.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии.
Уважительное отношение к иному мнению
15