Рабочая программа по русскому языку для 10 класса по УМК Власенков, Рыбченкова

Пояснительная записка
Календарно-тематическое по русскому языку для 10Б класса химико-биологического профиля составлено на основе Примерной программы среднего общего образования по русскому языку (базовый уровень), Рабочей программы среднего общего образования по русскому языку МАОУ «Средняя школа №6» города Когалыма, Программно-методических материалов (Русский язык.10-11 классы /Сост. Л. М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2009) и Методических рекомендаций к учебнику по русскому языку для 10-11 классов А.И.Власенкова, Л. М. Рыбченкова (М: Просвещение, 2009), учебного плана МАОУ «Средняя школа №6» города Когалыма и обеспечивает выполнение федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год. Из школьного компонента был добавлен 1 час по запросу учащихся и родителей с целью удовлетворения образовательных запросов учеников и создания условий для более качественной подготовки к государственной итоговой аттестации. С этой целью данное планирование предусматривает, что углубление, расширение и совершенствование знаний по фонетике и лексике будет осуществляться в первом полугодии 10 класса по морфемике, морфологии, тексту; общее понятие о стилях речи и научном стиле речи – во втором полугодии. Особое внимание будет уделяться работам, связанным с анализом текста, его переработкой, а также составлению учащимися авторского текста. Параллельно с работой над текстом и стилями речи будет продолжаться работа по лексике и грамматике, по совершенствованию навыков правописания. Это связано с потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь. При повторении материала планируется включить задания в формах, используемых при итоговой аттестации, что позволит обеспечить более качественную подготовку к ЕГЭ. Усилена работа на уроках развития речи по написанию сочинения-рассуждения.
Планирование составлено достаточно подробно и содержит описание минимума содержания образования каждого урока, требования к уровню подготовки учащихся, формируемые компетенции, виды деятельности и виды контроля.

Курс русского языка в X классе направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В содержании календарно-тематического планирования для учащихся 10 «Б» класса предполагается реализовать следующие задачи обучения:
углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка и нормами русского речевого этикета, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться лингвистическими справочниками и словарями;
совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи, умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными способами информационной переработки текста;
освоение коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.

Виды контроля
Тематическое планирование предусматривает разные виды контроля: проверочные тестовые работы, комплексный анализ текста, контрольные работы в формате ЕГЭ, сочинения по исходному тексту, лингвистический анализ текста, различные виды разборов.

Формы организации учебных занятий
Основной формой организации учебных занятий является урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с различными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
Методы и приёмы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу;
различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С. Единого государственного экзамена;
комментирование орфограмм и пунктограмм.
В процессе обучения применяется весь спектр методов, позволяющих реализовать деятельностный подход к изучению русского языка в школе. Приоритетными являются активные методы обучения.
Формируемые компетенции
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 10 классе продолжается работа по формированию и развитию предметных (коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой), а также надпредметных компетенций (общих учебных умений, навыков и способов деятельности):
коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Способы оценивания уровня достижений учащихся
Для оценивания уровня достижений учащихся используется следующий инструментарий: текущая диагностика и оценка учителем деятельности учеников, текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учеником выполненных заданий, публичная защита творческих проектов, тестирование.

Учебно-методический комплекс
для учащихся
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М..Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2011.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М..Русский язык. Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
3. Греков В.Ф. , С.Е.Крючков, Л.А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. Москва. Просвещение 2011 год. 4.Дейкина А.Д., Пахнова Т. М. Русский язык: Учебник- практикум для старших классов. М.: Вербум-М, 2009.
5. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык: Справочные материалы. М: Просвещение, 2009.
6. Багге М.Б. ЕГЭ. Русский язык: Контрольные измерительные материалы. М.: Просвещение, 2013.
7. Балыхина Т.М., Кузнецова М.В. Тесты по русскому языку. Пунктуация. М.: Издат-Школа. 2012.
8. Баранова М.М. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: Астрель, 2010.
9. Малюшкин А.Б. комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь. 10-11 классы. М.: ТЦ «Сфера», 2012.
10. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Грамматика. Речь, 10-11 классы. М.: Просвещение. 2010.
11. Цыбулько И. П.. ЕГЭ 2012. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко», 2012.
12. Н. А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2014. Ростов-на Дону: «Легион», 2014г.

для учителя
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М..Русский язык. Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». М.: Просвещение, 2009.
4. Греков В.Ф. , С.Е.Крючков, Л.А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. Москва. Просвещение 2011 год.
5. Дейкина А.Д., Пахнова Т. М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. М.: вербум-М, 2009.
6. Егорова Н.В, Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. М.: ВАКО, 2010.
7. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы. М.: Мнемозина, 2007.


Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 А классе (базовый уровень)
2 часа в неделю по УМК А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой

п/п
Дата

Название раздела, темы урока

Виды учебной деятельности

Формируемые компетенции

Виды контроля
Планируемый результат обучения
Проф


По плану

Факт





знать/уметь


Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. (1 час.)

1
4.09

Вводный урок. Орфографические и пунктуационные нормы
Комментированное письмо с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм, конструирование схем предложений с прямой речью, основные виды разбора, сочинение-миниатюра в форме размышления
Языковая и лингвистическая
Анализ предложений
Знать: классификацию частей речи, предложений; единицы морфологии и синтаксиса; условия постановки знаков препинания при однородных членах, при прямой речи, вставных конструкциях; орфографические и пунктуационные нормы.
Уметь: выполнять морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи, синтаксический разбор предложений; создавать текст в формате размышления; выразительно читать текст, передавая авторское настроение


Раздел 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (9 час.)

2

4.09

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире
Составление развёрнутого плана текста, монологическое письменное высказывание на тему «Русский язык в межнациональном общении», комплексный анализ текста
Языковая и лингвистическая
Словарный диктант
Знать: основные сведения о русском зыке как национальном; основные функции русского языка; место русского языка среди других мировых языков.
Уметь: составлять подробный план; выделять тему высказывания; связно и аргументированно рассказывать о языке как о средстве межнационального общения; выполнять основные виды разбора; создавать текст на лингвистическую тему в форме размышления


3
11.09

Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков
Синтаксический разбор осложнённого предложения, орфографический разбор слов, составление простого плана текста, воспроизведение основного содержания текста, воспроизведение микротем текста
Культуроведчес-кая
Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм
Знать: о взаимосвязи языка и культуры; о взаимообогащении языков и их влиянии друг на друга.
Уметь: выполнять синтаксический разбор простых предложений, орфографический разбор слов; составлять простой план и пересказывать по нему текст; выделять в тексте микротемы и передавать его основное содержание



+

4
11.09

Язык и речь
Составление тезисного плана статьи учебники, комментированное письмо, составление сложного плана текста, письменное сообщение на одну из тем («Язык и речь», «Монолог и диалог»), пунктуационный анализ текста, синтаксический разбор сложных предложений
Языковая и лингвистическая,
коммуникативная
Орфографический разбор слов
Знать: значение терминов язык, речь, слово; виды речевой деятельности; виды чтения; особенности монологической и диалогической речи.
Уметь: составлять тезисный, простой и сложный планы; создавать письменное сообщение на лингвистическую тему; выполнять орфографический разбор слов, синтаксический разбор сложных предложений


5,6
18.09
18.09

Взаимосвязь единиц языка разных уровней


Комментированное письмо с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм, комплексный анализ текста, основные виды разбора, конструирование предложений, разбор словосочетаний
Языковая и лингвистическая
Выразительное чтение текста с интонационным выделением слов и словосочетаний, передающих внутреннее состояние героев
Знать: уровни языка и их основные единицы.
Уметь: выполнять основные виды разбора; воспроизводить текст с учетом пунктуационных и орфографических норм; создавать устное сообщение на лингвистическую тему; выразительно читать текст, интонационно выделяя опорные слова; выполнять комплексный анализ текста; озаглавить текст; выписывать словосочетания и характеризовать их; конструировать предложения


7
25.09

Единицы языка. Уровни языковой системы. Словари русского языка
Формулирование вопросов по содержанию текста, комплексный анализ текста, работа с лингвистическими словарями
Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Комплексный анализ текста
Знать: единицы языка (звук, морфема, слово, предложение); основные виды словарей.
Уметь: создавать сообщение на лингвистическую тему; выполнять комплексный анализ текста; использовать разные виды словарей

+

8
25.09

Лингвистический анализ текста
Анализ текста
Языковая и лингвистическая
Объяснительный диктант
Уметь: анализировать текст с точки зрения структуры, стилевых особенностей, изобразительно-выразительных средств


9,10
2.10
2.10

Развитие речи Особенности работы над сочинением - рассуждением по предложенному тексту
Сочинение-рассуждение

Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Анализ текста

Знать: структуру написания сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста.
Уметь: понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, использовать лексическое богатство русского языка и разнообразные грамматические конструкции, оформлять речь в соответствии с нормами русского литературного языка


Раздел 3. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ОРФОГРАФИЯ (9 час.)

11
9.10

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

Языковая и лингвистическая
Выборочный диктант
Знать: разделы науки о языке; языковые единицы; порядок фонетического разбора; условия написания проверяемых и чередующихся гласных в корне слов.
Уметь: выполнять фонетический разбор слов; различать буквы и звуки; транскрибировать слова; писать гласные в корнях слов в соответствии с орфографическими нормами


12
9.10

Фонема. Особенности русского словесного ударения


Фонетический разбор слов, объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм, конструирование предложений, подбор примеров с подвижным ударением из литературных произведений
Языковая, коммуникативная
Анализ стихотворений А.А.Фета и М.Ю.Лермонтова
Знать: отличительные признаки фонемы; отличие открытых и закрытых слогов; основные группы орфограмм-согласных в корнях слов и условиях их написания.
Уметь: различать открытые и закрытые слоги; выполнять фонетический разбор слов; определять логическое ударение в словах, роль ударения в стихотворной речи; писать согласные в корнях в соответствии с орфографическими нормами

+

13
16.10

Фонетические и орфоэпические нормы. Выразительные средства фонетики
Фонетический разор слов, работа с орфоэпическим словарём, комплексный анализ текста, пунктуационный анализ текста, группировка слов по видам орфограмм

Языковая и лингвистическая
Тестовые задания, аналогичные заданию КИМов (задание 4, часть 1)
Знать: фонетические и орфоэпические нормы; выразительные средства фонетики.
Уметь: произносить слова в соответствии с фонетическими и орфоэпическими нормами; находить в тексте выразительные средства фонетики определять их роль


14
16.10

Развитие речи
Практикум по заданию части С. Определение темы и освещение проблем в тексте
Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка.
Умение вступать в речевое общение.
Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Анализ текста

Знать: структуру написания сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста.
Уметь: понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, использовать лексическое богатство русского языка и разнообразные грамматические конструкции, оформлять речь в соответствии с нормами русского литературного языка


15, 16
23.10
23.10

Написания, подчиняющиеся фонетическому, традиционному принципам русской орфографии
Монологическое высказывание на тему «Функция ь в словах», орфографический разбор слов, объяснительный диктант, конструирование словосочетаний и предложений, создание текста в форме описания
Языковая и лингвистическая
Выборочный диктант
Знать: написания, подчиняющиеся фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.
Уметь: создавать и воспроизводить текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами


17
30.10

Контрольная работа (речеведческий анализ текста)
Текст. Признаки текста. Уровневая организация языка. Микротема. Функциональные стили речи и их признаки. Типы речи. Основные виды разбора
Языковая и лингвистическая
Речеведческий анализ текста
Знать: основные разделы русского языка и их единицы; лексические, орфоэпические, словообразовательные, грамматические, орфографические и пунктуационные языковые нормы; типы речи; функциональные стили речи.
Уметь: выполнять основные виды разбора, орфографический и пунктуационный анализ текста


18, 19
30.10
13.11

Развитие речи. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста
Структура написания сочинения - рассуждения

Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Сочинение-рассуждение
Знать: структуру написания сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста.
Уметь: понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, использовать лексическое богатство русского языка и разнообразные грамматические конструкции, оформлять речь в соответствии с нормами русского литературного языка


Раздел 4 ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (12 час.)

20, 21
13.11
20.11

Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка.

Упражнения по учебнику, таблица
Языковая и лингвистическая, коммуникативная

Тестовые задания, аналогичные заданию 22, 24 (части 1) ЕГЭ
Знать: лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения её происхождения, изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.
Уметь: видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи


+

22
20.11

Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Изобразительные средства лексики
Запись слов с группировкой по грамматическому значению окончания, конструирование словосочетаний со словами в прямом и переносном значении, определение значения слов путём подбора синонимов, определение видов синонимов, составление тезисного плана статей учебника
Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм
Знать: системные отношения в лексике, их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии; особенности лексики с точки зрения ее происхождения; изобразительные средства лексики.
Уметь: выполнять лексический разбор слов; анализировать лексические средства выразительности


23
27.11

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления
Лексический анализ текста, работа с толковым словарём, определение значения слов путём подбора синонимов, объяснительный диктант , подготовка вопросов к дискуссии на тему «Арготизмы: польза и вред» синонимов к диалектизмам и просторечным словам
Языковая и лингвистическая, культуроведческая
Письменный ответ на вопрос «Каковы истоки и основания русского литературного языка
Знать: системные отношения в лексике; особенности лексики с точки зрения сферы ее употребления.
Уметь: выполнять лексико-грамматический разбор слов; группировать слова по тематическому признаку; пользоваться толковыми словарями


24
27.11

Активный и пассивный словарный запас. Лексические словари
Выборочный диктант, составление простого плана статьи учебника, работа с толковым словарём, конструирование предложений и словосочетаний, определение роли неологизмов в стихотворных произведениях В.В.Маяковского и А.А.Вознесенского
Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Творческая работа (создание неологизмов по продуктивным моделям словообразования)
Знать: системные отношения в лексике; особенности лексики с точки зрения её происхождения, активного и пассивного запаса; отличие архаизмов от историзмов.
Уметь: выполнять лексико-грамматический разбор слов; различать историзмы и архаизмы; находить авторские неологизмы и определять их роль в раскрытии авторского замысла; пользоваться разными видами словарей




+

25
4.12

Практикум по материалам КИМов

Решение тестовых заданий КИМов ( часть 1, зад. 1-12)
Языковедческая.
Учебно-познавательная
Тестирование
Знать: системные отношения в лексике; особенности лексики с точки зрения её происхождения, активного и пассивного запаса; отличие архаизмов от историзмов.
Уметь: выполнять лексико-грамматический разбор слов; различать историзмы и архаизмы; находить авторские неологизмы и определять их роль в раскрытии авторского замысла; пользоваться разными видами словарей


26, 27
4.12
11.12

Русская фразеология. Фразеологические словари
Составление подробного плана статьи учебника, лексико-фразеологический разбор предложений, подбор синонимичных оборотов, фразеологизмов-синонимов и фразеологизмов – антонимов к данным фразеологизмам
Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм
Знать: фразеологические единицы русского языка; источники происхождения фразеологизмов.
Уметь: выполнять лексический разбор слов; анализировать лексические средства выразительности; различать свободные и несвободные сочетания; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи в соответствии с лексическими нормами


28
11.12

Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология»
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
Языковедческая

Контрольная работа
Знать: лексические нормы русского языка; допустимые варианты норм.
Уметь: находить и устранять нарушения норм речи; пользоваться нормативными справочниками и словарями


29,
30

18.12
18.12

Развитие речи. Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста
Отражение в письменной форме результатов своей деятельности
Языковая и лингвистическая
Сочинение
Знать: структуру написания сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста.
Уметь: понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, использовать лексическое богатство русского языка и разнообразные грамматические конструкции, оформлять речь в соответствии с нормами русского литературного языка


31
25.12

Анализ контрольного сочинения
Анализ текста
Языковая и лингвистическая
Объяснитель-ный диктант
Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в сочинении, развитие навыка создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ (часть С)


Раздел 5. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (4 час.)

32
25.12

Морфемика. Словообразование. Обобщающее повторение раннее изученного.

Языковая и лингвистическая
Объяснительный диктант
Знать: морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные; варианты морфем; продуктивные способы образования частей речи; словообразовательные средства выразительности.
Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; различать однокоренные слова формы слова; различать слова с омонимичными корнями по значению


33
15.01

Способы словообразования. Словообразователь-ный разбор.
Конструирование слов по схемам, морфемный и словообразовательный разор слов, расшифровка сложносокращённых слов, работа с толковым словарём, подбор однокоренных слов с чередующими гласными
Языковая и лингвистическая
Орфографический и пунктуационный анализ текста

Знать: основные способы образования слов; основные разновидности способа сложения.
Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; расшифровывать сложносокращённые слова и определять их род; подбирать однокоренные слова с чередующими гласными или согласными в корне


34
15.01

Выразительные средства словообразования.
Морфемный и словообразовательный разбор слов, комплексный анализ текста
Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Творческий диктант
Знать: изобразительно-выразительные средства словообразования.
Уметь: анализировать роль словообразовательных средств выразительности в различных языковых ситуациях

+

35
22.01

Практикум по материалам КИМов

Решение тестовых заданий КИМов ( часть 1, зад. 13-20)
Языковедческая.
Учебно-познавательная
Тестирование
Знать: основные способы образования слов; основные разновидности способа сложения.
Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; расшифровывать сложносокращённые слова и определять их род; подбирать однокоренные слова с чередующими гласными или согласными в корне


Раздел 6. МОРФОЛОГИЯ (8 час)

36
22.01

Части речи. Повторение
Составление таблицы «Самостоятельные и служебные части речи», определение синтаксической роли существительных, выборочный диктант, образование прилагательных от данных существительных, конструирование словосочетаний и предложений с омонимичными частями речи, определение разрядов местоимений, определение спряжений глагола
Работа с текстом: составление плана, выделение смысловых частей, сочинение-миниатюра

Языковая и лингвистическая,
Орфографический и пунктуационный анализ текста

Знать: классификацию частей речи; критерии выделения частей речи; переходные явления в области частей речи
Уметь: определять части речи и обосновывать свой выбор; характеризовать части речи по основным признакам (лексический, морфологические, синтаксические); различать грамматические омонимы


37,
38
29.01
29.01

Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи.
Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи, орфографический и пунктуационный анализ текста, образование видовых пар глагола, определение способа образования наречий, объяснительный диктант
Языковая и лингвистическая,
Тестовые задания, аналогичные заданию 23 (части 1) ЕГЭ
Знать: отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи; способы выражения грамматического значения.
Уметь: выполнять морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи; различать грамматические омонимы


39, 40
5.02
5.02

Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов различных частей речи.
Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм, морфологический разбор глаголов, причастий, деепричастий
Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Комментированное письмо

Знать: орфографические нормы; принципы русской орфографии.
Уметь: определять типы орфограмм; писать слова в соответствии с орфографическими нормами


41
12.02

Орфографический практикум по материалам КИМов
Орфоэпический диктант.
Решение тестовых заданий КИМов.
Языковедческая.
Учебно-познавательная.
Проверочная работа по материалам ЕГЭ.
Знать: основные разделы орфографии; принципы написания.
Уметь: письменно воспроизводить текст, учитывая основные принципы орфографии


42
12.02

Контрольная работа (тест в формате ЕГЭ)
Отражение в письменной форме результатов своей деятельности
Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Контрольная работа
Знать: разделы русского языка и их структурные единицы; основные нормы русского языка.
Уметь: выбирать нужный ответ, опираясь на языковые нормы


43
19.02

Анализ контрольной работы
Поиск нужной информации по заданной теме в справочной литературе, свободная работа с текстами научного стиля
Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Выборочный диктант
Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольной работе


Раздел 7. ТЕКСТ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА (9 час.)

44, 45
19.02
26.02

Текст, его строение. Типы речи
Наблюдения над связью предложений в тексте, анализ видов и средств связи частей текста анализ строения абзацев в тексте, составление плана и тезисов и сравнение с данным в учебнике вариантом
Выписки из статьи, анализ варианта аннотации
Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Создание небольшого текста на свободную тему с соблюдением признаков абзаца
Знать: основные признаки текста; типы речи; понятия абзац, микротема микротекст; виды преобразования текста (сокращение, план, тезисы).
Уметь: делать выписки из текста; составлять тематический конспект; писать реферат, рецензию; давать аннотацию


46, 47, 48
26.02
4.03
4.03

Виды преобразования текста. План. Конспект. Аннотация


Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Рецензия на книгу, фильм, спектакль, газетную статью (по выбору) по плану
Знать: основные признаки текста; типы речи; понятия абзац, микротема микротекст; виды преобразования текста (сокращение, план, тезисы).
Уметь: делать выписки из текста; составлять тематический конспект; писать реферат, рецензию; давать аннотацию


+

49,
50
11.03
11.03

Функциональные стили речи
Работа с текстом (чтение, выделение основных компонентов, анализ)
Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Определение стилистической принадлежности текста
Знать: формы существования русского языка (литературный язык, территориальные диалекты, профессиональные разновидности); функциональные стили речи, их признаки и жанры.
Уметь: определять стилистическую принадлежность текста; анализировать лингвистические особенности каждого стиля речи; создавать тексты определённого стиля в разных жанрах


51, 52
18.03
8.03

Развитие речи. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста
Структура написания сочинения - рассуждения

Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Сочинение-рассуждение
Знать: структуру написания сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста.
Уметь: понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, использовать лексическое богатство русского языка и разнообразные грамматические конструкции, оформлять речь в соответствии с нормами русского литературного языка


Раздел 8. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ (4 час.)

53
1.04

Назначение, стилевые признаки, подстили научного стиля речи.
Составление тезисов статьи, определение типа речи, определение стилистической принадлежности текста с доказательством
Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Комплексный анализ текста
Знать: признаки научного стиля речи, его разновидности и жанры.
Уметь: определять жанр текста научного стиля и доказывать свою точку зрения; составлять тезисы к научной статье; различать лингвистические и литературоведческие термины; работать со справочной литературой, разными видами словарей


54
1.04

Лексика научного стиля речи.
Комплексный анализ текста, определение способа слов-терминов, работа с толковым , этимологическим словарями иностранных слов, наблюдения над использованием научной, профессиональной лексики в произведениях художественной литературы
Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Тестовые задания, аналогичные заданию 24 (части 1) ЕГЭ
Знать: лексические особенности научного стиля речи.
Уметь: распределять слова по сферам употребления; определять способ образования терминов; определять предмет по его описанию, толкованию


55, 56
8.04
8.04

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи.
Составление подробного плана статьи, сравнительное научно-популярное описание предмета, анализ морфологических и синтаксических особенностей
Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Проверочный диктант
Знать: морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи.
Уметь: давать сравнительное научно-популярное описание предмета; анализировать морфологические и синтаксические особенности научного текста


Раздел 9. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (14 час.)

57,
58
15.04
15.04

Орфоэпические нормы
Поисковая работа «Для чего нужна норма», тестовые задания, аналогичные заданиям КИМов (задание 4, часть 1)
Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Взаимодиктант с самопроверкой
Владеть основными правилами произношения ударных и безударных гласных, некоторых согласных, некоторых грамматических форм, особенностей произношения иноязычных слов, русских имён и отчеств, нормами ударения в современном русском языке.
Уметь: работать с орфоэпическим словарём, оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм


59, 60
22.04
22.04

Лексические нормы
Лексический разбор слов, тестовые задания, аналогичные заданиям КИМов (задание 3, 5, 22, 24 части 1)
Языковая и лингвистическая, культуроведческая
Анализ текста
Уметь: использовать толковые словари русского языка для определения, уточнения лексического значения слова, подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово с учётом конкретной речевой ситуации, использовать синонимы как средство связи слов в тексте и как средство устранения неоправданного повтора, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения



+

61, 62
29.04
29.04

Грамматические нормы
Лексический разбор слов, тестовые задания, аналогичные заданиям КИМов (задание 6, 7 части 1)
Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Тестовые задания
Уметь: употреблять в речи трудные падежные формы, согласовывать прилагательные, причастия, и глаголы в форме прошедшего времени с существительными, соблюдать нормы построения словосочетаний, требующих согласования или управления, находить и исправлять грамматические ошибки


63, 64
6.05
6.05

Морфологические нормы
Лексический разбор слов, тестовые задания, аналогичные заданиям КИМов (задание 3, 8-14 части 1)
Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Тестовые задания
Знать: основные принципы написания морфем: гласных и согласных в корне, приставок, уметь производить сопоставительный анализ слов, имеющих корни-омонимы, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, опираться на основной принцип написания морфем, группировать слова по видам орфограмм, использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов


65, 66
13.05
13.05

Пунктуационные нормы
Лексический разбор слов, тестовые задания, аналогичные заданиям КИМов (задание 15-19 части 1)
Языковая и лингвистическая
Тестовые задания
Понимать функции знаков препинания между частями сложного предложения и при передаче чужой речи в связном тексте, роль абзаца как пунктуационного знака, передающего смысловое членение текста, соблюдать пунктуационные нормы при создании собственных текстов при письме под диктовку


67, 68
20.05
20.05

Развитие речи. Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста
Отражение в письменной форме результатов своей деятельности
Языковая и лингвистическая, коммуникативная
Сочинение-рассуждение
Знать: структуру написания сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста.
Уметь: понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, использовать лексическое богатство русского языка и разнообразные грамматические конструкции, оформлять речь в соответствии с нормами русского литературного языка


69
27.05

Итоговая контрольная работа по материалам КИМов
Отражение в письменной форме результатов своей деятельности
Языковая и лингвистическая
Контрольная работа
Знать: разделы русского языка и их структурные единицы; основные нормы русского языка.
Уметь: выбирать нужный ответ, опираясь на языковые нормы


70
27.05

Анализ контрольной работы
Работа над ошибками контрольной работы
Языковая и лингвистическая, коммуникативная

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольной работе


За год 70ч. Развитий речи – 11ч. Контрольных работ – 4ч.
















15