Конспект урока по русскому языку на тему Правописание не ни с различными частями речи
Учитель: Гайкова Елена Николаевна
Предмет: русский язык
Класс: 7 «г»
Дата проведения:
Тема урока: Правописание не ни с различными частями речиЦель (обучения): оценка значимости написания частиц не с разными частями речи;
обобщение
Цель (личностного развития): Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.
Ожидаемые результаты:
А: Учащиеся знают правописание не с разными частями речи
В: Учащиеся умеют применять правило написания не с разными частями речи.
С: Учащиеся могут передать свои знания другим.
Время
Этапы
урока Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика Организационные формы Оценивание Используе-
мые модули
10 мин. Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой на урок.
Стадия вызова
Создание благоприят-ного психологи-ческого климата.
Организация работы в группах.
Проверка дом.задания. С целью проверки усвоения теоритических знаний.
Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.
Учитель предлагает детям встать в круг и пожелать друг другу удачи.
Делит класс на 4 группы. По желанию уч-ся.
Уч- ся раздаются оценочные листы.
Приложение 1
1.Уч- ся презентуют кластеры по разрядам частиц, составленные на прошлом уроке.
2.Проверка теории.
Учитель задает вопросы по теории.
- Что такое частица?
- Почему частицы не являются членами предложения?
Выход на тему урока.
1.Учитель читает стих-ие.
- Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока. Слайд 1
НЕ и НИ у нас частицыНам их нужно уважать. И при этом не ленитьсяИ ни часу не терять.
- Итак, какова тема урока?
Слайд 2.
2. Постановка целей урока.
- Обратимся к теме урока и определим цель урока.
Дети встают в круг говорят слова.
Создаются группы с учетом пожелания уч-ся работать вместе.
Спикер от группы рассказывает презентацию своего кластера.
Различение частиц НЕ И НИ
Уч- ся определяют цель урока.
Закрепить сведения об употреблении частиц, различении их на письме. Формативное (похвала)
Формативное оценивание (похвала) Использование новых технологий (ИКТ). Оценивание для обучения
20 мин Операционно-познавательный этап
Получение новой информации
Обсудение результатов работы групп
Знакомство с новым материалом начинается с прослушивания стих-ия.
- Послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их.
Слайд 3
Светило солнце в вышине Ни бледно и ни ярко. И в результате было мне Ни холодно ни жарко.
К доске я вышел отвечать,Стоял я перед классом. Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,Ни рыба и ни мясо.
- Какие вы нашли устойчивые словосочетания?
С какой частицей написали?
Проверка правильности выполнения.
Задания для групп.
- Посоревнуемся: какая группа последней назовёт устойчивое сочетание с НЕ или НИ, тот - победитель!
(ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря…)
- Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания.
Работа с текстом.
- А сейчас обратимся к тексту и познакомимся с одной удивительной традицией.
- Возьмите карточку №5. Прочитайте текст.
- Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.
- Какое устойчивое сочетание вы встретили?
- Что оно обозначает?
5. Выполнение практического задания.
Цель: формирование умения различать и правильно писать НЕ-НИ (с использованием дифференцированного обучения). Повторить знаки препинания в сложном предложении.
- Но сначала давайте повторим различение НЕ и НИ , используя фрагмент таблицы. (у каждого на парте). Приложение 2.
- Для выполнения работы выберете карточку в соответствии с уровнем усвоения темы.
(дифференцированное обучение)
Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении. (Для талантливых и одаренных)
Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания , ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.
Карточка №3 для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку. Приложение 3.
Подведение итога работы по карточкам.
- Итак, подведём итог урока. Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ.
Ученики организуют индивидуальный поиск и обмен идеями через диалог с одноклассниками.
Учащиеся распределяют роли для работы в группе, получают новую информацию,
Учащиеся обсуждают
Уч –ся зачитывают выписанные сочетания.
В разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. Групповое, индивидуальное, парное обучение
Формативное оценивание
(взаимооцен-ка, самооценка)
Оцение работ производится взаимопроверкой карточек 5-3 дргуг друга,
5-5, 4-4, 3-3. Диалоговое обучение. Вопросы высокого порядка.
Диалоговое обучение (исследовательская, кумулятивная беседа).
Использование новых технологий (ИКТ). Обучение талантливых и одарённых
Оценивание для обучения
10мин Рефлексия
Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информацииОбсуждение результатов работы групп
Учащимся предлагается заполнить рефлективные листы отметить:
-Комфортно ли вам было сегодня на уроке? Почему? Какие задания были наиболее интересными, трудными, почему?
Учащиеся в письменной форме высказывают своё мнение Индивидуальное обучение
Формативное оценивание (рефлективные листы)
Критическое мышление (рефлективные листы).
Оценивание для обучения.
Саморегуляция
1мин Дом.задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Творческая работа
Задание подготовлено заранее и раздается дежурным.
Работа по составлению текста на определённую тему
Цель: формирование умения самостоятельно строить собственное высказывание.
- Создавать маски - увлекательное занятие. А теперь представьте, какую маску хотели бы создать вы и опишите её с помощью предложенных конструкций
Кто не слышал о______________? Кто ни оказывался ____________, всякий_________ни жив ни мёртв.
Требовался не один день, чтобы___________, против которой не устоит ни___________.
Дети записывают домашнее задание в дневники.
Индивидуальное обучение Обучение талантливых и одарённых.
Использование новых технологий (ИКТ).
Критическое мышление (эссе)
Стратегия развития критического мышления – стадии и методические приемы
Технологичекие
этапы Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Возможные
приемы и методы
I стадия (фаза)
Вызов (evocation):
-актуализация имеющихся знаний;
-пробуждение интереса к получению новой информации;
-постановка учеником собственных целей обучения. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Составление списка «известной информации»:
рассказ-предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки;
мозговая атака;
проблемные вопросы, «открытые» и «закрытые» вопросы и т.д.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
II стадия
Осмысление содержания (realization of meaning):
- получение новой информации;
-корректировка учеником поставленных целей обучения. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения:
«инсерт»;
«Fishbone»;
«идеал»;
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
III. Рефлексия (reflection):
-размышление, рождение нового знания;
-постановка учеником новых целей обучения. Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. Заполнение кластеров, таблиц.
Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Ответы на поставленные вопросы.
Организация устных и письменных круглых столов.
Организация различных видов дискуссий.
Написание творческих работ.
Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.
Таблица
Различение НЕ и НИ
НЕ НИ
Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный.
(Не выучил- выучил) Если опустить частицу, смысл не изменится.
(Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки)
В вопросительных и восклицательных предложениях.
(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!) В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла.
(Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест. )
Придаточная часть начинается словами
Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…
С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. )
В устойчивых выражениях
(не по себе, не в духе и т. д. ) В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. )
Карточка № 5
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.
Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.
Карточка № 4
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.
Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. . )чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря,отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
Карточка № 3
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.
Иногда люди хотят , чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик ,(н…) одна(-ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника ,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз )обижался мастер на эту традиции, но (н. . ) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.
Лист самооценки.
Оценивание производится по трех балльной шкале:
«3» - отлично
«2» - хорошо
«1» - я могу лучше
Рассказывал домашнее задание Работа в группе, предлагал новые идеи и направления Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения Анализировал, обобщал точку зрения, делал выводы Выступал от группы Средний балл