РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 10 класс А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.


Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089).
Авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Москва «Просвещение», 2011г
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает
развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 10 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции– освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция– осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Формы промежуточного и итогового контроля в 10 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), работа с перфокартами, комплексный анализ текста, контрольный диктант с грамматическим заданием, итоговый тест, итоговое изложение, зачет.
Количество часов на изучение русского языка в 10 классе (в соответствии с авторской программой) – 34.
УМК:
1. Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Москва «Просвещение», 2011г
2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2016 г.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012 г.
4. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. М.: «Вако», 2003.
По окончании 10 класса учащиеся должны:
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин, социально-культурной и деловой сферах общения;применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачи в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Содержание тем учебного курса
№п/пРазделы,
темы Количество часов
Примерная или авторская программа Рабочая программа
1 Общие сведения о языке 5 5
2 Русский язык как система средств разных уровней 2 2
2 Фонетика, орфоэпия, орфография, орфоэпия 4 4
3 Лексика и фразеология 6 6
4 Морфемика и словообразование 4 4
5 Морфология и орфография 6 6
6 Речь, функциональные стили речи 3 3
7 Научный стиль 4 4
Всего: 34 34
Характеристика 10а класса
10а класс представляет собой социально-экономический профиль. Обучающиеся класса однородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. В 10 классе есть учащихся, способные работать на «хорошо» и «отлично», но есть и ребята со средними способностями. Для них предусмотрены нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы. Вследствие этого данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению.
Литература для учителя
1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
3. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. М.: «Вако», 2003.
3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – М., 2000
4. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.
5.Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.
6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988.
7.Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 2003.
8. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературую тему. Пособие для поступающих в вузы. – М., 1994
9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1994.
10. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. – М., 2009 г.
11. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М., 1995
Литература для учащихся
12. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 2008 г.
13. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1997 г.
14. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов – М., 1997 г.
15. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.
16.Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб.пособие для общеобразоват. учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.
17.Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
18. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Интернет-ресурсы:
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении.
http://uchimcauchitca.blogspot.de/ «По уши в ЕГЭ»
Календарно- тематическое планирование
№ урока Тема урока. Виды деятельности обучающихся(практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.) Методы, формы проведения урока Содержание темы Требования к уровню подготовки обучающихсяЭОР Дата проведения
Планируемая Фактическая
Раздел 1. Общие сведения о языке (5 часов)
1 Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка. Урок усвоения новых знаний
Лекция, беседа Социальная роль русского языка в обществе. Функциональные стили, норма, литературный язык
Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке.
Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение.
Уметь составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста. Презентация 2 Русский язык в современном мире. Функции русского языка как учебного предмета. Урок усвоения новых знаний
Лекция беседа Политико-правовой статус русского языка как государственного языка, место русского языка в системе языков народов мира. Причины интереса к русскому языку в мире. Язык межнационального общения. Русский язык среди языков мира Знать основные функции языка, роль языка в современном мире. Уметь доказать, почему литературный язык является высшей формой языка, составлять устное высказывание, план. 3 Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. Повторительно-обобщающий урок
Лекция беседа Взаимосвязь понятий «язык» и «народ». Культура речи, нормы Знать о связи языка и культуры. Уметь доказать, почему литературный язык является высшей формой языка, составлять устное высказывание, план. Презентация 4 Активные процессы в современном русском языке Уроки усвоения новых знаний
Лекция беседа Процессы, происходящие в лексике, морфологии и орфоэпии. Экология языка.
Уровни языка Знать об основных процессах русского современного языка, его сохранении. Уметь доказать, почему литературный язык является высшей формой языка. Презентация 5 Изложение лингвистического текста Повторительно-обобщающий урок Совершенствовать навыки подробного изложения текста с элементами комплексного анализа Уметь составлять собственный текст на основе предложенного текстаУметь находить проблему, комментировать её, подбирать аргументы Раздел 2. Русский язык как система разных уровней (2 часа)
6 Взаимосвязь единиц русского языка разных уровней. Словари русского языка. Уроки усвоения новых знаний
Лекция беседа Взаимосвязь единиц русского языка разных уровней. Словари русского языка. Знать словари русского языка.
Уметь производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческие разборы, анализ художественного текста Презентация 7 Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис. Уроки усвоения новых знаний
Лекция беседа Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Знать словари русского языка.
Уметь производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческие разборы, анализ художественного текста Презентация Раздел 3. Фонетика и графика. Орфоэпия, орфография (4 часа)
8 Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний, умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Повторительно-обобщающий урок
информационно-репродуктивный метод Фонема. Орфоэпия. Звук. Буква.
Открытый и закрытый слог. Звуки гласные и согласные. Особенности русского ударения. Логическое ударение. Роль ударений в стихотворной речи. Выразительные средства русской фонетики. Знать понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи.
Уметь производить анализ орфографических трудностей. Презентация 9 Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке Повторительно-обобщающий урок
информационно-репродуктивный метод Основные правила произношения ударных и безударных гласных, некоторых согласных и сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, особенностей произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Орфоэпический словарь. Логическое ударение Гласные: ударные и
безударные. Согласные: сонорные, звонкие, парные. Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики.
Уметь использовать в собственной речи. Уметь видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их.
Презентация 10 Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор Повторительно-обобщающие уроки
беседа Основные принципы русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный) Фонетический разбор.
Выразительные средства русской фонетики Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии. Порядок фонетического разбора.
Уметь комментировать орфограммы, определять принципы написания. Производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей Презентация 11 Контрольная работа, включающая фонетический разбор. Урок контроля знаний Фонетический разбор.
Знать основные принципы орфографии, владеть нормами ударения в современном русском языке Раздел 4. Лексика и орфография (6 часов)
12 Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Повторительно-обобщающий урок
информационно-репродуктивный метод Толковые словари русского языка для определения, уточнения лексического значения слова, синонимы, антонимы, омонимы Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.
Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи. Презентация 13 Русская лексика с точки зрения сферы её употребления Повторительно-обобщающий урок
информационно-репродуктивный метод Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Диалектизмы,
жаргонизмы, термины, профессионализмы Знать стилистические особенности
употребления лексики, имеющей ограниченную сферу употребления.
Уметь определять лексические особенности текста. Презентация 14 Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Повторительно-обобщающий урок
информационно-репродуктивный метод Фразеологизм, источники появления фразеологизмов. Знать определение фразеологических оборотов, основные источники появления фразеологизмов, значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи, Презентация 15 Лексические и фразеологические словари Повторительно-обобщающий урок
Лекция беседа Знать основные типы словарей русского языка; уметь объяснять значение устойчивых оборотов речи, пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации. Знать строение словарной статьи лексического и фразеологического словарей, порядок лексико-фразеологического разбора.
Уметь пользоваться словарями и производить лексико-фразеологический разбор. Уметь создавать тексты художественного стиля с использованием фразеологизмов, готовить сообщения об их значении, происхождении, употреблении. Презентация 16 Лексико-фразеологический анализ текста Повторительно-обобщающий урок
Лекция беседа Знать основные типы словарей русского языка; уметь объяснять значение устойчивых оборотов речи, пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации. Знать строение словарной статьи лексического и фразеологического словарей, порядок лексико-фразеологического разбора.
Уметь пользоваться словарями и производить лексико-фразеологический разбор. Уметь создавать тексты художественного стиля с использованием фразеологизмов, готовить сообщения об их значении, происхождении, употреблении. Презентация 17 Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями. Анализ контрольного диктанта
Урок контроля знаний Орфографические, пунктуационные, лексико-грамматические навыки. Уметь дать толкование слов, составлять синонимический ряд со словами Раздел 5. Состав слова (морфемика) и словообразование (4 часа)
18 Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование» Повторительно-обобщающий урок
информационно-репродуктивный метод Морфемный состав слова, выделение морфемы на основе смыслового анализа слова, орфограммы в морфемах, изученные правила орфографии. Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова.
Производная – непроизводная основа, простые, сложные, производящие основы Знать, что такое морфемика, название и особенности морфем русского языка; знать, какая часть слова называется основой, какие части слова могут входить в состав основы; уметь находить значимые части слова, определять их роль в слове, находить основу слова, различать процессы слово- и формообразования. Презентация 19 Выразительные словообразовательные средства Повторительно-обобщающий урок
информационно-репродуктивный метод Выразительные средства словообразования,
суффиксы субъективной оценки Знать выразительные словообразовательные средства.
Уметь подбирать тексты, иллюстрирующие стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем, производить их художественно-стилисти-ческий анализ, выявлять авторскую позицию, идейный смысл произведения, выражаемые
с помощью использованных лексических и словообразовательных средств. Презентация 20 Словообразовательный разбор Повторительно-обобщающий урок
информационно-репродуктивный метод Способы словообразования, словообразовательный анализ слов. Словообразование, однокоренные,
морфологические способы
словообразования.
Неморфологические способы словообразования. Знать основные способы образования слов в русском языке, основные виды словообразовательных словарей, порядок словообразовательного разбора; уметь определять способ словообразования, различать морфологические и неморфологические способы образования слов, выполнять словообразовательный разбор, пользоваться словообразовательным словарем для уточнения способа образования слов.
Презентация 21 Практическая работа по теме Урок обоб щения, сис тематизации матери ала, прак-тического примене-
ния знаний
Способы словообразования, словообразовательный анализ слов. Словообразование, однокоренные,
морфологические способы
словообразования.
Неморфологические способы словообразования. Знать основные способы образования слов в русском языке, основные виды словообразовательных словарей, порядок словообразовательного разбора; уметь определять способ словообразования, различать морфологические и неморфологические способы образования слов, выполнять словообразовательный разбор, пользоваться словообразовательным словарем для уточнения способа образования слов.
Уметь проводить морфемный и словообразовательные разборы Раздел 6. Морфология и орфография (6часов)
22-23 Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические нормы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слов. Повторительно-обобщающий урок
информационно-репродуктивный метод Морфологические признаки частей речи Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.
Уметь различать самостоятельные и служебные части речи. Презентация 24 Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Повторительно-обобщающий урок
Морфологические признаки частей речи, их изобразительно-выразительные возможности Знать изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Уметь применять на практике изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Презентация 25 Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Повторительно-обобщающий урок
Морфологические признаки частей речи Знать принципы русской орфографии.
Уметь осуществлять лексический и грамматический разборы при написании слов различной структуры и значения. Презентация 26 Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи Повторительно-обобщающий урок
практикум Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи Уметь производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание. 27 Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями. Урок контроля Орфографичесие, пунктуационные, лексико-грамматические навыки. Уметь применять знания для решения орфографических и пунктуационных задач, владеть навыками анализа текста. Раздел 7. Речь, функциональные стили речи (3 часа)
28 Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Повторительно-обобщающий урок
информационно-репродуктивный метод Устная речь. Письменная речь. Диалог, Полилог, монолог. Уметь соблюдать нормы литературного языка в речевой практике. Осуществлять выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения Презентация 29 Текст, его строение, виды его преобразования. Повторительно-обобщающий урок
информационно-репродуктивный метод Текст как единица общения: подчинено единой теме; комментирование и оценивание информации исходного текста; понимание значения терминов: тема, тематика, основная мысль (идея), проблема, проблематика; умение определять тему, тематику, основную мысль текста, проблему, проблематику, владение основными нормами построения текста;основные виды преобразования текста, отличительные черты тезисов, конспекта, выписок, реферата, аннотации.
Знать текст, его строение, типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки.
Уметь производить речеведческий анализ художественного и научно-попу-лярного текстов.
Уметь создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное. Презентация 30 Функциональные стили речи, их общая характеристика. Сочинение на одну из тем ( по выбору учащегося) Повторительно-обобщающий урок
информационно-репродуктивный метод Повествование как тип речи, композиция текста повествовательного типа: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, Описание как тип речи, Рассуждение как тип речи, тезис, аргументы, выводЗнать композиционную особенность текстов повествовательного типа, Уметь определять тексты с типом речи описание,
Знать основные признаки текста-рассуждения; уметь писать сочинения-рассуждения Презентация Раздел 8. Научный стиль речи (4 часа)
31 Научный стиль речи. Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Повторительно-обобщающий урок
информационно-репродуктивный метод Понимать цель высказывания научного стиля. Сферу применения в устной и письменной речи. Уметь анализировать тексты научного стиля с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей Знать о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.Уметь определять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ Знать о назначении, стилевых признаках, разновидностях (подстилях) научного стиля речи.
Уметь излагать материал учебника в виде устных и письменных тезисов Презентация 32 Изложение с продолжением учащимися темы, затронутой в тексте. Повторительно-обобщающий урок Совершенствовать навыки подробного изложения текста с высказыванием суждений по теме с элементами комплексного анализа Уметь составлять собственный текст на основе предложенного текстаУметь находить проблему, комментировать её, подбирать аргументы 33 Итоговая контрольная работа. Урок конт-
роля знаний. Композиция текста типа рассуждение. Чтение исходного текста
и создание вторичного текста типа рассуждение всоответствии с предъявля-
емыми к нему требования ми. Владение монологической речью при аргументированном изложении своей точки зрения.
Уметь анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать проблемы исходного текста, определять позицию автора текста по заявленной проблеме, выражать и аргументировать собственное мнение, последовательно и логично излагать мысли, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка,
оформить высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка. 34 Итоговый урок. Общая и индивидуальные беседы о темах выпускных рефератов, проектов. Урок конт-
роля знаний. Композиция текста типа рассуждение. Чтение исходного текста
и создание вторичного текста типа рассуждение всоответствии с предъявля-
емыми к нему требования ми. Владение монологической речью при аргументированном изложении своей точки зрения.
Уметь анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать проблемы исходного текста, определять позицию автора текста по заявленной проблеме, выражать и аргументировать собственное мнение, последовательно и логично излагать мысли, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка,
оформить высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение Рабочей программы:
Литература для учителя
1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
3. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. М.: «Вако», 2003.
4. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.
5.Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.
6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988.
7.Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 2003.
8. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературую тему. Пособие для поступающих в вузы. – М., 1994
9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1994.
10. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. – М., 2009 г.
11. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М., 1995
Литература для учащихся
12.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
13. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 2008 г.
14. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1997 г.
15. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов – М., 1997 г.
16. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.
17.Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб.пособие для общеобразоват. учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.
18.Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
19. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Интернет-ресурсы:
http://www.proshkolu.ru/user/ahm-anu/file/3207905/http://e-v-roslyakova.narod.ru/ - сайт учителя русского языка и литературы Росляковой Елены Владимировны.
http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://pedsovet.org/ -Всероссийский августовский педсовет
http://1september.ru/газета «Первое сентября»
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htmРусский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении.
http://uchimcauchitca.blogspot.de/ «По уши в ЕГЭ»