Урок внеклассной математики Клуб веселых математиков
«Клуб весёлых математиков» 3 кл.
Цель: развить у детей логическое мышление, сообразительность, воспитывать у детей чувство коллективизма, товарищества, привить любовь к занимательной математике.
Вводная беседа.
- Сегодня, ребята, вы познакомитесь с загадочным и интересным миром занимательной математики. Вы увидите, как разнообразен и удивителен этот мир. Занятие наше будет необычным уже тем, что мы организуем соревнование между тремя командами. На занятиях вам будут предлагаться различные интересные вопросы и задания. Чтобы победить в соревновании, вы должны быть активными стремиться быстрее других, подумав, ответить на вопрос или выполнить задание. За каждый ответ команда будет получать флажок. Эти флажки мы будем класть в три конверта, прикрепленные у доски. По количеству набранных флажков, т.е. очков мы узнаем, какое место заняла каждая из команд.
Чем же будем сейчас заниматься на уроке? Мы сейчас узнаем отгадав ребусы, так же выберем капитанов команд. Капитаном будет тот, кто быстрее других отгадает ребусы.
I ряд. – ли100вки. Теперь прочитай на обороте. Что написано? «Решать».
II ряд – па3от. «Отгадывать».
III ряд – р1а. «Играть».
Давайте, ребятки хором скажем чем вы будете заниматься. Решать, отгадывать, играть!
Вот уже начали отгадывать, решите задачу в стихах.
Сколько ног у жука? (6)
Сколько ног у паука? (8)
Теперь, я вам буду читать задачу, а вы считаете, сколько всего ног в моём живом уголке.
У меня в одной коробке 3 жука,
А в другой имею я 3 паука
В уголке шуршат бумагой 2 чижа.
Кто, ребята сосчитать бы мне помог,
Сколько вместе все они имели ног (54 ноги).
Состязание капитанов.
«Плюсы и плюшки»
Логическая задача.
В соревнованиях по бегу Ваня, Гриша, Дима заняли первые три места. Какое место занял каждый из ребят, если Гриша занял не второе и не третье, а Дима не третье.
На доске записать:
Участвовали: Ваня, Гриша, Дима.
Гриша – не второе и не третье место.
Дима - не третье.
Коля живёт на шестом этаже, а Петя на третьем этаже этого дома, т.е. подъезда. Сколько ступенек до Петиной квартиры, если до Колиной 60?На дереве сидели 4 синицы и 6 воробьев, 5 птиц улетело. Был ли среди них хоть 1 воробей? Объясните.
Рыболов за 4 минуты поймал 4 рыбки. За сколько минут он поймает 8 таких же рыбок? (на вопрос ответить нельзя)
Коля и Саша носят фамилии Гвоздёв и Шилов. Какую фамилию имеет каждый из них, если Саша с Шиловым живут в соседних дома?Упражнения в анализе геометрической фигуры.
Используя цифры 0,2,4,8 написать наибольшее и наименьшее четырёхзначные числа (8420 и 2048)
Сколько получите, если из наименьшего семизначного числа вычесть наибольшее шестизначное число? 1000000 – 999999=1
Задача.
Я встретил в небольшом лесу малышку муравьишку, который спешил домой. А у малышки-муравьишки – муравьиная семья: 114 братишек – рыжеватых муравьишек, дядек 325,а сестрёнок-муравьишек вдвое больше, чем братишек. Какова семья? Сколько же их? (668)
Игра «Поезд»
Мы едем в Ленинград. Первым прибудет тот, кто правильно расставит знаки арифметических действий +, -, :, ∙ .Будьте осторожны и внимательны. Поезд отправляется (вывешивается рисунок поезда, на нём запись 1*2*3*4*5=100 (1∙ 2 + 3) ∙ 4 ∙ 5 = 100)
Задача-смекалка.
- Как колхозник переправился на другой берег через реку. Вдруг он видел двух мальчиков катающихся на лодке. Он попросил перевезти его через реку. Но лодка была так мала, что могла выдержать одного взрослого человека или двух мальчиков. Подумали ребята и сами догадались, как можно переправить взрослого колхозника на другой берег, а потом продолжить кататься.
(Дети переезжают на другой берег. Один мальчик остаётся на том берегу, а другой переезжает на другой берег и даёт лодку взрослому колхознику …)1. Чем отличаются?
2. Лиса поймала 15 окуней и разложила их в 5 кучек так, что в каждой кучке было разное количество рыб. Попробуйте и вы так разложить. (1+2+3+4+5)
3. Я села в автобус. В автобусе, кроме меня, было 17 пассажиров. На первой остановке вошли 6 человек, а вышли 2. На второй остановке вошли ещё 10 человек, но никто не вышел. На следующей остановке вошли 3 человека, а вышли 8 человек. Потом на остановке вошли ещё 4 человека, а вышли 7. На следующей остановке гражданин вошёл с собакой. Сколько было остановок? (7) Сколько пассажиров стало в автобусе? (35 п.)
VIII. Игра «Концовки»
Я начинаю предложение, а вы должны заканчивать. Но для этого надо подумать, сообразить, чтобы концовка предложения была по смыслу правильной.
А) Если красный карандаш по длине равен жёлтому, то жёлтый карандаш … (равен по длине красному)
Б) Если Оля сидит позади Тони, то Тоня (сидит впереди Оли)
В) Знал, что Лена и Зина живут в разных домах, но на одной и той же улице, закончи следующее предложение: «Если Зина вышла из дома одновременно с Леной, то Лена ...» (вышла из дома одновременно с Зиной)
IX. Подведение итогов игры.
Подсчитать флажки.
Распределение места.
X. Многие ученики думают, что в жизни можно увлекаться только игрой, просмотром кинофильмов, чтением сказок и рассказов, собиранием марок и т.д. Всё это действительно интересно. Но в жизни есть гораздо больше дел, которым можно отдаться со страстью, не считаясь, ни с каким временем. Например, есть сотни людей, увлекающихся различными науками, в том числе и математикой. Сейчас я прочитаю о нескольких ребятах увлеченных математикой с самого раннего детства.
Саша Дворак.
Саша уже в 2 года знал азбуку, а в 3 – читал. Отец Саши – рабочий Киевского завода, сам любивший математику, постоянно занимался с сыном. В 4 года мальчик легко умножал различные числа. Началось с игры «Умножать в уме». Отец предлагал примеры с четырёхзначными числами. Ответ следовал немедленно. А затем и сын стал предлагать задачи отцу. Так они соревновались. Не перегружая сына упражнениями, отец старался постепенно развивать дальше способности. Поступив в школу, Саша год за годом прошёл программу первых трёх классов. Благодаря трудолюбию, большим способностям Саша уже через 5 лет после начала обучения в школе закончил 10 классов с серебряной медалью. Осенью 1968 года 12 летний пионер Саша Дворак стал студентом механико-математического факультета Киевского университета имени Т.Г.Шевченко.
Таня Дворак
Таня повторила стремительный путь своего брата Саши: семи лет минуя первый класс, она поступила во второй класс школы, а после его окончания перешла сразу в 4 класс, а из пятого перешагнула в 7 класс. Потом стала переходить из класса в класс только с отличием. И всегда с особым увлечением она занималась математикой. Школу она окончила с золотой медалью. Необыкновенные способности к математике позволили тринадцатилетней Тане Дворак в 1972 году сдать экзамены и стать студенткой механико-математического факультета Киевского университета.
XI. Мы пока не знаем, кем будут эти ребята, внесут ли свой вклад в науку, но страсть, которую они проявили к математике, вселят в нас надежду, что от них можно ждать определённой пользы для науки.