Планирование. Программа Юный турист
Юный турист
Пояснительная записка
Туризм – это такая форма бытия, где человек тесно сближен с природой. Это приобщение к здоровому образу жизни, экологическое воспитание, укрепление здоровья, развитие физических качеств через туризм. Туристические походы в чистом виде с детьми начальной школы – дело очень трудоемкое, поэтому занятия носят познавательный, обучающий, ознакомительный, где-то развлекательный и, конечно, соревновательно-игровой характер. Под школьным туризмом понимается туристская деятельность учащихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре и организуемая в целях обеспечения педагогически целесообразного использования внеурочного времени детей.
Рабочая программа туристско-краеведческой направленности «ШАГ» предназначена для обучающихся 2-5 классов и разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цели:
организация познавательной деятельности, развитие личности ребенка через туристическую подготовку, расширение кругозора;
пропаганда здорового образа жизни, использование естественных факторов природы как вспомогательных средств физического воспитания;
привлечение внимания к духовно-нравственным ценностям (дружба, взаимопомощь, поддержка и др.), которые помогают в походе, труде, жизни.
Задачи:
познакомить с правилами безопасного поведения в природе (в лесу, на открытых водоемах, в горах);
формировать потребность в регулярных занятиях физкультурой и спортом;
развивать ловкость, реакцию и координацию в прикладных физических упражнениях с помощью игр;
развивать у школьников коммуникативные способности, умение действовать сообща, в команде;
учить обращаться с туристическим снаряжением;
воспитывать бережное отношение к природе.
В данном курсе широко используются межпредметные связи с такими предметами, как «Окружающий мир», «Природоведение», «Биология», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», «Экология», «Технология».
Формы проведения занятий применяются фронтальные, групповые и индивидуальные в зависимости от содержания занятий.
Примерная структура занятия: 7–20 минут – теоретическая часть, далее – практическая часть и физические упражнения, игры.
1 Теоретические сведения Беседы, викторины, просмотры видеоматериалов, презентаций, проведение инструктажей по ТБ
2 Практические туристические навыки Вязка узлов, установка палатки, укладывание рюкзака, оказание первой помощи
3 Физическая подготовка Полосы препятствий различной направленности, подвижные игры, эстафеты, круговые тренировки (упражнения на развитие координации, ловкости, силы, выносливости)
Во внеклассной работе должны быть запланированы различные соревнования между классами с использованием полученных навыков.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, составляет 72 часа в учебном году.
Тематический план
№
п/пКол-во часов Темы занятий Содержание
(теория и практика, физподготовка) Дата проведения
1 2 Вводный урок Беседа «Разнообразие туристических походов».
(Пеший, лыжный, велосипедный, водный туризм.) Туристическая физподготовка2 2 Гигиена туриста. Экипировка туриста Личная гигиена. Требования к одежде, обуви, головному убору. Туристическое снаряжение групповое и личное.
Простейшая полоса препятствий 3 2 Первая (доврачебная) помощь Беседа «Что в аптечке у туриста?».
Круговая тренировка (упражнения на различные группы мыщц) 4 2 Собираемся в поход Укладка рюкзака. Типичные ошибки при укладке рюкзака.
Командные эстафеты с туристическим снаряжением (рюкзаками), переноска различных предметов 5 2 Собираемся в поход Подвижные игры на природе. Игры «Бездомный заяц», «Перестрелка» 6 2 Лесные угодья Просмотр презентации «Кладовая природы». Коллективное разгадывание кроссворда «Гриб».
Игры и конкурсы с природным материалом (шишки, камешки, палочки) 7 2 Зеленая аптека Просмотр слайд-презентации «Лекарственные растения».
Эстафеты типа «Сбор урожая», «Сажаем картошку» и др. 8 2 Берегите лес от пожара! Правила пожарной безопасности в лесу.
Развитие выносливости. Челночный бег – игра «Субботник», эстафета «Юные пожарные» 9 2 Лесные жители Беседа «Пернатые друзья леса».
Подвижные игры «Воробьи – вороны», «Хитрая лиса», «Сова» 10 2 Питание в туристском походе Что такое калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для туристского похода. Что такое меню, как оно составляется. Учет расхода продуктов в пути. Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды.
Расчет продуктов питания для однодневного похода. Составление меню 11 2 О горных походах Презентация о препятствиях в горных походах.
Упражнения в лазании по гимнастической стенке, наклонной скамейке, по канату 12 2 Переправы Развитие равновесия. Упражнение в расхождении вдвоем на бревне, ходьба по лежащему на полу канату, бег по кочкам. Упражнения с длинной веревкой 13 2 Основные узлы туриста Основные типы узлов. Назначение узлов. Способы вязки простых узлов («проводник», «восьмерка», «прямой», «встречный», «схватывающий»). Вязка узлов на время 14 2 Внимание: тонкий лед! ТБ на водоемах в осенний период.
Подвижные игры «Белый медведь», «Караси и щука», «Удочка» 15 2 «Вместе весело шагать по просторам!» Строй, темп, режим, интервал построения цепочки; их изменение в зависимости от различных условий. Шаг туриста, положение корпуса и рук при пешем передвижении.
Комплекс упражнений с гантелями (пластиковые бутылки «Активия) 16 2 Различные виды карт Понятие «топографическая карта», ее значение для туристов.
Прыжковая подготовка. Игра «Составь пазл» (карту) – эстафета, соревнование 17 2 Ориентирование Различные виды ориентиров.
Игра «Зарница» 18 2 Компас Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Правила обращения с компасом.
Ориентировка по звездам, деревьям, срезу пня.
Упражнения на тренажерах 19 2 Водоемы зимой Правила ТБ на водоемах зимой. Экипировка лыжника.
Общая физподготовка2 Особенности лыжных походов Преодоление полосы препятствий 20 2 Особенности лыжных походов Лыжная эстафета 21 2 Первая помощь при обморожении Различные виды эстафет 22 2 Природный кодекс туриста Охрана природы. Закон об охране природы. Роль туристов в охране природы. Законы общения с природой, принцип «не навреди», необходимость сохранения природы.
Подвижная игра «Охотники и утки» (не до конца, чтобы остались «утки») 23 2 Велосипедный туризм История развития велоспорта.
Занятия в тренажерном зале, в том числе и на велотренажере 24 2 Туристский бивак Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака.
Эстафеты с переноской инвентаря 25 2 Палатка – дом туриста Туристская палатка, виды палаток. Устройство, правила установки и снятия. Уход за палаткой и ее хранение.
Установка палатки на школьном дворе 26 2 Использование воды в походе Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды.
Челночный бег – игра «Магазин». Эстафета с котелком и гимнастическими палками 27 2 Подвижные игры на привале Игры в турпоходе: «Вышибалы», «Ловишка», «Охотники и зайцы» 28 2 Подвижные игры на привале Игры в турпоходе: «Забрось в корзину», «Камешки», «Тяни в круг», «Невидимки», «Сколько шагов?», «Волейбол в лесу» 29 2 Закрытие походного лагеря Свертывание бивака. Противопожарные меры.
Эстафеты с переноской инвентаря, игра с мячом 30 2 Водный туризм Беседа о байдарках, что такое байдарочный поход.
Комплекс упражнений для развития силы рук и плечевого пояса 31 2 Первая помощь при укусах насекомых Насекомые (бабочки, муравьи, клещи, комары, пчелы, осы).
Беседа о действиях учащихся при укусах насекомых в походе.
Игры по выбору учащихся 32 2 Под лучами солнца Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Туристическая физподготовка33 2 Поведение на воде Презентация «Плавание в открытых водоемах». ТБ на воде. Имитационные упражнения пловца. Игры «Караси и щука», «Невод» и др. 34 2 Поведение около водоема Поход на водоем. Подвижные игры на берегу: «Охотники и утки», «Земля, вода, воздух» 35 2 Подведение итогов похода Обсуждение похода в группе. Оформление летописи, фотогазеты.
Практические туристические навыки.
Физическая подготовка к итоговым соревнованиям 36 2 Соревнования «Юный турист» Туристическая полоса препятствий. Туристические конкурсы, викторины.
Подведение итогов, награждение участников Планируемые результаты обучающихсяУчащийся научится:
передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
осуществлять индивидуальные и групповые действия с туристическим инвентарем.
Учащийся получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для преодоления безопасными способами естественных и искусственных препятствий;
соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности.
Программа первого года занятий по туризму предусматривает достижение первого уровня воспитательного результата: обучение ребят азбуке туризма – сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, уяснение элементарных понятий об ориентировании на местности, общей физической подготовке, гигиене туриста, первой доврачебной помощи при травмах.
Подведение итогов обучения – общешкольные соревнования «Юный турист».
Литература для педагога
1. Былеев, Л. В. Сборник подвижных игр / Л. В. Былеев. – М., 1990.
2. Здоровье: журн. – 1986. – № 1, № 8.
3. Куприн, А. М. Умей ориентироваться на местности / А. М. Куприн. – М. : Изд-во ДОСААФ, 1962.
4. Сергеев, В. Н. Туризм и здоровье / В. Н. Сергеев. – М. : Профиздат, 1987.
5. Стрижев, А. Н. Туристу о природе. Фенологические наблюдения в походе / А. Н. Стрижев. – М. : Профиздат, 1986.
6. Спортивные и подвижные игры : учебник для физтехникумов / под ред. Ю. И. Портных. – Изд. 2-е, перераб. – М. : Физкультура и спорт, 1977.
7. Уваров, В. А. В поход пешком / В. А. Уваров, А. А. Козлов. – М. : Советский спорт, 1989.
8. Хршановский, А. А. Как ориентироваться без компаса / А. А. Хршановский. – М. : Детгиз, 1951.
9. Яковлев, В. Г. Игры для школьников / В. Г. Яковлев, В. П. Поликарпов. – М. : Физкультура и спорт, 1954.