Вариант программы организации индивидуального обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями (одаренные дети)»
Выполнила:
Инчина Елена Михайловна
преподаватель художественных дисциплин
МАО ДО «ДШИ им. А.В. Ливна», гп. Излучинск, Нижневартовский район
«Вариант программы организации индивидуального обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями
(одаренные дети)»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны. Работа с одаренными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия государства заключается в поддержке одаренных детей.
В Российской Федерации разработана нормативно-правовая база, регулирующая работу с одаренными детьми, оказывающая поддержку и развитие способностей ребенка:
•Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании";
•Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 №172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 – 2010 годы; (продлена до 2015 года)
•Президентская инициатива «Наша новая школа»;
•Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Сюда входит:
- обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей;
- поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми;
- создание национального ресурсного центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей;
- создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми;
- обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи.
Несмотря на активную позицию государства в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – является одной из важнейших задач.
Школа является особенно важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы, в частности школ искусств - раскрытие способностей каждого ученика, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Задача преподавателя - помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе личностями.
Учитывая возрастные особенности организации индивидуального обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями (одаренные дети), мной был разработан вариант индивидуального обучения по учебному предмету «Лепка».
Программа организации индивидуального обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями (одаренные дети)
по предмету «Лепка»
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Дополнительная общеразвивающая программа учебного предмета «Лепка» разработана на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ; «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ; Примерной программы по дополнительным общеразвивающим программам в области изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества (Министерства культуры РФ); Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03.
Учебный предмет «Лепка» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства. Предметы «Основы изобразительной грамоты», «Прикладное творчество», «Лепка» - взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга. При этом знания, умения и навыки, полученные обучающимися на начальном этапе обучения, являются базовыми для освоения предмета «Скульптура».
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной, с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.
Актуальность содержания данной программы обусловлена возросшими подробностями в развитии и выявление одаренных детей в области художественного творчества в раннем детском возрасте, формирования у них начального комплекса знаний, умений и навыков. Рекомендуемый возраст детей для освоения учебного предмета «Лепка» 8-11 лет, продолжительность урока – 40 - 45 минут.
Срок реализации программы
При реализации общеразвивающей программы со сроком обучения 1 год продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету составляет: аудиторные занятия - 1 часа; самостоятельная работа - 1 час.
Аудиторные занятия Самостоятельная работа Максимальная учебная нагрузка Вид промежуточной и итоговой аттестации
1 полугодие 16 часов 16 часов 32 часов 2 полугодие 18 часов 18 часов 36 часов зачет
Форма проведения учебных занятий
Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе – от до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности школы.
Цели и задачи учебного предмета Цель: создание условий для развития одаренных детей на занятиях лепкой в системе дополнительного образования (школе искусств).
Задачи:
формирование эстетического отношения к действительности, развитие художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, художественного вкуса;
развитие тонкой моторики рук, глазомера, чувства красоты, пластики, гармонии через художественные возможности лепки;
воспитание творческого восприятия предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательности, зрительной памяти, понимания скульптурных материалов и их возможностей применяя нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
обучение основным понятиям предмета, овладение техническими приемами лепки объемных композиций и декорирования изделий;
развитие у учащихся самостоятельности мышления, инициативности и творческой активности учащихся.
Формы работы с одаренными учащимися:
творческие мастерские;
работа по индивидуальным планам.Методы обученияДля достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Для категории одаренных детей основными методами являются методы творческого характера, поисковые, исследовательские, проектные в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, а также
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.
Индивидуальный учебный план по предмету «Лепка»
№ п/п Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Кол-во
аудиторных часов
1 полугодие 16
Раздел 1. Животные
1.1 Беседа: Инструменты и материалы. Беседа 0,5
1.2 Лепка с натуры «Белочка» Урок 1
1.3 Лепка по представлению «Белочка-умелочка» Урок 1
1.4 Беседа: Знакомство с фактурами. Декорирование: тиснение, гравировка, простые прилепы. Урок 0,5
1.5 Декоративная лепка «Белка Стрелка» 1
1.6 Лепка по представлению «Зайчик побегайчик» Урок 1
1.7 Декоративная лепка «Заяц беляк» Урок 1
1.8 Сюжетная лепка 2-3 фигурная композиция
по произведению М.Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Урок 1,5
1.9 Лепка по представлению «Лисичка хитрая сестричка» Урок 1
1.10 Сюжетная лепка 2-3 х фигурная композиция
по сказке «Хитрая лиса» Урок 1,5
1.11 Лепка по представлению «Мишка Косолапый» Урок 1
1.12 Декоративная лепка «Медведь Баюн» Урок 1
1.13 Сюжетная лепка «Три медведя» Урок 1,5
1.14 Лепка по представлению «Серый волк» Урок 1
1.15 Сюжетная лепка «Медведь, волк и лиса» Урок 1,5
2 полугодие 18
Раздел 2. Птицы
2.1 Лепка с натуры «Ворон» Урок 1
2.2 Лепка по представлению«Гордый ворон» Урок 1
2.3 Декоративная лепка «Ворон Кухта» Урок 1
2.4 Сюжетная лепка «Вороний день – праздник прихода весны» Урок 2
2.5 Лепка по представлению «Глухарь» Урок 1
2.6 Беседа: «Народная Филимоновская глиняная игрушка» Беседа 0,5
2.7 Декоративная лепка по образу народной игрушки «Филимоновский глухарь» Урок 1
2.8 Сюжетная лепка «Глухарь и глухарка» Урок 1
2.9 Лепка по представлению «Мудрая сова» Урок 1
2.10 Беседа: «Народная Дымковская глиняная игрушка» Беседа 0,5
2.11 Декоративная лепка по образу народной игрушки «Дымковская сова» Урок 1
2.12 Сюжетная лепка по сказке А.Н. Толстого«Сова и кот» Урок 2
2.13 Лепка по представлению «Белый лебедь» Урок 1
2.14 Декоративная лепка «Лебедь и лебедушка» Урок 1
2.15 Сюжетная лепка по басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука» Урок 2
2.16 Лепка по представлению «Серый журавль» Урок 1
ИТОГО:
34
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
Раздел 1. Животные
Тема 1.1 Беседа: «Инструменты и материалы»
Знакомство с глиной, её физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами. Организация рабочего места. Освоение основных приемов лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, вытягивание.
Материал: глина или пластилин, стеки, тряпка.
Тема 1.2 Лепка с натуры «Белочка»
Лепка фигуры белки с представленной модели – чучела. Анализ работы – конструкция, пластика, движение, характерные особенности и черты.
Материал: глина, стеки, тряпочка, шликер.
Тема 1.3 Лепка по представлению «Белочка-умелочка»
Лепка фигуры животного. Умение стилизовать и преобразовать образ.
Материал: глина, стеки, тряпочка, шликер.
Тема 1.4 Беседа: «Знакомство с фактурами. Декорирование: тиснение, гравировка, простые прилепы»
Оттиски различных поверхностей на пластине (природные материалы, мелкие предметы, ткани). Выполнение фактур с помощью различных инструментов (стеки, гребни, зубные щетки и др. тиснение, гравировка налепные узоры).
Материал: глина, стека, тряпочка, природные материалы, мелкие предметы, ткани, стеки, гребни, зубные щетки и др.
Тема 1.5 Декоративная лепка «Белка Стрелка»
Лепка образа с применением фактур и декора. Углубленное изучение способов декорирования изделия с применением фактуры ткани, создание рельефной поверхности.
Материал: глина, стека, тряпочка, фактурные ткани, стеки.
Тема 1.6 Лепка по представлению «Зайчик побегайчик»
Лепка фигуры животного. Умение стилизовать и преобразовать образ.
Материал: глина, стеки, тряпочка, шликер.
Тема 1.7 Декоративная лепка «Заяц беляк»
Лепка образа с применением фактур и декора.
Материал: глина, стека, тряпочка, фактурные ткани, стеки.
Тема 1.8 Сюжетная лепка 2-3 фигурная композиция по произведению М.Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Составление композиции (эскизирование). Поиск объемов в материале.
Работа в материале по эскизу. Проработка движения, пластики, конструкции формы.
Материал: глина, стека, тряпочка.
Тема 1.9 Лепка по представлению «Лисичка хитрая сестричка»
Лепка фигуры животного. Умение стилизовать и преобразовать образ.
Материал: глина, стеки, тряпочка, шликер.
Тема 1.10 Сюжетная лепка 2-3 х фигурная композиция по сказке
«Хитрая лиса»
Материал: глина, стека, тряпочка.
Тема 1.11 Лепка по представлению «Мишка Косолапый»
Составление композиции (эскизирование). Поиск объемов в материале.
Работа в материале по эскизу. Проработка движения, пластики, конструкции формы
Материал: глина, стеки, тряпочка, шликер.
Тема 1.12 Декоративная лепка «Медведь Баюн»
Лепка образа с применением фактур и декора.
Материал: глина, стека, тряпочка, фактурные ткани, стеки.
Тема 1.13 Сюжетная лепка «Три медведя»
Составление композиции (эскизирование) Поиск объемов в материале.
Работа в материале по эскизу. Проработка движения, пластики, конструкции формы.
Материал: глина, стека, тряпочка.
Тема1.14 Лепка по представлению «Серый волк»
Лепка фигуры животного. Умение стилизовать и преобразовать образ.
Материал: глина, стеки, тряпочка, шликер.
Тема 1.15 Сюжетная лепка «Медведь, волк и лиса»
Составление композиции (эскизирование). Поиск объемов в материале.
Работа в материале по эскизу. Проработка движения, пластики, конструкции формы.
Материал: глина, стека, тряпочка.
Раздел 2. Птицы
Тема 2.1Лепка с натуры «Ворон»
Лепка фигуры ворона с представленной модели – чучела. Анализ работы – конструкция, положение фигуры птицы, характерные особенности и черты.
Материал: глина, стеки, тряпочка, шликер.
Тема 2.2Лепка по представлению «Гордый ворон»
Лепка фигуры животного. Умение стилизовать и преобразовать образ.
Материал: глина, стеки, тряпочка, шликер.
Тема 2.3Декоративная лепка «Ворон Кухта»
Лепка образа с применением фактур и декора.
Материал: глина, стека, тряпочка, фактурные ткани, стеки.
Тема 2.4Сюжетная лепка «Вороний день – праздник прихода весны»
Составление композиции (эскизирование). Поиск объемов в материале.
Работа в материале по эскизу. Проработка пластики, конструкции формы.
Материал: глина, стека, тряпочка.
Тема 2.5Лепка по представлению «Глухарь»
Лепка фигуры животного. Умение стилизовать и преобразовать образ.
Материал: глина, стеки, тряпочка, шликер.
Тема 2.6Беседа: «Народная Филимоновская глиняная игрушка»
Знакомство с Филимоновской игрушкой как одним из видов народного творчества. Развитие интереса к народной игрушке. Возникновение и особенности изготовления дымковских игрушек. Зарисовка традиционного орнамента.
Зрительный ряд: презентация «Филимоноская глиняная игрушка»
Тема 2.7Декоративная лепка по образу народной игрушки «Филимоновский глухарь»
Освоение приёма лепки изделия путем вытягивания из целого куска; передавая характерную форму туловища. Прикрепление отдельных деталей с помощью шликера. Закрепление умения соблюдать пропорциональное соотношение частей.
Материал: глина, стека, тряпочка, стеки.
Тема 2.8Сюжетная лепка «Глухарь и глухарка»
Составление композиции (эскизирование). Поиск объемов в материале.
Работа в материале по эскизу. Проработка пластики, конструкции формы.
Материал: глина, стека, тряпочка.
Тема 2.9Лепка по представлению «Мудрая сова»
Лепка фигуры животного. Умение стилизовать и преобразовать образ.
Материал: глина, стеки, тряпочка, шликер.
Тема 2.10Беседа: «Народная Дымковская глиняная игрушка»
Знакомство с Дымковской игрушкой как одним из видов народного творчества. Развитие интереса к народной игрушке. Возникновение и особенности изготовления дымковских игрушек. Зарисовка традиционного орнамента.
Зрительный ряд: презентация «Дымковская глиняная игрушка»
Тема 2.11Декоративная лепка по образу народной игрушки «Дымковская сова»
Освоение приёма лепки изделия из отдельных частей; передавая характерную форму туловища. Прикрепление отдельных деталей с помощью шликера. Закрепление умения соблюдать пропорциональное соотношение частей.
Материал: глина, стека, тряпочка, стеки.
Тема 2.12Сюжетная лепка по сказке А.Н. Толстого «Сова и кот»
Составление композиции (эскизирование). Поиск объемов в материале.
Работа в материале по эскизу. Проработка пластики, конструкции формы.
Материал: глина, стека, тряпочка.
Тема 2.13Лепка по представлению «Белый лебедь»
Лепка фигуры животного. Умение стилизовать и преобразовать образ.
Материал: глина, стеки, тряпочка, шликер.
Тема 2.14Декоративная лепка «Лебедь и лебедушка»
Лепка образа с применением фактур.
Материал: глина, стека, тряпочка, стеки.
Тема 2.15Сюжетная лепка по басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука»
Составление композиции (эскизирование). Поиск объемов в материале.
Работа в материале по эскизу. Проработка пластики, конструкции формы.
Материал: глина, стека, тряпочка.
Тема 2.16Лепка по представлению «Серый журавль»
Лепка фигуры животного. Умение стилизовать и преобразовать образ.
Материал: глина, стеки, тряпочка, шликер.
Во время аудиторных занятий проводится:
•объявление темы
•постановка конкретной задачи
•просмотр аналогичных керамических изделий
Методические рекомендации преподавателям
Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одна законченная композиция. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами скульпторов и народных мастеров. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно - выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
В процессе развития и формирования одаренности учащихся в школе искусств на занятиях лепкой необходимо:
а) концентрировать внимание учащихся на эмоционально-выразительных качествах объектов наблюдения и восприятия, художественных произведений, произведений литературы и кинематографа, изделий народного и культурного наследия;
б) обогащать знания детей доступными для их понимания сведениями о мире живой природы – флоры и фауны, героях сказок, произведений литературы и персонажей мультфильмов, как главных объектов создания художественного образа;
в) развивать у учащихся познавательную активность в пополнении и совершенствовании знаний об окружающей действительности, объектов и предметов народного творчества;
г) включить учащихся в активную творческую деятельность, направляемую на овладение умениями и навыками в работе с глиной в создании художественных изделий.
Возможные трудности в организации образовательного процесса не возникает в виду грамотной поставленной работе учебного процесса, последовательности, поэтапности выполнения задания.
Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: отлично, хорошо и удовлетворительно.
“5” «отлично» - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности; работа выполнена без трещин, сколов, ровная с четким декором, отличается творческим подходом, оригинальностью идеи, грамотным исполнением.
“4” «хорошо» - в работе есть незначительные недочеты, при работе в материале есть небрежность; ученик справляется с задачами, но прибегает к помощи преподавателя.
“3” «удовлетворительно» - работа выполнена под руководством
преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует,
работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.
Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.:
Горичева В.С., Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль «Академия развития» 1998 г
Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304 с.
Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для вузов / Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 2000.
Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов. М., 2004.
Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
Панов В.И. Одарённые дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4.
Панютина Н.И., Рагинская В.Н. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. - Волгоград: Учитель, 2007. - 204 с.
Петров С., Кард В. Учимся лепить из пластилина Изд. «Валери» СПб, 2006.
Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // "Дополнительное образование детей".- 2001.- № 24.- 37-39 с.
Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 2002..
Ушакова О.Д. Великие скульпторы» справочник школьника. Издательский дом «Литера» Санкт – Петербург 2006 г.
Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.
Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одарённых детей, М.: - Воронеж, 2004.