Доклад. «Игра как способ достижения обучающих задач на уроках татарского языка»
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего образования
«Прогимназия № 14» «Журавушка» города Бугульмы.
Доклад.
«Игра как способ достижения обучающих задач на уроках татарского языка»
Учитель татарского языка и литературы
II квалификационной категории
Прогимназии № 14 «Журавушка»
Закирова Лейсан Магсумовна
Бугульма 2012 год.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Хорошее владение двумя государственными языками как средством общения веление сегодняшнего дня: оно необходимо для успешной учебы, для интеллектуального и нравственного становления детей школьного возраста. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка. Важно, чтобы дети изучали, знали и уважали язык на котором, говорят сами, их близкие, друзья и знакомые.
Обучая школьников татарскому языку важно:
* воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;
* вызвать интерес к историческому прошлому родного края;
* воспитывать патриотические чувства, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края;
* познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа;
Для достижения этих задач можно организовать совместную работу учителя и учеников по оформлению этнографических уголков ознакомления с бытом и культурой татарского народа, альбомов по ознакомлению с творчеством татарских поэтов и писателей, оформить папки-передвижки «Мы учим татарский язык», куда вносятся слова, предложения, стихи, поговорки и т.д., изученные на уроках татарского языка.
Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов, их культурой создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий формирования гражданской идентичности личности, доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.
Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения другим языкам необходимо учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иной язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и где мне это пригодится?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Ребёнок должен не только уметь формировать и формулировать мысли с помощью слов, использовать язык в процессе рождения связного текста, но и самому задавать вопросы, инициативно высказываться, налаживать совместную деятельность со сверстниками, поддерживать разговор, беседу, вести спор. Это та сторона коммуникации, в которой пересекаются мысль и слово, чувство, отношение и взаимодействие, деятельность и сознание, личность и социум. Очень важно, если ребенок скажет две фразы под влиянием живого чувства, яркого впечатления, нежели будет вымученно составлять «описательный рассказ».
Формированию универсальных учебных умений способствуют:
Реализация деятельностного подхода;
Развитие умений учебной деятельности через: проектные работы, индивидуальные, парные и групповые работы на уроке, анализ информации и т.д.;
Развитие умений работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения.
Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. В процессе фонетических, лексических, ролевых игр дети легко и естественно усваивают иностранный язык. У игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию универсальных учебных действий могут способствовать задания творческого характера.
Например:
* Отгадывание кроссворда.
* Составление кроссвордов, загадок по пройденной лексике.
* Творческие упражнения: «Нарисуй картинку и составь ее описание».
Например, при изучении тем: “Минем гаил‰м”, “Минем д_ртаяклы дустым” и т. д.
* «Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение»;
* «Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей».
* Придумайте загадку для своих друзей
* «Нарисуй картинку к прочитанному тексту». и т.д.
Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».
Перевод с одного языка на другой затрудняет создание образа языка и замедляет реакцию ребенка. Чтобы у ребенка возникло желание говорить с педагогом, необходимо дать ему понять, что в первую очередь педагога волнует не форма высказывания, а взаимопонимание между ними, которое легко добиться использованием жестом. Многие дети порой бессознательно прибегают к помощи жестов при попытке выразить мысль или вспомнить что-либо. Тут можно включать игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов, сопровождая аудированием, произношением этих слов. Изучая новую лексику, многие слова можно ввести в сопровождении того или иного жеста, мимики и сопровождать ими вплоть до полного усвоения фраз. Часто бывает достаточно показать жест, чтобы ребенок вспомнил необходимое слово.
Например:
- “Маленький” (“Кечке퉔) – дети улыбаются, делают жест большим и указательным пальцем.
- “Большой” (“Зур”) – приподнимают брови, широко открывают глаза, руки разводят в стороны.
- “Кислый” (“€че”) – дети морщатся, мащут рукой.
- “Плохо” (“Начар”) – дети сдвигают брови.
Так же можно показать глагольную лексику. Показать бег, письмо, чтение, сон и т.д. Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительнее становится мимика детей, движения приобретают большую уверенность, управляемость. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.
На этапе закрепления новой лексики, можно перейти к театрализованным играм, диалогической речи, подобрав материал, насыщенный глагольной, прилагательной лексикой, которая поможет детям поупражняться в ситуативной речи, активизировать словарь. Можно разыгрывать с детьми театрализованные игры по знакомым произведениям, предложить детям «оживить» картинки («Насекомые за чаепитием», «Звери на уроке», «Семья вечером» и т.д.) – придумать диалог и «сыграть» его в любом виде кукольного театра.
Ребятам интересно повторение, закрепление пройденного через какие-либо действия. Это могут быть ситуативные вопросы, диалог с другом, небольшие инсценировки, пусть даже не костюмированные, творческие задания (составить загадку, стишок о предмете)
Например, урок - закрепление темы «Овощи» в III классе. В процессе занятия создаётся реальная ситуация общения на татарском языке, в которой участники имеют возможность использовать приобретённые в процессе урока языковые знания и коммуникативные умения.
Урок можно разделить на несколько этапов.
1. Фонетическая зарядка. Повторяются звуки, слоги, характерные татарскому языку. Вспоминаем названия овощей, где есть данные звуки. Слова проговариваются хором, на доске пишется транскрипция слов.
2. Составление и отгадывание загадок или описание тех или иных предметов, зверюшек, продуктов и показ их на экране.
3. Игра «Найди лишнее». Среди нескольких предметов дети находят лишнее, аргументируя свой ответ.
4. Помогая Незнайке в магазине, вспоминаются фразы о наличии того или иного предмета, о его цене, просьба взвесить.
5. Те же разговорные фразы используются в ситуативных упражнениях (спроси есть ли в магазине , спроси о цене , попроси взвесить что-либо, узнай где дешевле тот или иной предмет и т.д).
6. Составление предложений с вопросами «где?»,«куда?»,«откуда?».
7. Диалог. Опираясь на разговорные шаблоны дети, инсценируют покупку в магазине.
8. Конкурс на лучший рассказ по прочитанному тексту.
В результате проведённого урока учащиеся:
1) закрепляют лексику по теме;
2) нучатся делать покупки, разговаривая на татарском языке;
3) тренируются в использовании вопросительных предложений в вежливой форме;
Таким образом, не только закрепляется пройденная лексика, но и активизируюся в речи другие грамматические структуры (падежные формы существительных, временные формы глаголов и др.)
Данные коммуникативные действия способствуют дальнейшему развитию личности учащихся, которые учатся на подобных упражнениях «строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
15