Презентация Работа с текстами как средство формирования метапредметных действий 
Работа с текстами как средство формирования  метапредметных действий Громенко Т.В. МБОУ «Городская гимназия №1» Актуальность  Изменения стандарта общего образования. Модернизация российского образования, обновление его содержанияОриентация  на развитие важнейших социальных компетентностей  школьников,  Цель: формирование и развитие метапредметных действий  школьников через работу с текстом Задачи:  Организация регулярной действенной включённости учащихся в ситуации общей коммуникации (работа с текстами); Организация регулярной рефлексии деятельности учащегося  в ситуации коммуникации вместе с учителем;Разработка диагностических текстов для выявления уровня  сформированности  общих умений коммуникации. Умения коммуникации: умения строить продуктивное взаимодействие  и сотрудничество со сверстниками и взрослыми – в парах, группах, командах; общие умения коммуникации – работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать  и читать с пониманием.  Умения общей коммуникации умение оформить свои мысли в устный  текст точно, компактно, без искажений;умение оформить свои мысли в письменный текст;умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием). Требования к формированию умений общей коммуникации специально планироваться  учителем и учеником при составлении его индивидуальной образовательной программы, а затем рефлектироваться (аспект 1); быть содержанием взаимодействия учителя и ученика, учеников друг с другом в учебном процессе (аспект 2); проверяться и учитываться  (аспект3); контролироваться в ходе промежуточной и итоговой аттестации (аспект 4); обеспечиваться соответствующими учебными средствами (аспект 5)  Условия формирования общих умений      коммуникации Первое условие: регулярность, последовательность;. Второе условие: усвоение целостного умения от частного к общему.  Третье условие: положительная мотивация  к выполнению, применению умения. Четвёртое условие: рефлексия обучающегося  Виды текстовых заданий По форме все задания можно разделить на тексты – инструкции, задания в тестовой форме, алгоритмы и деформированные тексты. Текст – инструкция состоит из двух частей: непосредственно текста и перечня заданий, которые необходимо выполнить по мере его изучения  Виды текстовых заданий Второй тип заданий – это задания в тестовой форме открытого и закрытого типов. Особенность этих заданий в том, что в вопросы заложены действия, которые необходимо освоить для овладения определённым умением:- выделять ключевые слова;- определять смысл использованных понятий;-определять главные и дополнительные мысли;- подбирать примеры;- находить верные утверждения;-озаглавливать части текста;- схематизировать текст.  Виды текстовых заданий К третьему типу заданий относятся алгоритмы и памятки, инструкции по выполнению практических работ. Важно, чтобы в алгоритмах раскрывался способ выполнения задания.Ещё один тип заданий – деформированные тексты. Это могут быть задания, ориентирующие на поиск ошибок, составление связанного текста из предложений или дополнение отдельных частей предложений.При подготовке деформированных текстов, нужно руководствоваться следующим:1) количество предложений должно быть  небольшим;2) должна быть очевидна правильная последовательность предложений. Текстовые задания и виды деятельности обучающихся Осознанное  беглое чтение различных текстов. Перечень заданий:- поиск ключевых слов абзаца;- поиск понятий по теме;- формулирование вопросов по тексту;- озаглавливание текста. Адекватное восприятие письменной речи                                Перечень заданий: выделение главного и второстепенного; восстановление текста; озаглавливание текста;поиск верных утверждений по тексту; поиск логических ошибок в тексте;оформление определения понятия; приведение собственных примеров;составление вопросов на понимание и рассуждение; составление схем и опорных конспектов.  Адекватное восприятие устной речи.  высказывание рассуждений, вопросов на понимание; приведение собственных примеров;поиск верных утверждений по тексту; разделение устного текста на части; озаглавливание частей текста; составление схем по тексту. Составление планов, тезисов, конспектов.   выделение главной мысли дополнительной информации; разделение текста на части; определение логики высказывания; поиск ключевых слов; озаглавливание текста. Текстовые задания Владение монологической и диалогической речью; Передача содержания текста в сжатом или развёрнутом виде. Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную или прочитанную информацию. Подбор примеров и аргументов, формулирование выводов.  Способы организации рефлексии  Остановка в процессе деятельности. Фиксация «тупика», или разрыва в процессе деятельности Фиксация ошибок, трудностей и препятствий в работе. Поиск образа будущей деятельности. Формы организации рефлексии Фронтальная форма рефлексии; Рефлексия в парах;Рефлексия в группах.