Содоклад на педагогическом совете Дети с особыми образовательными потребностями
Содоклад на педагогическом совете
«Дети с особыми образовательными потребностями в воспитательном процессе»
«Дети с особыми образовательными потребностями» - новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним.
Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии.
Именно поэтому дети с индивидуальными образовательными потребностями нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, но, в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов в учебном процессе. Да, у таких детей есть проблемы со здоровьем, но когда они общаются с коллективом своих сверстников, их окружение становится судьбоносным фактором социальной интеграции.
Дети с особенностями психофизического развития разделяются по следующим категориям:
- с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);
- с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);
- с нарушениями интеллекта (умственно отсталые, с задержкой психического развития);
- с речевыми нарушениями;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые и др.);
- с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом;
-дети с нарушениями поведения , эмоциональной сферы.
Что такое инклюзивное образование? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним об основной цели образования, которая заключается в достижении всеми учащимися определенного социального статуса и утверждении своей общественной значимости. Задача же инклюзивного образования - придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями, таким способом мотивируя их к обучению в школе вместе с другими учащимися.
Если для образовательного процесса в школе все-таки встает вопрос, - какие именно дети, с какими видами нарушений могут быть включены в учебный процесс и учиться в общем классе? Это, прежде всего, дети с сохранным интеллектом, имеющие нарушения слуха, зрения; дети с опорно-двигательными нарушениями; дети с речевой патологией, дети с эмоционально- волевыми и нарушениями поведения. И строго индивидуально, по специальной программе - дети с синдромом Дауна, дети с аутизмом, дети с ЗПР , умственной отсталостью. Но для процесса воспитательной работы этот вопрос не столь актуален и важен.
Воспитательная работа направлена на осуществление деятельности по интеграции ребенка с ограниченными возможностями в общество и для этого использует следующие методы:
- непосредственные контакты между детьми разных систем обучения;
- осуществляется неформальное общение детей – общение во внеурочное время, во время проведения общешкольных мероприятий, в бытовой сфере;
- план работы воспитателей с детьми разрабатывается для совместной деятельности детей из разных групп.
Проблема интегрированного образования считается сложной, дискуссионной, но в образовательном учреждении она осуществляется как в период обучения детей в школе, так и во внеурочной деятельности. При этом внеурочная деятельность осуществляется и педагогом - организаторам, и воспитателями, и учителями - предметниками.
Быт составляет огромную часть нашей жизни. В нашем учреждении дети проживают совместно. Каждый из них должен выполнять ряд требований, установленных в учреждении. Здесь все одинаково обязаны поддерживать чистоту в комнатах, соблюдать гигиену и придерживаться распорядка дня учреждения. Ежедневно назначаются дежурные, которые отвечают за чистоту в комнатах. Дети учатся заправлять кровати, менять постельное белье, накрывать на стол. Что удивительно, именно обычные дети чаще всего не обладают навыками такого рода. Особенности этой стороны воспитательного процесса очень интересны – и здесь почти всегда невозможно ответить на вопрос – кто из участников воспитательного процесса является «воспитуемым».
Однако, соприкосновение детей во время и вне учебного процесса часто вызывает противоречивые реакции – неприятие друг друга, насмешки, но довольно большая часть воспитанников, не относится к таким детям как к детям с особенностями.
Существование инклюзивных школ позитивно сказывается на типично развивающихся детях. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, они, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное - способствует искренней заботе и дружбе. Общение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в неформальной обстановке, как ни какое другое учит их терпению, толерантности, добросердечному отношению, взаимовыручке. Ученые, занимающиеся проблемами инклюзивного образования, отмечают, что обычные дети, как правило, с легкостью помогают своим сверстникам с особыми потребностями стать неотъемлемыми участниками жизни группы, кружка или класса, зачастую без помощи взрослых.