Итоговые диктанты за І четверть 5-9 классы русский язык в казахской школе 
5 класс
По итогам I четверти
…
Наступила ненастная поздняя осень. В воздухе захолодало. Солнце  светит, но совсем не греет. На кустах и деревьях пожелтела листва. Часто  моросит холодный дождь. Улетели перелетные птицы в теплые страны.
Кончились радостные, счастливые деньки теплого лета. Грустно смотреть в окошко на деревья, на окрестности в ненастную погоду. 
Приходи скорее, зима! 
                                                                                                     (50 слов)
Грамматическое задание (по выбору учителя)
1. Озаглавьте текст. 
2. Разберите  по составу слово пожелтела. 
3. Найдите и выпишите слово, в котором больше букв, чем звуков. 
4. Выпишите 2 слова с безударной гласной в корне, подберите к ним проверочные слова. 
5. Найдите слово с непроизносимой согласной в корне. 
6. На кустах и деревьях пожелтела листва. В предложении   подчеркните грамматическую основу. 
6 класс
По итогам I четверти
Природа осенью.
Наступают осенние дни. Грустный вид у природы. Земля оделась сухими листьями. Они в сырую погоду мягкие и пухлые. В морозные дни листья жесткие и хрупкие. Одинокие золотые монетки висят на осине. Ветер несет листья по тропинке к опушке леса. 
Мы подъезжаем к реке. Она выпрямилась и стала шире. От холода в ней пропал водяной цвет. От морозов трава у берегов завяла и опустилась на дно речки. Тишина стоит. Смолкли птичьи голоса. Природа ждет прихода зимы.           (75 слов) 
Грамматическое задание (по выбору учителя)
1. Выполните фонетический разбор слов: вид (1 в.), дни (2 в.). 
2. Выпишите слова с проверяемыми гласными в корне, подберите проверочное слово к ним. 
3. Выполните синтаксический разбор предложений: Мы подъезжаем к реке. (1 в.) Природа ждет прихода зимы. (2 в.)
4. Разобрать слово по составу: наступают (1 в.), подъезжаем (2 в.) 
5. Найдите в тексте слова с переносным значением. 
6. Подберите синонимы к словам: грустный, сырой. 
7 класс
По итогам I четверти 
Подвиг героев - панфиловцев. 
Это произошло шестнадцатого ноября тысяча девятьсот сорок первого года. Немецкие танки находились на Волоколамском шоссе. Враг рвался к Москве. Но на их пути выросла непреодолимая стена обороны. Бойцы триста шестнадцатой стрелковой дивизии генерала Панфилова преградили дорогу захватчикам.
Разведка доложила, что фашисты готовятся к наступлению. К разъезду Дубосеково они подтянули сильные группы автоматчиков и мотоциклистов, танки и артиллерию. Немецкие автоматчики не ожидали встретить серьёзного сопротивления. 
Наши войска подпустили их близко и уничтожили. Но двадцать танков двинулись к рубежу, обороняемому панфиловцами. Бой длился более четырёх часов. Враг не смог прорваться через рубеж.                          (90 слов) 
Грамматическое задание (по выбору учителя) 
1. Выполните синтаксический разбор предложения: Это произошло шестнадцатого ноября тысяча девятьсот сорок первого года. 
2. Подберите синонимы к словам: враг, путь, наступление, рубеж, бой. 
3. Просклоняйте числительное  триста шестнадцать. 
4. Подберите антонимы к словам: враг, наступление, сильные, встретить, близко. 
5. Определите, к какому типу речи относится данный текст. 
6. Выполните морфологический разбор числительного  четыре. 
                                                                     8 класс 
По итогам I четверти
Дождевые слова.
Случилось у меня одно открытие в лесистой и луговой стороне России. В это лето я узнал много слов, что трудно решить даже, с каких  начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых». 
Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Он льется отвесно, сильно и сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое. Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы. 
О слепом дожде в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. 
   (По К. Паустовскому)                                                                           (99 слов) 
Грамматическое задание (по выбору учителя)
1. Выпишите из текста вводные слова и определите их значение. 
2. Выполните синтаксический разбор предложения: Он не звенит, а шепчет что-то свое. 
3. Из второго абзаца выписать наречия. 
4. Подобрать однокоренные слова к слову гриб. 
5. Определить части речи в предложении: Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. 
6. Выписать из последнего предложения служебные части речи. 
9 класс 
По итогам I четверти 
Осень. 
Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз. В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и начинают по всей поляне расстилать белые холсты. Первые же лучи солнца убирают холсты, и остаётся на белом зелёное место. Мало-помалу белое всё исчезает, и только в тени деревьев долго ещё сохраняются беленькие клинышки. 
На голубом небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. Уносит ветер листья, или стайками собрались мелкие птички и несутся в тёплые края. 
Ветер - заботливый хозяин, за лето везде побывает. У него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика. А вот осень пришла, и заботливый хозяин убирает свой урожай. Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся. 
(124 слова)                                                              (По К. Паустовскому) 
Грамматическое задание (по выбору учителя)
1. Произвести фонетический разбор слова: листья. 
2. Произвести морфемный разбор слов: невидимый, расстилать, полумрак, прощаясь. 
3. Найти наречия в тексте и определить разряд наречий. 
4. Найти словосочетания в переносном значении и выписать. 
5. Объяснить постановку тире в предложении. Ветер - заботливый хозяин, за лето везде побывает. 
6. Найти в тексте ССП и произвести синтаксический разбор.