Тематическое планирование по русскому языку по учебнику Власенкова


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по учебному предмету___ __ Русский язык________________________________________
Классы: 11 класс
Учитель_____Непряхина О.А.______________________________________
Количество часов: всего__68____ часа ,
в неделю___2____ час(а)
Тематическое планирование на I-ое полугодие
№ урока Название темы урока Типы уроков,
форма занятий Дата проведения Домашнее задание
По плану Фактически Модуль № 1 " Повторение . Язык как система" 1 Основные уровни русского языка. Повторение и обобщение имеющихся знаний Доклады по группам об ученых-лингвистах
2 Роль мастеров слова в становлении, развитии и совершенствовании языковой нормы. Комбинированный урок Орфоэпический словник
3-4 Входной контроль . Тестирование 5 Фонетика. Классификация звуков русского языка. Комбинированный урок Вопрсы с. 6 устно,упр 4
6 Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Урок-практикум Тестовая работа
7 Систематизация знаний по орфографии Комбинированный урок Тестовая работа
8 Систематизация знаний по лексике и фразеологии Урок-практикум Вопрсы с .20
9 Контрольная работа 1 Проверка орфографических и пунктуационных ЗУН Модуль №2 "Морфемика и морфология 10 Морфемика. Способы словообразования. Урок-практикум Тестовая работа
11 Морфология. Классификация частей речи. Урок-семинар Морф. нормы
12 Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Комбинированный урок Тестовая работа
13 Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Урок-практикум Тестовая работа
14 Морфемика: состав слова, словообразование и орфография. Урок-практикум Упр.202
15 Тестовая работа Урок проверки ЗУН Тестовая работа
16 Изложение Урок развития речи Доработать
17 Морфологические характеристики частей речи. Урок-семинар Анализ текста
18 Морфологические нормы. Урок-лекция Тестовые задания
19 Морфологические нормы Урок-практикум Задания по группам
20 Контрольная работа 2 Проверка орфографических и пунктуационных ЗУН Модуль № 3" Синтаксис" 21 Виды словосочетаний Комбинированнный урок Упр.311
22 Основные принципы русской пунктуации. Комбинированный урок Вопросы на с.102
23 Виды синтаксических связей. Урок-проктикумУпр.209
24 Сочинение – рассуждение.Виды вступлений Урок развития речи Дописать сочинение
25 Подчинительная связь, ее особенности Урок-практикум Упр. 219
26 Способы выражения подлежащего. Комбинированный урок Упр.230
27 Грамматические нормы Урок-лекция Тестовые задания
28 Синтаксические нормы Урок-лекция Тестовые задания
29 Определение синтаксических и грамматических ошибок Урок-практикум Задания по группам
30 Способы выражения подлежащего. Комбинированный урок Упр.237
31 Основные виды сказуемых Комбинированный урок Упр.239,подготовиться к контрольной работе
32 Контрольная работа №3 Проверка орфографических и пунктуационных ЗУН Тематическое планирование на II-ое полугодие
№ урока Название темы урока Типы уроков,
форма занятий Дата проведения Домашнее задание
По плану Фактически Модуль №4 " Синтаксис и пунктуация" 33 Анализ работы Комбинированный урок 34 Тире между подлежащим и сказуемым Урок-практикум Упр.242
35 Второстепенные члены предложения. Комбинированный урок Упр.244
36 Сочинение-рассуждение. Комментарий и авторская позиция Урок развития речи Дописать сочинение
37 Односоставные и двусоставные предложения. Виды односоставных предложений. Урок -практикум Упр.238
38 Однородные члены предложения Комбинированный урок Упр.245
39 Знаки препинания при однородных членах. Урок -практикум Упр.243
40 Тестовая работа по теме Обособленные члены предложения. Комбинированный урок Тестовы задания
41 Обособленные члены предложения. Урок -практикум Тестовые задания
42 Контрольная работа №4 Модуль № 5 "Пунктуация в простом и сложном предложении" 43 Пунктуация при вводных словах, предложениях и вставных конструкциях. Комбинированный урок Упр 247
44 Пунктуация при обращении Урок -практикум Упр 250
45 Слова-предложения и выделение междометий в речи. Комбинированный урок Упр.260
46 Способы передачи чужой речи Урок -практикум Упр. 264
47 Сочинение-рассуждение. формулировка собственного тезиса Урок развития речи Дописать сочинение
48 Тест в форме ЕГЭ. Урок -практикум тест
49 Пунктуация в простом предложении Урок обобщения и повторения Упр.247
50 Диктант 51 Виды сложных предложений. Сложное бессоюзное предложение. Комбинированный урок Упр.263
52 Контрольная работа №5 Модуль №6 "Синтаксис сложного предложения" 53 Сложносочинённое предложение Урок -практикум Тест
54 Сложноподчинённое предложение Комбинированный урок Задания по группам
55 Виды придаточных предложений. Урок -практикум Задания по группам
56 Сложные предложения с разными видами связи. Комбинированный урок Тест
57 Сложные предложения с разными видами связи. Урок -практикум Тест
58 Синтаксис и культура речи. Урок-лекция Тест
59 Сочинение -рассуждение. Аргументация Урок развития речи Дописать
60 Диктант Тест
61 Контрольная работа №6 Комбинированный урок Работа с текстом
62 Языковые особенности текста. Урок -практикум Задания по группам
63 Типы связи предложений в тексте Комбинированный урок Работа с текстом
64 Типы связи предложений в тексте Комбинированный урок Сочинение
65 Тропы и стилистические фигуры Урок -практикум Сочинение
66 Тропы и стилистические фигуры Урок развития речи Сочинение
67 Работа над сочинением Урок развития речи 68 Работа над сочинением Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2007. Авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебников «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» М.: Просвещение, 2011, а также дополнительных пособий: для учителя - Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы», авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, М.: Просвещение, 2005, для учащихся .
Согласно действующему учебному плану    в 11 классе предполагается обучение  в объеме 2 часов в неделю; в год - 68 часов.
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования 1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся:
1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем).
Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Данный вариант рабочей программы, целиком базирующийся на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:
«Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», , «Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике», «Синонимия в системе русского языка», «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию:
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач:
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
В соответствии с этим реализуется рабочая программа на основе Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2003. Авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку в 11 классе  реализуется программа базисного уровня.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса (базовый уровень).Учащиеся должны знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения  в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой; способны решать следующие жизненно-практические задачи:
осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению, сотрудничеству.
Содержание программы
Общие сведения о языке .
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.
Выдающиеся ученые-русисты.
Повторение изученного о тексте, а также по фонетике, графике, орфографии, орфоэпии, морфемике, морфологии и словообразованию .
Повторение изученного о тексте. Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Обобщающее повторение морфологии. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание. Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.
Синтаксис и пунктуация .
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Повторение и обобщение изученного о типах простого и сложного предложения. Пунктуация простого и сложного предложения.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Обучение написанию части С (сочинения на ЕГЭ) .
Проблема текста. Комментарий текста. Определение позиции автора в тексте. Аргументация высказывания. Естественные и искусственные доказательства. Композиция сочинения. Виды ошибок в содержании и речевом оформлении сочинения.
Публицистический стиль речи .
Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Очерк, эссе.
Устное выступление. Дискуссия.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Художественный стиль речи
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность,
широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.