Бабушка и внуки урок по русскому языку в 3 классе с казахским языком обучения


Средняя школа имени Б.БегалиеваОткрытый урок
по русскому языку
Тема: Бабушка и внуки
Класс: 3 «Б»

Учитель русского языка и литературы:
Айбекова Э.М.
2014 год
Тема: Бабушка и внуки
Цели урока:
Образовательные: Формирование лексических навыков говорения, закрепить полученные учащимися сведения.
Развивающие: продолжить работу над развитием устного произношения, письменной и диалогической речи, выразительного чтения, памяти, мышления.
Воспитательные: средствами русского языка привить любовь, уважение к старшим, формирование моральных качеств учащихся.
Оборудование: презентации, фото бабушек учеников класса, рисунки, на доске солнце, таблички (опорные слова).
Ход урока
Организационный момент.
Психологический настрой
Для того чтобы узнать, о ком мы будем сегодня говорить, нам нужно прочитать стихотворение!!!
Кто на кухне с поварешкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одежку,
Пылесосом кто гудит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печет,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почет?
Кто споет нам на ночь песню,
Чтобы сладко мы заснули?
Кто добрей всех и чудесней?
Ну, конечно же – бабули!
Давайте послушаем отрывок из песенки «Бабушка»
Опрос домашнего задания.
1) Слово учителя.
- В жизни почти каждого человека бывает бабушка? У вас есть бабушка? Поднимите руки те, у кого она есть. У кого две бабушки, поднимите обе руки. А как на казахском языке звучит слово бабушка?
- А кто это - бабушка? (Мать отца или матери)
В словаре С.И.Ожегова так и написано: Бабушка – это мать отца или матери. Вообще о старой женщине.
- Ребята, вдумайтесь: мать отца или матери, т.е. если бы не было бабушки на свете, то и вашей матери, а значит, и вас не было бы тоже, значит, бабушка является и вашей матерью. Не зря, наверное, слово бабушка на всех языка звучит ласково әже, грен, абелита. В любом случае, слово «бабушка», как бы ни звучало, произносится с особой теплотой на родном языке для каждого. И как для мамы, вы для неё дитя, её радость, её счастье.
Любят вас бабушки? А можете сказать, почему они очень любят своих внуков?
- Ребята,на прошлом уроке каждому из вас были даны опережающие задания:
написать сочинение (Нурхат, Жаннур, Диляра), выучить стихи (Даяна), подготовить презентацию(Шахназар), написать письмо (Актилек).
- И все это о ком?
- Молодцы, а на какие цветы похожи ваши бабушки? (ответы учеников)
- Скажите мне, когда вы готовили свои работы, какие чувства у вас возникали?
- Да, они действительно заслуживают всего самого лучшего. Их сердца полны любвии заботы, которые они дарят своим внукам.
- А что вы должны делать, чтобы ваши бабушки вами гордились? (Мы должны хорошо учиться, уважать старших, помогать бабушке, родителям).
-Правильно! Ну что ж, я объявляю вам конкурс «5» для бабушки»
IV. Физминутка « Две половинки»
- Перед тем как ринуться в бой за «5» , давайте немного разомнется.
V. Новая тема «Бабушка и внуки»
1) Пожалуйста, откройте ваши тетрадки и запишите сегодняшнее число, на странице
79 найдите текст «Бабушка и внуки». Послушайте его. (читаю текст)
2) Словарная работа
Близко –жақын , часто – жиі, помогать – көмектесу, шить – тігу, отдыхать –демалу.
А теперь с этими словами составим словосочетания. Нам поможет учебник.
3) А сейчас конкурс, называется он«Онлайн – переводчик».Для этого к доске выйдут 2 ученика, один из вас читает текст на русском языке, а второй переводит этот текст на казахский язык.
Ну-ка зарабатывайте ваши «5».
4) Конкурс «Кто есть кто? Или что есть что?»
Выпишите из текста сначала слова отвечающие на вопрос что?, потом – слова, отвечающие на вопрос что? ( по 4 слова)
5) Конкурс « Грамотей» Вместо точек подберите слово МОЙ или МОЯ.
… бабушка, … дедушка, … внук, … внучка, … дядя, … тетя.
6) «Подумай и ответь»
По улице шли мальчик и девочка. Впереди них шла старушка.Было очень скользко, старушка поскользнулась и упала.
Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка удивлённо спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет- ответил мальчик.
-Мама?- удивилась подружка.
- Нет.
-Ну, тетя? Или знакомая?
- Ну, нет же, нет. Просто старушка.
Подумайте об этой ситуации. Как бы вы поступили на месте мальчика и девочки?
(Помогать нужно не только своей бабушке.Не забывайте помогать, проявлять милосердие к чужим одиноким людям).
VI. ФизминуткаVII. Игра «Солнышко»
У нас на доске появилось солнышко, но лучиков у него нет. Лучики мы должны прикрепить к нему сами. Но не просто лучики, а добрые слова о наших бабушках. (дети, по очереди, выбирают слова, читают и прикрепляют лучики к солнцу). Вот какое солнышко у нас получилось.
Посмотрите сколько хороших слов мы сегодня сказали о наших бабушках.
VIII. Давайте сейчас послушаем стихотворение Сулухан, которое называется «Обращение к молодым»
«ОБРАЩЕНИЕ К МОЛОДЫМ»
Не жалейте добрых слов привета
Для больных, усталых стариков.
Что бы их душа была согрета,
Им не надо слишком много слов.
Иногда достаточно улыбки,
Или просто взгляда добрых глаз,
Что бы мир их сумрачный и зыбкий
Озарился радостью тот час.
Вы не допускайте им в печали
Опускаться горестно в постель,
Эти руки некогда качали
Безотказно вашу колыбель.
Будьте им надежным, верным другом.
Пусть их ваша не страшит беда,
Жутко ведь, когда глядят с испугом
Вам в лицо любимые глаза.
Самое нелепое на свете,
Самая ужасная беда -
Когда старость обижают дети,
Позабыв о прошлом навсегда!
Но о прошлом этом забывая,
Вспоминайте все же каждый раз:
Старость - беспощадная, лихая,
Впереди у каждого из нас!
IX. Подведение итогов урока. Комментарий оценок.
Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.Мне кажется, что каждый из вас сегодня заслужил свою «5» для бабушки.
Видеоролик «Дорога добра»