Правописание НЕ с различными частями речи
ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ.
ЦЕЛИ: 1. Актуализация и углубление знаний по теме: «Частица – служебная часть речи». Познакомить учащихся со сводным правилом написания НЕ с различными частями речи. Сформировать прочный осознанный навык правописания частицы НЕ и приставки НЕ.
2. Совершенствование умения систематизировать материал через таблицу – опору, через связный монологический ответ по теории.
3. Воспитывать бережное отношение к родному языку, навыки владения культурой речи.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
таблица – опора, использование на уроке ИКТ (интерактивная доска), презентация в программе Microsoft Office PowerPoint, рабочая тетрадь с этапами урока, красочные салфетки, карточки с «крылатыми выражениями».
(слайд1) ознакомительный
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент: Приветствие, знакомство, психологическая минутка (активизация учащихся, установка контакта)
Работа с салфеткой: 2 раза складываем салфетку, отрываем с разных сторон края, разворачиваем и получаем разные фигуры.
Мы все разные, каждый из нас индивидуален и любой материал воспринимаем по-своему, поэтому и существуют правила и алгоритмы рассуждения. А чем мы будем заниматься сегодня на уроке, вы попробуйте определить сами. Для этого я вам прочитаю стихотворение.
2. Постановка темы, проблемы урока
А чем мы будем заниматься сегодня на уроке, вы попробуйте определить сами. Для этого я вам прочитаю стихотворение.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положенье!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
- Чем это стихотворение показалось вам необычным, и что у вас вызвало смех?
- Попробуйте определить, чем мы с вами сегодня будем заниматься.
ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ.
(слайд 2)
3. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Тема нашего урока – «Правописание частицы НЕ с различными частями речи».
(слайд3)
Ещё раз вспомним правила написания НЕ с различными частями речи. Сформируем прочный осознанный навык правописания частицы НЕ и приставки НЕ.
Частица НЕ употребляется в нашей речи чаще других, и чаще других в написании слов с этой частицей допускается ошибок. Причиной многочисленных ошибок в орфографическом написании является то, что не разграничивают значение этой частицы. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться в этом.
4. Орфографическая минутка (выполняется по вариантам, используя карточки).
Существует понятие «Культура речи» - это правильная грамотная речь, манера разговора, точно подобранные слова. Но мы делаем ошибки в простых, часто употребляемых словах. Часто мы слышим с кассет, дисков, экранов ТВ слова с неправильным ударением. Чтобы вы не попали в подобные ситуации, следите за правильностью своей речи. Мало правильно произносить слова, нужно еще и грамотно их писать. Этому и посвящена наша орфографическая минутка.
( слайд4)
1 вариант
Валовой, коррозия, эксперт, созвонимся, начать диалог, документ, договор, агент, квартальный, завидуя, ходатайствовать, обеспечение, трубопровод, красивее, премировать, не у кого.
2 вариант
Пл.тформа, тон(н)ель, (не)предложил, (не)габаритный груз, профе(с)сия, ко(м)мерческий, кр.пёжные д.тали, прик.сновение, жар.стойкость мета(л)ла, во.зал, (не)изучая, железн.дорожник, (не)тормозил, на(с)сыпь.
Критерии оценивания:
«5» - 15-16 слов
«4» - 9-14 слов
«3» - 8 слов
«2» - меньше 8 слов
Взаимопроверка, выставление оценок за орфографическую минутку (слайд № 5).
- Прочитайте слова, относящиеся к вашей профессии. Запомните их правильное произношение и старайтесь не допускать ошибок.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА
Распределение по частям речи 1-го варианта
(слайд 1(6))
(используя интерактивную доску, учащиеся перетягивают слова в нужный столбик)
Не созвонимся, не предложил, документ, вокзал, электрический, высоко, заштрихованные, завидуя, не у кого, обеспечение, премировать, не читать, несколько
Существительное
Прилагательное
Глагол
Местоимение
Наречие
Причастие
Деепричастие
Документ
Вокзал
Обеспечение
электрический
Не созвонимся
Не предложил
Премировать
Не читать
Не у кого
Высоко
несколько
заштрихованные
завидуя
- Прочитайте слова с частицей «НЕ».
- На что указывает эта частица? (отрицание)
- Давайте попробуем по аналогии проследить отриц.-утвержд. Через другие предметы (математика, физика), пойдём дальше – ваша профессия, нравственные качества.
(слайд 2(7) )картинки
6. Новый материал. Актуализация и углубление знаний по теме.
(Объяснение нового материала, используя опорные таблицы.)
Частица НЕ- противопоставление, приставка НЕ- отрицание
(слайд3(7)
7. Закрепление знаний (слайд4(8))
1. Определи какая часть речи и расставь слова в нужный столбик.
(не) выспавшиеся дети, давно (не) спавший старик, (не) ржавеющая сталь, (не) правда, а ложь, (не) мог возразить, роман (не) прочитан, положить (не) высоко, (не) думать о плохом, (не) высокий ребенок (подписать части речи)
Не с глаголами и деепричастиями
Не с существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями
Не с причастиями
раздельно
раздельно
слитно
раздельно
слитно
2. Практическое закрепление материала. (слайд 5 (9))
а) Запишите, замените слитное написание НЕ раздельным.
Негромкий
Неспокойный
Недалеко
Невысоко
Непролазный
Неосвещенный
8. Итог урока
- Разрезанные фразы с «НЕ» собрать, чтобы получилась поговорка
(слайд 6 (10)_
Не бравшись за топор, избы не срубишь.
Быстро сделанная работа хорошей не бывает.
Всякое мастерство нелегко.
Не пройдешь через дело - не станешь умнее.
Не живи чужим умом, свой потеряешь.
- Как вы понимаете данные поговорки?
- Выставление оценок, подведение итога
9. Домашнее задание
- выписать 3 предложения из произведений (на ваше усмотрение) с частицами «НЕ».
15