Доклад «Роль здровьесберегающих технологий в учебном процессе»
ГОУ «Профессиональный лицей №6» п.Пеледуй
Доклад на тему:
Подготовила
преподаватель биологии
ГОУ «ПЛ №6»
Наумова Лариса Робертовна
П.Пеледуй, 2010г.
Что такое педагогическая технология – это совокупность методов активного обучения, академик Владимир Павлович Беспалько определил следующие принципы педагогической технологии:
Четкость, конкретность, диагностичность, гарантированность учебных целей.
Вынужденная или побуждаемая активность учащихся (сделать все чтобы все 100% учащиеся работали).
Выработка самостоятельных решений обучающихся.
Сопоставимость работы педагога и учащегося (стиль преподавания).
Создание ситуации успеха на уроке.
Воспроизводимость урока другим преподавателем ведущим этот же предмет.
Педагогических технологий много, но в моем докладе речь пойдет о здоровьесберегающих образовательных технологиях. Почему? Потому что в последние годы заметно возросло внимание к вопросам здоровья. Одним из приоритетных направлений государственной политики Руководства Республики Саха (Якутия) является укрепление здоровья подрастающего поколения. Утверждена и находится в действии Программа «Будущее – в наших детях». Согласно этой программе каждый улус имеет свою программу, которая направлена на консолидацию усилий исполнительной власти и общественности на создание условий по оздоровлению населения улуса.
Определено основное направление этой программы: каждое образовательное учреждение должно стать территорией здоровья.
Для решения этой задачи в действие включается весь образовательный процесс, где каждый предмет, каждый урок, внеклассное мероприятие, должны быть задействованы на создание условий для сохранения здоровья обучающихся.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам, ее главная отличительная особенность – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса.
Главная цель ЗСТ – здоровье учащегося, но без заботы о здоровье учителя эта цель труднодостижима. Нездоровый учитель не может обеспечить все те принципы педагогических технологий о которых вначале шла речь, а также он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья так как в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформации личности педагога, проявления синдрома выгорания, самым непосредственным образом влияют на здоровье учащихся. Вот уже второй год коллектив нашего лицея работает над внедрением ЗСТ в учебный процесс.
С чего мы начинали, во – первых изменили методическую тему «Толерантность и педагогическое творчество», изменили структуру методической службы, отказались от методических комиссии, создали 4 творческие лаборатории:
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Личностно-ориентированные технологии.
Школа молодого педагога.
Компьютеризация учебного процесса.
Конечно же, преподаватели и мастера по желанию, с учетом психологической совместимости распределились по творческим лабораториям, что в значительной степени изменило содержание методической работы.
Проводим методические семинары, педсоветы, например на тему: «Толерантность как фактор профессионального не старения учителя», где коллеги имели возможность познакомиться и поговорить о профессионально-личностных деформациях учителя, о синдроме профессионального выгорания. Этот синдром выражается в состоянии физического утомления и разочарования, истощения и износа. При достижении определенного уровня напряжения организм начинает защищать себя и это проявляется в разнообразных симптомах эмоционального выгорания. К ним относится:
стремление сократить или формализовать взаимодействие с другими людьми (учащимися, коллегами, родственниками, друзьями);
постоянное ожидание не вознаграждения от выполняемой работы, а наказания, уличения в недостаточной компетенции;
снижение работоспособности, продуктивности, желания работать: обычная работа становится все тяжелее, а возможности выполнять ее все меньше;
тотальное посвящение себя работе, когда работа фактически становится заменителем нормальной социальной жизни (трудоголизм);
непреходящее чувство усталости, астенизации, истощения;
частые головные боли, бессонница и нарушения сна, расстройства желудочно-кишечного тракта, изменение веса (снижение или увеличение)
чувство невостребованности, ощущение неспособности изменить свою судьбу, снижение уровня энтузиазма;
возрастание числа ролевых и эмоциональных конфликтов;
обида, разочарование, легко возникающие приступы гнева и раздражительности, подсознательное чувство вины.
Поставить себе диагноз выгорания можно и без помощи специалиста. Оценить риск постепенного формирования этого состояния поможет следующий простой тест. Надо ответить на 8 вопросов (варианты ответов «да», «нет», «трудно сказать»:
Вы считаете себя высококвалифицированным специалистом?
Вы занимаете нынешнюю должность дольше двух, но не более пяти лет?
Вы живете одни?
У вас нет никакого хобби?
Когда вы поступали на эту работу, она вам очень нравилась?
Вы никогда не думали о перемене специальности?
Вы почти или полностью удовлетворены своим уровнем доходов?
В вашем окружении нет людей, являющихся для вас хорошей эмоциональной поддержкой?
Оценить полученный результат можно следующим образом: начислить себе по 2 балла за каждый ответ «Да» и по 1 баллу за ответ «трудно сказать». Если в сумме вы набрали более 10 баллов, у вас достаточно высок риск в ближайшие годы начать «выгорать».
Дадим несколько рекомендаций профилактического характера для снижения риска синдрома выгорания:
Создать себе комфортные условия работы.
«Уйти в отключку», т.е. регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально раскрепоститься.
Уходя с работы, стараться не оставлять дела в хаотическом беспорядке.
Разговаривать с людьми «по пустякам» - возможность просто поболтать на отвлеченные темы – тоже лекарство от стресса.
Использовать обеденный перерыв для прогулки, отдыха, разговоров на отвлеченные темы и непосредственно обеда.
Избавиться от боязни ошибаться.
Стать заменимыми: пусть начальник заблаговременно готовит тех, кто при необходимости сможет на достойном уровне выполнить эту же работу.
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
Стремитесь побороть страх.
Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого.
Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
Следите за фигурой.
Отдельно хочу поговорить о некоторых принципах ЗСТ, которые работают на сохранение здоровья учащихся:
Принцип не нанесения вреда – одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов. В лицее есть медицинский кабинет, хорошо оборудованный где каждый ученик и учитель может получить медицинскую помощь, проводится мониторинг заболеваний учащихся. После 3 урока проводится музыкальная физминутка.
Принцип непрерывности и преемственности определяет здоровьесберегающую работу в образовательном учреждении не от случая к случаю или по предписанию СЭС, а целенаправленно и планомерно.
Приоритет активных методов обучения влияет на процесс здоровьесбережения тем, что достигается снижение риска появления у обучающихся переутомления в результате беспощадной эксплуатации резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией и хроническим дистрессом. Здесь мы должны себе задать вопрос, урок – это фактор стресса или фактор укрепления здоровья критериям рациональной организации урока с позиций сохранения и укрепления здоровья учащихся относится:
количество видов учебной деятельности при норме: 4-7 видов за урок;
средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма: 7-10 минут);
виды изучения учебного материала. Норма: не менее трех видов;
чередование способов объяснения учебного материала. Норма: не позже, чем через 10-15 минут;
обстановка на уроке.
мотивация учебной деятельности учащихся;
наличие на уроке методов, способствующих активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся, направленных на самопознание, самооценку, развитие воображения, интеллекта;
психологический климат на уроке. Характер взаимоотношений преподавателя и учащихся;
наличие эмоциональной разрядки;
наличие и продолжительность оздоровительных моментов на уроке (физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек);
поза учащихся на уроке, ее чередование в соответствии с видом выполняемой работы;
длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами).
В нашем лицее психолог ведет факультатив который называется «СПТ» - специально - психологический тренинг. Формированию чувства ответственности за свое здоровье уделяется много внимания на уроках валеологии. У нас в лицее есть кабинет валеологии, который в этом учебном году прошел аттестацию и паспортизацию.
Секреты здоровьесберегающей педагогики вырублены на большом-большом камне в горах Тибета, маленькими буквами, настолько маленькими что надпись сливается с пейзажем, но некоторые все-таки можно разобрать – это секрет доброты. Секрет соответствия и гармонии, секрет надежности, заинтересованности который говорит о том, что любым делом должны руководить не любители а профессионалы.
Секрет истинности наделяет нашу жизнь смыслом, радостью, энергией созидания и именуется любовью. Я считаю любая применяемая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей с выполнением при этом всех этих принципов и секретов, а главное содействовать укреплению морально-психологического климата в каждой учебной группе и коллектива в целом.
†Роль
здоровьесберегающих технологий
в учебном процессе.