Перспективное планирование кружка Юный исследователь в старшей группе
Перспективное планирование кружка «Юный исследователь» в старшей группе
Цель работы кружка - формировать у детей понятия о живой и неживой природы, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи кружка:
1.Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
2.Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
3.Дать представление о признаках и свойствах растений, как живых организмов - питаются, дышат, растут.
4.Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление) .5.Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям растений.
6.Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, сохранять чистоту в природе) .6. Основные направления экологического кружка «В мире природы».
Познавательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Предполагаемый результат.
Дошкольник должен:
ЗНАТЬ
Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Несколько видов явлений неживой природы.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ
Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
Обеспечивать уход за растениями цветников (полив)
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).
Месяц Неделя Тема Цель Оборудование
Сентябрь 1. Общее строение растений Обобщить знания детей о строении растений Дидактическое пособие «строение растений»
2. Для чего нужны растениям корни Дать представление детям о важном органе растения- корне. Сравнить корни моркови ,кабачка и перца Дидактическое пособие «корни растений».
3. Для чего нужны цветы. Плоды растениям Дать детям представление о цветах и плодах растений. Объяснить что такое опыление и участие насекомых при нём. Картины с изображением цветов и плодов.
Набор муляжей.
4. Условия в которых, растут растения. Закрепить с детьми знания о необходимых условиях для растений Набор картин.
Банка с крышкой, материал, вода.
5. Роль воды в жизни растений Показать детям как вода влияет на растения. Вода, цветок в горшке, цветок в стакане.
Октябрь 1. Роль почвы в жизни растений Показать детям значение почвы в жизни растений. Наглядно продемонстрировать существование растений без почвы. Почва, растения (морковь, подорожник). Картинки по теме.
2. Роль света в жизни растений. Рассказать и показать детям влияние света на растения. Настольная лампа, горшок с цветком, материал.
3. Для чего растениям семена. Объяснить детям значения семян в жизни растений. Показать разнообразие семян. Семена от разных растений.
Поделка из семян по желанию детей.
4. Убираем овощи с огорода. Убираем с детьми овощи с огород, а с целью наблюдения за отдельными частями растении (корень, плод, стебель). Грабли, лопатки, овощи.
Ноябрь 1. Листопад Обратить внимание детей на кружение листьев в воздухе. Объяснить почему листья падают с деревьев осенью. Картинки, наблюдение за естественным процессом. Сбор гербария.
2. Природа готовится к зиме. Проследить с детьми взаимосвязь некоторых природных явлений. Наблюдение за природными явлениями на прогулке.
3. Экскурсия на территории детского сада. Экскурсия проводится с целью наблюдения за изменениями в природе и сбор природного материала Шишки, семена, веточки.
4. Творим из природных материалов. Показать детям, что можно применять природный материал в поделках, украшения. Шишки, семена, веточки, клей, бумага, пластилин, стаканчики.
Декабрь 1. Вода растворитель Познакомить со способом очистки воды-фильтрованием закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. Сосуды разного размера, вода, растворители; стиральный порошок, соль, мука, растительное масло , шампунь.
2. Радуга. Показать детям, что в домашних условиях можно получить радугу. Стакан с водой, солнышко, лист бумаги.
3. Сила тяготения Дать детям представление о существовании невидимой силы-силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: бумага, шишки, мяч.
4. Упрямые предметы Познакомить детей с физическими свойствами предметов-инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения. Игрушечные машины, небольшие пластмассовые и резиновые игрушки, картон, монеты, простые карандаши, листы бумаги.
Январь 1. Почему предметы движутся Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»,показать пользу трения. Закрепить умение работать с микроскопом. Небольшие машины, пластмассовые шары, книги, неваляшка, резиновые игрушки ,кусочки мыла, стекло, микроскопы.
2. Хитрости инерции Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении-инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизниНебьющиеся стаканы с водой, варенные и сырые яйца ,передники, тарелки.
3. Что такое масса? Выявить свойство предметов - массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами. Два одинаковых пакета: в одном вата, в другом крупа; чашечные весы, различные предметы для взвешивания.
Февраль 1. Путешествие Капельки Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков, расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей. Электрический чайник, холодное стекло, схема «круговорот воды в природе», глобус.
2. Разноцветные льдинки Продемонстрировать детям как вода превращается при помощи красок и холода в разноцветные льдинки. Вода, краски, холодное помещение.
3. Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги? Уточнить представление о свойствах льда. Дать представление о айсбергах. Таз с водой, куски льда, разные ёмкости.
4. Откуда взялись острова? Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования. Модель морское дно, песок,глина, физическая карта.
Март 1. Как происходит извержение вулкана Познакомить детей с природными явлениями – вулканом, причиной его извержения. Картина с изображением вулкана, поддон, картон, клей, сода, уксус, красная сухая краска.
2. Как появляются горы? Познакомить детей с причиной образования гор; движение земной коры, вулканическим происхождением .Лоскуты ткани, картины с изображением гор, солёное тесто или пластилин, миски, стаканы, какао – порошок, большая коробка.
3. Испытание магнита Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностям. Развивать у детей коммуникативные навыки. Магниты, игра на магнитной основе, скрепки, кнопки, вилки, болтики, пластик, деревянный кубик.4. Что такое молния? Познакомить детей с понятием «электричество», сформировать основы безопасности. Воздушные шары, шерстяная ткань, пластмассовая линейка, пластилин, канцелярская скрепка.
5. Радуга в небе Познакомить детей со свойствами света превращение в радужный спектр, расширять представления детей о смешивании цветов, упражнять в изготовление мыльных пузырей. Стеклянная призма, картинки радуги, мыло в куске, жидкое мыло, пластмассовые стаканчики .Апрель 1. О «дрожалке» и «пищалке» Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука. Линейка, тонкая проволока, спичечная коробка, нитки, спички.
2. Почему поёт пластинка? Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развивать познавательную активность. Пластинка, карандаш, швейная игла, увеличительное стекло, соломинки для коктейля, ножницы.
3. Как образуются метеоритные кратеры? Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования, уточнить представление о Солнечной системе. Мука, большой поднос, ложки, линейка, кусок полиэтилена.
4. Почему в космос летают на ракете? Уточнить представление детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полёта самолёта. Воздушные шары, коллаж «Всё что летает», изображение ракеты.
Май 1. Посадка семян в почву, в вату, в воде. Показать детям правила посадки семян. Развивать любознательность. Семена кабачков, огурцов, помидор,моркови, свёклу.
2. Наблюдение за ростками. Фиксирование результатов в альбом. Формировать умение детей сравнивать ростки, которые росли в разных средах. Развивать речь. Ростки, альбом, карандаши.
3. Итоговое занятие «Высадка ростков на огород» Объяснить детям, как нужно сажать ростки в землю, развивать интерес, любознательность к трудолюбию. Лопата, грабли, ростки.
Литература:
1.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт – Петебург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2009г.
2. 200 увлекательных проектов для детей: творим, экспериментируем, развиваемся. Минск 2009г.
Мэри – Энн Кол, Синди Гейнер.
3. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Мир растений.
Творческий центр сфера Москва 2005г.