Конспект интегрированного занятия по экспериментальной деятельности Тема: Удивительные камни старшая группа от 5 до 6 лет
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад «Зёрнышко» с.Новопесчаное
Конспект интегрированного занятия
по экспериментальной деятельности
Тема: "Удивительные камни"
старшая группа от 5 до 6 лет
Воспитатель: Алексеева И.М.
2016 г
Тема: "Удивительные камни"
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи:
Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
Развивающие: развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе.
Демонстрационный и раздаточный материал:
Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
Камни на каждого ребенка.
Лупы.
Стакан с водой, ложка.
Большие подносы.
Салфетки маленькие.
Салфетки большие.
Деревянные брусочки
Предварительная работа:
Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.
Словарная работа: жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и встают полукругом вокруг демонстрационного стола.
1 Организационный момент
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Будьте все внимательны,
Активны и старательны.
На столе лежит коробка, внутри которой лежит один большой камень. Рядом с коробкой конверт с названием группы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете от кого это письмо и посылка? Это письмо прислали нам гномы, т.к. на конверте их изображение. Давайте прочитаем, что пишут нам гномы. (читает). «За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живут гномы. День и ночь добывают они золото и драгоценные камни. День и ночь стучат их молотки. А царствует над нами злой жадный Горный король. Он очень рассердился, увидев наш дом ярким, нарядным, весёлым. Помогите нам сделать эскиз пещеры короля. А чтобы это сделать, вам надо провести опыты. Отгадайте, что лежит внутри коробки?
В сережках у мамы огнем он горит,
В пыли на дороге, ненужным лежит,
Меняет он фору, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать,
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадает?
Кто этот предмет по приметам узнает?
Дети. Это камень.
Воспитатель. Правильно ли мы отгадали загадку, давайте проверим. Что это? (Открывает шкатулку, в ней разные камни).
Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами побудем немножко учеными. Мы будем делать опыты с камнями. Прошу вас занять свои места.
Для 1 Опыта вам нужно повнимательней рассмотреть камни и определить их цвет. Покажите мне пожалуйста у кого есть белый камень, у кого коричневый, у кого серый и т.д.
Какой же цвет у камней может быть?
Ответы детей: разноцветные.
Вывод: камни по цвету бывают разноцветные.
А сейчас давайте посмотрим на форму камней ,что мы можем сказать Есть круглые камни, а также угловатые и похожие на многоугольники.
Какая же форма у камней?
Ответы детей: разная.
Вывод: камни имею разную форму.
(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).
Для 2 Опыта я предлагаю вам разложить на столе перед собой камни от маленького к большому.
Ребята, какого размера бывают камни?
Ответы детей: разного.
Вывод: камни бывают разных размеров.
(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).
Для 3 Опыта нам понадобятся весы. В обе чаши мы положим камни и сравним их вес. Какой тяжелее камень большой или маленький.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).
Опыт № 4. Возьмите в руки камень. Погладьте его. Какой он на ощупь ? А теперь возьмите другой камень и погладьте его тоже.Что мы можем сказать? Камни бывают гладкие и шершавые
В одной руке у вас камень, а в другую руку возьмите лупу. Давайте рассмотрим камень через лупу. Посмотрите, какие крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры на камнях. Какие красивые камни! Правда?
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).
Гладкие Шершавые
Опыт №5.Твердость
Воспитатель: Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожжем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет? (ответы детей).
Воспитатель: Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите , что произошло. (пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней.
Опыта № 6
Опустите в емкость с водой один камень и брусок дерева. Что произошло? (деревянный брусок утонул? (нет) Почему? (потому что он легкий). А камень? (утонул, потому что он тяжелый). Я вывешиваю еще одну картинку- подсказку (приложение), а вы сформулируйте свойство камня, которое мы изучили (камень тяжелый).
Ответы детей:
Вывод: Да, ребята камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).
. Где используются камни.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете где человек использует камни ?( в строительстве дорог, украшения, лечение)
Еще давным- давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые, прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень больше используется для отделки: метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц, каминов. Посмотрите, как красиво смотрятся камни при дизайне приусадебных участков. Камни используют для оформления клумб, альпийских горок, дорожек.
А геологи рассматривают их по своему. Они знают как использовать их на благо человека.
Уголь – его используют в виде топлива для разжигания огня.
Мрамор - самое широкое применение, получил мрамор в строительстве в производстве строительных материалов и предметов интерьера.
Гранит - в строительном дизайне камень является одним из главных элементов. Ценится он, прежде всего, за долговечность и прочность.
Через лупу видно, что он состоит из разных по размеру зерен. Гранит – горная порода. Этот камень очень прочный, его используют в строительстве, из него изготавливают памятники. (Показывает иллюстрации.)
Остались еще камни. Их называют камни-самоцветы. Как вы думаете почему?
Дети. Они яркие, разноцветные, переливаются.
Воспитатель. А что из них делают?
Дети. Украшения.
Воспитатель. Люди всегда ценили камни за красоту, редкость, долговечность, любили украшения из них. Из самоцветов изготавливали бусы, или украшали одежду, короны, иконы, делали браслеты и кольца.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо написано в рисунках и схемах.
. Кто хочет сделать рассказать о свойствах камней?
(Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.)
Как вы думаете, нужны ли камни человеку?
Использует ли человек для своих нужд камень? Как?
Вот сколько интересного мы узнали про камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшений станций метро. (Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем сделать эскиз пещеры короля. Пусть горному королю станет стыдно, что он такой сердитый.
Воспитатель: как вы думаете, выглядит пещера изнутри? Сегодня мы с вами будем рисовать методом примакивания губкой.
Дети выполняют работу.
Я думаю, что Горному королю понравится и он станет добрым другом для гномов.
Воспитатель: Всё что вы сегодня узнали, расскажите своим друзьям и родителям. Всего вам доброго
Всё готово к работе.
Сравниваем камни по форме и цвету.
lefttop0Камни отличаются по весу
Рассмотрим камни через лупу
Сожмём в одной руке пластилин ,а в другой камень.
Опустим в стакан с водой камень и деревянный брусочек.
Украсим пещеру для Горного короля.