Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста
Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста
К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов.
Известный психолог Л.С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие.
У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются корректно направлять это стремление, форсируя и развивая их потребности от естественных, материальных, социальных до духовных.
Сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что не мало важно для развития детей, - но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.
К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения.
Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребенка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: ирга, труд, систематические занятия учебного типа.
Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и , казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. У детей этого возраста наблюдается поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение планировать. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. На это указывают в своих трудах известные психологи: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин. Ж. Пиаже считает, Что мышление дошкольников по природе алогично, т.к. “не обременено знаниями”.
Но в настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.
Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются:
терпение;
умение играть и верить в игру;
умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
творчество.
В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.
Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.
Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.
Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.
Понимание грамматической конструкции предложений.
“Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”.- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?
“Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).
Узнавание предметов по заданным признакам.
Назови предмет, про который можно сказать:
желтый, продолговатый, кислый;продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
Какой предмет обладает следующими признаками:
пушистый, ходит, мяукает;гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.Кто или что может быть:
высоким или низким;холодным или горячим;твердым или жидким;узким или широким.
Какому времени года соответствует следующее описание:
"День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда."Сравнение двух или более предметов.
Чем похожи эти слова:
кошка, книга, крыша;
число, весло, кресло;
Назовите общие признаки:
яблока и арбуза;
кошки и собаки;
стола и стула;
ели и сосны;
голубя и дятла;
ромашки и гвоздики.
Чем отличается:
ручка от карандаша;
рассказ от стихотворения;
сани от телеги;
осень от весны;
дерево от кустарника;
лиственное дерево от хвойного дерева.
Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре составить предложение.
В первом и втором ряду по 5 картинок:
удочка цветок ключ топор отвертка
ваза дрова замок рыба
К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка – часы; колесо - ?Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.
колесо – круг, ковер - ?белка – дупло, медведь - ?магазин – продавец, больница - ?день – обед, вечер - ?охотник – ружье, рыбак - ?слово – буква, дом - ?лес – деревья, поле - ?палец – кольцо, ухо - ?море – капля, толпа - ?цветок – бутон, листок - ?Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
ночник, торшер, свеча;слива, яблоко, персик;брюки, шорты, юбка;корова, лошадь. Лев;елка, береза, сосна;картофель, морковь, огурец;петух, гусь, воробей;коза, свинья, корова.Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.
покупать –
открывать –
помнить –
встречать –
толстый –
мелкий –
полный –
знаменитый –
голодный –
брать -
К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.
Пример: умный друг – глупый враг.
тихий плач –радостная встреча –вспомнить радость –светлый верх –темное прошлое –слабый мороз -
Логические задачи:
Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?
Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.
по рисунку
по изложенному в стихотворении:
Сел воробушек на дом,Провалилась крыша.Под березою с котомПляшут польку мыши.Рыбка с мостика нырнула, Вскрикнула и утонула. Черепаха хвост поджалаИ за зайцем побежала,Возле речки, ну дела,Серого обогнала!Сидела кошка в птичьей клетке,А птичка съесть ее хотела,Но кошка прыгнула на веткуИ, прочирикав, улетела.
Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.
ваза хрустальная, а стакан легкий;
зебра полосатая, а леопард злой;
холодильник белый, а ковер мягкий;
огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.
“Отвечай быстро”. Цель - упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.
Таблица, разделенная на 9 клеток.
В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.Вопросы по таблице:
Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
Сколько всего птиц в таблице? Назови их.
Кого больше зверей или насекомых?
На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?
Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?
Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?
Игры и игровые упражнении дают педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.