ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (ДЕТИ С ОВЗ)
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (ДЕТИ С ОВЗ)
О.П.Филимонова,
педагог дополнительного образования
ЦППРиК «Доверие г.Нижнеудинск»
Аннотация.
В статье раскрывается сущность понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья». Определено понятие «педагогическая деятельность» и охарактеризована ее специфика при работе с детьми с ОВЗ.Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, педагогическая деятельность, профессиональная компетентность, личностная готовность.
Одной из важнейших задач системы образования на современном этапе является поиск оптимальных путей развития, воспитания, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено тем, что количество таких детей ежегодно возрастает, широко обсуждается проблема интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В эту группу входят дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой развития, с умственной отсталостью, комплексными нарушениями.
По мнению Л.М. Митиной [2], педагогическая деятельность представляет собой вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Педагогическая деятельность с детьми, имеющими особые образовательные потребности, предъявляет комплекс требований к профессиональной компетентности педагога.
В составе профессиональной компетентности педагога, осуществляющего педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья И.М. Яковлева [4] выделяет следующие составляющие:
- Специальная профкомпетентность (специальные знания о психологических особенностях детей с ОВЗ, умение применять эти знания при организации взаимодействия с ребенком);
- Социальная профкомпетентность (сформированность у педагога способов совместной деятельности и сотрудничества с ребенком с ОВЗ);
- Личностная профкомпетентность (овладение способами самовыражения и саморазвития, способность педагога планировать свою профессиональную деятельность в условиях осуществления обучения ребенка с ОВЗ).
Н.Б. Кузнецова [1] считает, что качество педагогической деятельности зависит от высокого уровня сформированности знаний и умений, который обеспечит педагогу уверенность и самостоятельность в решении профессиональных задач в конкретных ситуациях.
В процессе работы с детьми, имеющими разные нарушения педагогу необходимо знать сущность данного нарушения, возможные причины его возникновения, особенности психического развития при данном нарушении для того, чтобы правильно оценивать уровень сформированных у ребенка знаний, умений и навыков, определять стратегии коррекционно-развивающей работы.
Особенности педагогической деятельности с детьми, имеющими ограниченными возможности здоровья заключаются в том, что только профессиональных знаний и умений недостаточно для преодоления трудностей в обучении и воспитания этой категории детей. Решающее значение имеет личностная готовность к осуществлению педагогической деятельности с детьми с ОВЗ. Личностная готовность педагога включает в себя мотивационную направленность, личностные качества, стиль деятельности и общения, отношение к профессии.
По мнению О.Г. Селивановой [3], профессиональные функции, подразумевающие знание особенностей ребенка, владение научным знанием методики обучения и т.д. реализуются конкретным человеком, обладающим набором личностных качеств. В связи с этим профессиональное и личностное в педагоге находится в тесном взаимодействии. В работе с детьми с ОВЗ ценными качествами педагога выступают гуманизм, высокая нравственность, эмпатия, потому что при всем многообразии дидактических приемов обучения, в основе взаимодействия лежит нравственное начало, которое реализуется через личность самого педагога. Сформированность у педагога высоких нравственных ориентаций, ценностей помогает осуществлять ключевые задачи гуманистической педагогики. При отсутствии этих составляющих в личности педагога его педагогические воздействия не смогут быть эффективными.
Трудности достижения результатов, неустойчивая динамика, поведенческие проявления детей, усложняющие взаимодействие – эти и другие факторы часто оказывают влияние на позицию педагога, приводят к возникновению эмоционального выгорания. Поэтому наличие у педагогов внутренних ресурсов для преодоления данных трудностей, правильное восприятие детей с ОВЗ и толерантное отношение к ним имеют важное значение.
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что деятельность педагога по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья может являться эффективной при высоком уровне профессиональной подготовленности педагога и его личностной готовности.
Список литературы
Кузнецова, Н.Б. Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ТГПУ. 2016. №5 (170). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga-rabotayuschego-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 17.10.2016).
Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., Академия, 2004. - 320 с.
Селиванова, О.Г. Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в контексте профессионального стандарта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 36–40.
Яковлева, И.М. Подготовка педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. М.: Спутник+, 2012. - 133 с.