РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА ОСНОВАНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
МОУ Вохомская средняя общеобразовательная школа
Обобщение опыта
по теме
« Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы»
1. Введение
В наши дни, когда особую актуальность приобретает идея гуманистической направленности образования, что предполагает повышение роли ученика в учебном процессе, когда на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, ценности мировой культуры, трудно переоценить роль предметов гуманитарного цикла среди других общеобразовательных предметов. В этой системе особую роль призваны играть русский язык и литература.
Огромно образовательно-воспитательное и практическое значение русского литературного языка. Овладевая литературным языком, учащиеся получают возможность изучать все другие учебные предметы и тем самым расширять, свои знания об окружающей действительности. Литература признана вести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую культуру.
Современная школа должна поставить перед собой задачу- подготовить уч-ся, грамотных в широком смысле слова, а это, в первую очередь, значит - вооружить их навыками пользования устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет необходимо для активной творческой, производственной и общественной деятельности.
2.Развитие устной речи учащихся как актуальная методическая и
психолого-педагогическая проблема.
Развитие устной речи учащихся – одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка и литературы. Понятие «развитие речи» имеет как философско-психологическое, так и педагогическое значение. Развитие речи представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и её механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением её внутреннего мира.
Духовная жизнь человека выражается не только в его производственной и социальной деятельности, но и в «речевом поступке», в его языковом поведении, то есть в текстах, им порождаемых. Речевая и коммуникативная деятельность личности развиваются вместе с развитием её духовных интересов в процессе её контактов с прекрасным, с произведениями искусства.
Отечественные философы конца XIX – начала XX века неразрывно связывали нравственное развитие личности с усвоением духовных ценностей народа, то есть его языка, литературы, истории, изобразительного искусства. Не случайно подчеркивал филолог Ф.И.Буслаев, что «родной язык так сросся с личностью каждою, что учить оному значит – вместе с тем развивать духовные способности учащихся».
Речевая деятельность человека неотделима от его морально – эстетических убеждений и поведений. Философы и ораторы прошлого связывали истинное красноречие с высоким нравственным уровнем говорящего.
В более узком, научно – методическом значении под развитием речи понимают «специальную совместную деятельность учителя и учащихся, направленную на овладение речью». В качестве рабочего определения мы будем опираться на данную формулировку.
На современном этапе развития общества многие философы, психологи, филологи, научные работники, методисты и преподаватели процессу обогащения устной речи учащихся уделяют всё большее внимание.
Развивать речь учащихся – значит делать ее более точной, логичной, выразительной, образной, связной, интонационно богатой. Особую роль при этом играют многообразные речевые упражнения, различные виды пересказов, составление текстов, упражнений со словом, словосочетанием, проводимые в системе.
Важное понятие «речевого возраста» было выдвинуто А.К. Марковой, определяемое ею как «период, отделяющий одну качественную степень от другой, то есть период, разделяющий речевые новообразования, определяемые нами через соотношение функции и форм речи».
Усвоение речи в каждом возрастном периоде связывается со специфическим видом деятельности и мотивом её регуляции, характерными для данного возраста, с усвоением системы социальных ценностей». Так, в подростковом возрасте всё это связывается с интенсивным ростом самосознания учащихся, формированием и осознанием собственных позиций и ценностных ориентаций. По мере взросления, у подростков отмечается всё большая интеллектуализация функций речи, связанная с необходимостью выражения их внутреннего мира. В этом возрасте осуществляется не столько профессиональная деятельность, сколько интенсивное освоение учащимися культурных ценностей, художественно – эстетическое развитие, которое неотделимо от речевого.
Уроки русского языка и литературы, в ходе которых правильная организация речевой деятельности и общения будет способствовать повышению культуры речи учащихся, а также обогащению духовного мира молодых людей, вступающих в самостоятельную жизнь, играют огромную роль.
3.Мотивация обучения.
Совершенствование речи учащихся необходимо для их успешного обучения как будущих специалистов. Есть и ещё одна причина, продолжать работу в этом направлении: подготовка к вступительным экзаменам в ВУЗ.
При обучении русскому языку и литературе центральное место занимает работа по развитию связной речи у учащихся.
Значимость развития речи в жизни - один из главных приёмов в осуществлении мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Главная цель работы по развитию речи учащихся формирование личности, воздействие словом на его внутренний мир, воспитание ума и сердца учащегося, помощь ему в возможности ярко и выразительно сообщить о своих взглядах и переживаниях, т.к. именно в речи человека проявляются его общая культура, богатство его личности. Учащимся необходимо объяснить, каких же полезных результатов, жизненноважных, можно достичь, развивая свою речь.
Вначале это хорошая успеваемость по всем дисциплинам, а не только по русскому языку и литературе, т. к. умение чётко, ярко изложить хотя бы то, что знаешь, придаёт уверенность в себе, позволяет чувствовать себя равным среди равных.
Общая культура речи в значительной степени способствует становлению духовного мира человека, формирует внутреннюю потребность личности в практической реализации ее творческих возможностей и потребностей.
Трудно переоценить воспитательное значение уроков по развитию речи в формировании личности учащегося : его мировоззрении, идейной позиции, умении отстоять свою точку зрения, развитии культуры общения, нравственных ориентиров. Развитие речи способствует укреплению памяти, вырабатывает образное и логическое мышление, активизирует речевую деятельность учащихся, развивает навыки монологической речи, помогает выстроить диалог. Владение грамотной речью позволяет учащемуся в своей будущей жизни стать активным участником производственной и общественной жизни страны.
Поэтому в своей работе по развитию связной речи учащихся для достижения результатов по повышению культуры речи я применяю различные формы и методы обучения как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
4.Формы и методы обучения уч-ся на уроках русского языка
Умелое пользование содержательной, образной и красивой речью во все времена и у всех культурных народов, начиная с Древней Греции и Рима, ценилось высоко. Но в разные эпохи этому умению учились по-разному. В наше время согласно программе развитие речи осуществляется в трех направлениях: обогащение словарного запаса учащихся, которое обеспечивается словарной работой; овладение нормами русского литературного языка и формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
В первом направлении я руководствуюсь правилом, что словарная работа - это не эпизод в работе преподавателя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами кура русского языка и литературы. Поэтому на каждом уроке обращаю внимание учащихся на те слова, значение которых им не совсем понятно или неизвестно вообще.
Часто в качестве своеобразной «разминки» в начале урока провожу словарно-орфографическую работу с каким- либо словом, работаем не только над лексическим значением, но и над правописанием.
Например, 9 класс. Тема «Обобщение знаний о сложносочиненных предложениях»
Гармония (армо- ,соединяю, сочетаю, (греч.)
Гармонировать, гармоничный
И это же слово включаю потом в одно из заданий, выполняемых на уроке (графический диктант: Все дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков.
Большую помощь в этой работе оказывают словари, которые я использую не только в качестве справочников, но и в качестве пособия для словарной работы вообще. Например, по толковому словарю предлагаю такие задания: подобрать синонимы (антонимы) к указанным словам; найти несколько иноязычных слов- терминов из области истории и литературы; определить оттенки значений пар слов иноязычных и русских: аллея-дорожка; фасон-покрой; реставрация-восстановление и т.п. Большое место словарной работе я отвожу на уроках литературы в процессе изучения художественного произведения. Обогащению словаря учащихся и уточнению пониманию отдельных слов способствует использование специальных словарных таблиц, например военный словарь по « Тихому Дону » М. Шолохова, бытовой словарь дворянского поместья по « Запискам охотника » И. С. Тургенева и т. п.
На уроке всегда стараюсь работать со связным текстом, проводить его комплексный анализ, что позволяет не только развивать речь уч-ся, но и дает им возможность прикоснуться к удивительному миру русской литературы, оценить речевое мастерство писателя.
Например, 5 класс. Тема «Буквы з и с на конце приставок».
Работаем с рассказом А.Курляндского «Геройский поступок». Читаю только часть рассказа, работаем над изучаемой орфограммой, а в качестве Д/з предлагаю создать свой вариант конца рассказа. На следующем уроке идет речь и об основной мысли произведения, обсуждаются варианты, концовки, зачитываю ребятам и авторский вариант. Так же можно организовать работу с рассказом Г.Горина «Ежик» при изучении темы «Обозначение мягкости согласных».
Использую и такой вид работы, как литературно-музыкальные диктанты.
Например, 5 класс. Тема «Простые и сложные предложения»
Прослушиваем «Песенку Тротилы» (муз. А.Рыбникова, сл.Б.Окуджавы)
После первого прослушивания задаю вопросы:
- Что значит «драться надо, так дерись»?
- Какой смысл вкладывает Тротила в слова «Ты взрослеть не торопись, никогда не знай покоя, плачь и смейся невпопад»?
После второго прослушивания:
- Заметить и назвать обращения.
- Попытаться запомнить побудительные предложения.
- Объяснить значение слова «дивный», подумать над его происхождением.
Д/З на этом уроке : написать маленькое сочинение «Мудрые мысли черепахи Тротилы»( Помните, что сложные предложения делают речь богаче!)
Такие задания вызывают у уч-ся большой интерес, пробуждают желание высказать свое мнение. А это очень важно – пробудить желание говорить, связно выразить свои мысли. Но чтобы это произошло, важно заинтересовать ребенка, создать для него ситуацию успеха. «Интерес к учению,- писал В.А.Сухомлинский, - проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». В этом могут помочь нестандартные задания, которые не только позволяют совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, но и развивают навыки связной речи.
Например, при изучении темы «Словообразование» ребята с удовольствием играют в игру «Буриме», сочиняют сказку о городе Слованске, жителями которого являются части слова (первоначально сочиняю лингвистические сказки сама).
Эффективен и такой вид работы, как творческие диктанты.
Например, 7 класс. Тема «Причастие»
Провожу творческий диктант по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы». В начале урока звучит рассказ о живописце, который готовят уч-ся. Затем читается текст диктанта (описание картины) и обращается внимание на то, что данное описание могло бы быть более ярким и полным, если его обогатить причастиями и причастными оборотами, что и делают уч-ся , когда текст читается по частям. Такой же диктант можно провести и в 8 классе по картине И.Шишкина «Рожь»при изучении темы «Однородные члены предложения»(задание: дается начало предложения , а уч-ся продолжают, объясняя знаки препинания)
Использую и такой вид работы, как изложение – миниатюра.
Например, 9 класс. Тема «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Задание: передать содержание текста одним предложением, соответствующим данной схеме, не допуская повторения слов, употребить глаголы, характеризующие краски осени.
( ): ( ); ( ); ( ); ( ).
Текст : Осенний лес – костер.
Со всех сторон охватывает лес разноцветное бездымное пламя: теплятся ровным восковым светом березки; горят трепетным оранжевым огнем клены; пылают, жарко червонея, осины; рассыпаются фиолетовым фейерверком вязы.
Часто провожу на уроках и сочинения – миниатюры на заданную тему, использую и такой вид работы, как конструирование предложений по схемам, по заданному началу , по опорным словам.
При обучении русскому языку центральное место занимает совершенствование культуры речи. Этой работе я посвящаю много времени. В чем состоит эта работа? Прежде всего в обогащении грамматического строя речи каждого учащегося. Например, развиваю умение выражать различные отношения-пространства, времени, причины, следствия, уступки и т. д. различными грамматическими формами. Так учащийся должен понимать причинные отношения, выраженные не только существительным с предлогом (пел от радости), но и деепричастием (пел, обрадовавшись), причастием (пел, обрадованный), целым предложением (пел, потому что обрадовался) и. т. д. , а также употреблять их в своей речи.
В сложном предложении он должен уметь пользоваться не только нейтральным союзом потому что , но и стилистически окрашенными: так как; ибо; ввиду того, что. Уместно употреблять их в речи разговорной или художественной, научной, деловой, публицистической. Культура речи предполагает уместное употребление любых слов. Поэтому для тренировки своим учащимся я предлагаю, например, такие задания:
Задание 1. Вставьте причинный союз из данных в скобках, обдумав, насколько уместен он в предложении данного стиля.
А. Человеческая личность должна быть крепка, как сталь,... На ней все строится.
1. Ибо. 2. Ввиду того, что.
Б. Действие закона всемирного тяготения применимо ко всем телам,... Луна притягивается одновременно и Землей и Солнцем.
1. В силу того, что. 2.Ибо.
Задание 2. Укажите, какой синоним нужно вставить, чтобы избежать повтора.
А. Вечерняя заря разлилась на полнеба. Отблеск ее дивно украсил мир. Багряные ... легли на воду озера.
1 .Отблески. 2. Отливы.
Б. Окна маленькой сторожки пылали рубиновым ... , как три глаза волшебника.
1 .Отблеском. 2. Отливом. 3. Отсветом.
В. На каждой покрытой росою травинке лежали лилово-розовые, перламутровые... .
1 .Отблески. 2. Отливы. 3. Отсветы. 4. Блики.
Особое внимание в своей работе уделяю урокам развития письменной речи. На мой взгляд, это особые уроки – уроки творчества. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность. И если учитель не сумел организовать собственную творческую деятельность уч-ся, содержательное и разумное их общение, большого успеха он не добьется. Нельзя же считать творчеством урок, который, по сути дела, сводится к инструктажу: выделим основную мысль, составим план, определим слова и словосочетания, которые используем в сочинении и т.д. Несомненно, такая работа способствует выработке у уч-ся знаний, умений, навыков, но не допустимо ей ограничиваться. У меня возникла идея расширить поле творческой деятельности ученика, чтобы не ограничивать его только написанием сочинений. А что, если спланировать подготовку к такому уроку вместе с уч-ся? Практика показала, что это возможно.
Вот, например , урок в 5 классе . Тема «Мое любимое животное»
В начале подготовки к такому уроку вместе с ребятами обсуждаем, как провести такой урок и выбираем наиболее интересный вариант: ребята предложили урок-игру «Путешествие в лес». По желанию ребят определили, что там нам встретятся медведь, заяц, волк, лиса, болотная сова, лось, белка, олень, собака. Чтобы больше узнать об этих животных, ребята отправились в библиотеку и местный краеведческий музей. Они обратились за помощью к учителю биологии, библиотекарю. Выбрали орггруппу урока (лесники), которая вместе с учителем должна продумать план проведения урока, задания объединениям юннатов (их было 3), оформление класса. Остановились на том, что юннаты отправятся в экспедицию по лесу, тема ее «Животные». Ребята побывали на «Опушке зоологов», где получили задание разгадать кроссворд, кратко рассказать об одном-двух животных, достать из дупла открытку с изображением животного, составить научно – популярный рассказ по ней. Те, кто оказались на поляне любителей книг, должны убедить присутствующих прочитать книги о животных, рассказать о книгах писателя, чья фамилия указана на открытке. На «Просеке художников» нужно было узнать картину , назвать автора и рассказать о ней, защитить свою газету . К «Роднику сюрпризов « уч-ся должны подойти с творческим домашним заданием (по своему выбору). А если, устали, то можно отдохнуть на пеньке, а лесники им расскажут «Оказывается»( члены орггруппы заранее готовили сообщения о заповедниках, о животных из Красной книги, о муз.произведениях, герои которых животные. Задания были предложены разные по степени сложности, и уч-ся могли сами выбирать. А в качестве Д/з было предложено написать письмо «Вести из леса», которое проверяли вместе с «лесниками». Лучшие работы зачитаны в классе.
Такая форма урока способствует пробуждению собственного «я» ученика, развивает его способность свободно выражать свои мысли в любой ситуации ( и монологической, и диалогической речи)
Следует особо сказать об обучении учащихся деловому письму, поскольку школа должна подготовить ребят к жизни, где использование деловых бумаг имеет большое значение. В качестве образца я предлагаю вниманию учащихся стенд «Оформление деловых бумаг». Во-первых, ребята знакомятся с основными их видами, во- вторых, учатся правильно составлять их, что пригодится им при поступлении на работу, учебу и в других жизненных ситуациях позволит чувствовать себя увереннее. В начале работы я рекомендую учащимся завести особые тетради для записи в них образцов деловых бумаг, так как в будущем им придется не раз обращаться к этим тетрадям за оправками. Указываю, что деловая переписка по своему стилю отличается предельной простотой, точностью и краткостью изложения, в отдельных случаях архаичностью ряда стереотипных выражений, издавна вошедших в канцелярский язык и сохраняющихся до настоящего времени как некие стандарты ( податель сего; в удостоверении чего выдается; с подлинным верно; подписью и приложением печати удостоверяется и т.п.)
5.Развитие речи уч-ся на уроках литературы
Одним из условий эффективности речевого развития учащихся является опора на межпредметные связи уроков литературы и русского языка.
При проведении работы по развитию речи на уроках литературы я опираюсь на знания и умения, сформированные в курсе русского языка, уделяя внимание не только идейному анализу художественного произведения, но и его эстетическому содержанию. Анализируя произведения, разбирая, как построен образ, из каких речевых деталей он складывается, учащиеся учатся языку, яркому, выразительному, правильному,
Наиболее эффективными видами деятельности учащихся на уроках по развитию речи, кроме различных видов сочинений, изложений, являются доклады и сообщения, развивающие ориентацию в поисках и отборе материала, вырабатывающие собственное суждение, умение написать рецензию на прочитанную книгу, просмотренный фильм, спектакль.
Согласно программам по русскому языку и литературе от учащихся требуется умение выступать с докладом на общественно-политическую и историко-литературную тему. В своей работе я стремлюсь помочь ребятам преодолеть трудности, которые они испытывают при подготовке и произнесении доклада: неумение подобрать материал, соотносить текст художественного произведения, литературоведческих и критических источников с собственными размышлениями, избирать структуру, соблюдать стилевое единство и т.д. Для этого ввожу в занятия, завершающие анализ произведения, или в уроки развития речи коллективную работу по подготовке доклада. Естественно, для такой работы я предлагаю тему, требующую самостоятельных раздумий, собственного подхода к ее решению.
Например, «Нравственные законы, совесть-основа поведения человека» (по роману «Преступление и наказание»), «Ложь во спасение или жестокая правда» (по пьесе «На дне») «Маяковский-поэт своего времени» и др.
Перед коллективной подготовкой доклада проводили беседу по вопросам:
1. Каким стилем речи вы будете пользоваться в своем выступлении?
2. Какие еще жанры устной и письменной речи, кроме доклада, могут быть отнесены к научным высказываниям.
3. Вспомните особенности научного стиля речи. В чем вы видите задачи научного доклада?
4. Назовите известные вам конструкции и обороты, помогающие логичности и связности изложения. («Теперь перейдем...», «Постараемся объяснить...», «Остановился на...», «Далее отметим...» и т.д.)
5. Когда мы пользуемся в своих докладах средствами эмоциональной выразительности? (Обращение, эмоционально-экспрессивные прилагательные, риторические вопросы и т.д.)
Затем следует беседа по идейно-художественному содержанию произведения, в завершении которой составляется план доклада. Такая работа способствует закреплению и практическому применению сведений о научном стиле речи, обогащает учащихся приемами работы над докладом, расширяет лексический запас, а также углубляет восприятие идейно-художественной значимости произведения.
Одним из важных приемов развития речи является устный диалог. Диалог-основа активного обучения. Он предполагает развитие культуры обучения, радости общения, умение слушать и понимать собеседника.
Конечно же в своей работе я использую традиционную форму диалога, которая выражается в беседе учителя о одним из учащихся, но стремлюсь к тому, чтобы диалог был разнообразным как по содержанию, так и по форме. Это и вопросно-ответная беседа, и диалог единомышленников, и диалог-спор, полемика.
Уроки литературы располагают большими возможностями и для организации ролевых диалогов: встреч литературных персонажей, диалогов литературных критиков и т.д. Ролевые (игровые) диалоги повышают заинтересованность учащихся в чтении и изучении литературы, стимулируют речевую активность. В качестве материала я использую» сцены из пьес А.Н. Островского «Гроза», «Свои люди - сочтемся» и др. Это помогает ребятам лучше освоиться в группе, узнать друг друга.
Следующий этап знакомства учащихся с закономерностью диалогической речи и овладения приемами ведения диалога -анализ содержащих диалоги эпизодов литературных произведений о учетом уже приобретенных знаний (вид диалога, стили речи, ситуация общения и т.д.). Например, я предлагаю учащимся оценить речь Базарова и Кирсанова в романе «Отце и дети». Читается отрывок из 10 главы, учащиеся выписывают глаголы, характеризующие героев, затем делают вывод, получился ли в этой ситуации диалог. Свой ответ ребята обосновывают, отмечают, как с помощью диалога Тургеневу удается охарактеризовать своих героев, то есть оценить диалог как художественное средство для раскрытия идейного смысла романа.
В качестве полезного вида по развитию речи я также предлагаю воспроизведение диалога литературных героев. Воспроизводя беседу литературных персонажей, учащиеся интенсивно обогащают свой лексический запас за счет использования словаря данного художественного текста и органически сочетают его с лексикой, которой владеют свободно. Воспроизведение, а не простой пересказ диалога персонажей стимулирует эмоциональную выразительность речи, непринужденность их общения, и этим также облегчается усвоение художественного текста.
Предварительно я даю ребятам такие рекомендации:
1. Внимательно прочитайте диалог литературных героев; постарайтесь мысленно пересказать его, не упуская деталей.
2. Нарисуйте в своем воображении картину действия, внешний вид участников, их жесты.
3. Как относится друг к другу собеседники? Каковы их интонации?
4. Воспроизведите диалог, учитывая отношения автора к героям и собственную оценку их позиции.
Таким образом, я прорабатываю воспроизведение диалогов Наташи Ростовой и Сони, Пьера Безухова и Болконского («Война и мир»), Базарова и Кирсанова («Отцы и дети») и др.
Необходимым условием успешного проведения уроков развития речи и получения ожидаемых результатов является верно поставленная перед учащимися проблема, организация пути её решения, поиск новых подходов к литературной теме, стимуляция речевой деятельности учащихся активным воздействием на их мысли и чувства.
Всем этим требованиям отвечает, на мой взгляд, нестандартный урок. Поэтому такие уроки я применяю наряду с традиционными. Это уроки - диспуты, уроки - концерты, уроки - семинары, уроки - викторины и т. д., которые имеют общую, объединяющую их задачу - привитие интереса к учебе в целом и к урокам русского языка и литературе в частности.
Так, например, заключительные уроки по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» я строю в форме диспута. Учащимся предлагаю три версии судьбы героя на момент эпилога и конца романа:
Нравственное преобразование уже произошло;
Раскольников еще только на пороге новой жизни;
Герой остаётся гордым не смирившимся человеком. Учащиеся объединяются «по интересам», за 10-15 минут подготавливают с помощью текста романа аргументы в защиту своей версии и затем обсуждают и оценивают убедительность аргументации.
В процессе обсуждения ребята учатся самостоятельно высказывать свою точку зрения, отстаивать её, приводя в доказательства аргументы, в результате чего развивают свои творческие способности, совершенствуют свою речь.
Эффективны и следующие приемы работы:
Поэтические пятиминутки
В начале каждого урока по одному – два учащихся читают стихотворения, выученные ими наизусть или подготовленные для выразительного чтения; читают или пересказывают отрывок из текста понравившегося художественного произведения.
Использование поэтических пятиминуток приобщает учащихся к поэтике родного языка, развивает эстетический вкус учащихся, формирует языковую культуру. Даже при пассивном слушании поэтических текстов, читаемых другими, ребятами приобретают навыки восприятия поэтического текста, что оказывает положительное влияние на изучение ими литературы в целом.
Опережающие домашние задания
Суть использования опережающих заданий на уроке литературы заключается в том, что наиболее подготовленные ребятам предлагается выполнить задания. Содержание которого будет актуализировано на следующих уроках.
Учащийся должен самостоятельно выстроить логику устного ответа, выбрать из предложенной литературы наиболее интересные, с его точки зрения, факты, примеры, подготовить краткое, но эмоциональное и содержательно ёмкое сообщение. Например, при работе над пьесой А.Н. Островского «Гроза» учащимся даются следующие задания опережающегося характера:
Найти в различных словарях значение слова «достоинство» и представьте его сравнительные трактовки;
Подумайте и подготовьте устное сообщение о том, что следует понимать под человеческим достоинством? Что значит, по-вашему, защищать человеческое достоинство?
Проследите, как понимают достоинство, честь человека персонажи пьесы А.Н.Островского «Гроза»; подберите подтверждающие это цитаты.
Выполняя задания данного типа, учащиеся не только проявляют значительную долю самостоятельности при подготовке сообщений, но и развивают культуру устной речи: готовят эмоциональные сообщения, учатся придерживаться логику изложения, стараются находить соответствующие примеры и т. д.
Дискуссионная беседа между героями литературного произведения
Дискуссия разворачивается между двумя героями произведения, в роли которых выступают учащиеся. Ребята образно представляют себя в роли персонажей произведения, вступивших в диалог, спор, дискуссию. Отсутствуют точку зрения того героя, которого они представляют. Остальные учащиеся не просто пассивно слушают, а отвечают на поставленный перед началом дискуссии вопросов.
Например, при споре Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова ребята размышляют над вопросом: «На чьей стороне истина?»
С помощью дискуссионной беседы между героями литературного произведения происходит приобщение учащихся к исследовательской работе над текстом, формируется умение строить развернутые речевые высказывания, умение противостоять своему оппоненту не только на уроках литературы, но и в повседневной жизни. Важно, чтобы ребята пришли к осознанию того, что главное в дискуссии – найти истину, а не удовлетворить своё самолюбие.
Разыгрывание и анализ речевых ситуаций
В начале урока, перед обсуждением ключевого вопроса по данной теме, трем-четырем учащимся, желательно малоактивным, выдаются карточки-задания, в которых содержится определенный материал для раздумий (высказывание известного лица, трактовка литературных явлений, мемуарное свидетельство и т.д.), ставится вопрос, требующий оценки, выражения собственной позиции.
Выступающий следит за ходом обсуждений, самостоятельно входит в дискуссию в нужный и удобный момент. Высказываясь, учащийся может цитировать материал карточки или пересказывать его своими словами либо ссылаться на него, сопровождая собственными рассуждениями. Так, на уроках по изучению пьесы А.М.Горького «На дне» возможны такие речевые ситуативные задания, касающиеся трактовки образа Луки:
Лука обращается со словами утешения не ко всем ночлежникам. Как вы думаете, чем определяется его выбор?
В режиссерском экземпляре «На дне» К.С.Станиславский сделал такие замечания о поведении Луки: «хитро поглядывая», «коварно улыбается», «проскользнул», «видно, что врет», «вкрадчиво, мягко» и т.д. Какое представление о Луке отразилось в этих режиссерских замечаниях? Согласны ли вы с трактовкой этого образа Станиславским?
Разыгрывание речевых ситуаций позволяет учащимся развивать свои актерские способности; тренировать дикцию, тембр речи. Кроме того, ребята стараются соблюдать нормы речи при выступлении, делают её более понятной и убедительной.
«Дневник эпохи»
«Дневник эпохи» заводится учащимися в отдельной тетрадке и ведется ими на протяжении всего периода обучения в ПЛ или ПУ. В него заносятся ключевые понятия, даты, события, относящиеся к определенной эпохе. Позже, при подготовке к устному ответу на уроке, учащиеся самостоятельно работают с «дневником эпохи».
Данный способ словарной работы помогает учащимся эффективно подготовиться к устному ответу, знакомит их с ключевыми понятиями эпохи, формирует умение пользоваться литературными терминами.
Заседание клуба «литературных критиков»
Содержание и организацию заседания клуба «литературных критиков» готовит наиболее способный к литературе учащийся, избранный председателем «клуба»; учитель оказывает ему необходимую помощь в планировании и отборе материала. Учебная группа заранее ознакомлена со списком произведений, которые предстоит обсудить. В процессе чтения произведений учащиеся записывают возникшие у них вопросы, на которые они хотели бы получить ответ на заседании клуба. Поступившие вопросы председатель заблаговременно распределяет между выступающими, которые должны включить их в контекст своих высказываний.
Использование имитационных упражнений на уроках литературы способствует дальнейшему развитию интеллектуальных, речевых умений учащиеся при подготовке различных жанров высказываний. При этом ребята стараются придать своей речи такие качества как: точность, логичность, уместность, доступность, краткость, благозвучие.
Устный анализ психологического портрета литературного героя
Ребятам предлагает дополнить литературный портрет собственным описанием, характеризующим психологическое состояние героя и на этой основе подготовить связное устное выступление. В заключение учащиеся выступают с устными высказываниями по теме: «Роль портрета в раскрытии образа героя».
Возможен другой вариант данного заседания: учащимся предлагается по описанию внешности и по репликам героев определить: кто это?
Данный способ устного анализа психологического портрета помогает учащимся глубже осмыслить внутренний мир героя, способствует эффективному развитию устной речи учащихся. Умение давать словесное описание человека пригодится ребятам и в дальнейшей жизни.
6. Развитие речи уч-ся во внеурочное время
Только во время учебных занятий решить столь важную задачу – развитие речи учащихся – достаточно сложно. Внеклассные мероприятия дают дополнительное время и раскрывают иные возможности развития устной речи. . Они способствуют углублению и расширению приобретенных на уроках знаний, тем самым помогая учащимся усваивать программный материал, совершенствовать навыки анализы различных фактов языка, расширять кругозор, воспитывать языковое чутьё, любовь к литературе, повышать общую языковую культуру учащихся.
Во время внеклассной работы с учащимися проводить различные мероприятия: как групповые, так и индивидуальные. Наиболее эффективными внеклассными мероприятиями по предмету являются: «литературно – музыкальные гостиные», «литературные вечера», посещение театра с последующим обсуждением и написанием рецензии или отзыва, КВНы, викторины, экскурсии, выпуск литературных газет, предметные недели по русскому языку и литературе, написание докладов и рефератов, чтение дополнительной литературы. Остановлюсь лишь на описании некоторых из них.
Проигрывание отрывков изучаемых произведений
После прочтения и анализа произведения в классе создается творческая группа, в которую входят: режиссеры, исполнители двух-трех главных ролей, театральный критик, зрители. Проигрывается небольшой, но в смысловом плане значительный отрывок. Зрители, критики дают свою оценку происходящим в открытке события. Такие занятия развивают доброжелательные межличностные отношения учащихся, повышают культуру поведения участников и зрителей. Речь ребят обогащается философской, эстетической, исторической, литературной лексикой.
Литературная конференция
Данная форма внеклассной работы проводится во внеурочное время и является итоговым контрольным занятием по крупной теме, либо в конце учебного полугодия, либо в заключении пройденного курса. Перед литературной конференцией определяется проблема, по которой будет высказываться докладчики в течение 10-15 минут. Участие в литературной конференции обязательно для каждого учащегося. Ребята могут выполнить роль художников-оформителей класса, занимающихся выпуском газет, оформлением цитат, эпиграфов, подбором фотохрестоматий, портретов; журналисты, освещающие ход литературной конференции; ведущий, в роль которого может быть преподавать или наиболее подготовленный учащийся. На протяжении нескольких дней учащиеся самостоятельно готовится к выступлению на конференции, подбирают материал. После окончания подготовленных работ объявляется день и час проведения литературной конференции.
На пленарном заседании литературной конференции вниманию участников предлагаются яркие доклады 2-3 учащихся, освещающие обозначенную проблему в целом. Докладчики готовят свои выступления по схеме: тезис-антитезис-синтез, проводятся аргументы в пользу тезиса, причем, выступление учащихся обязательное устное, по типу текста-рассуждения. По завершении пленарного заседания докладчикам задаются вопросы, происходит общее обсуждение представленных докладов. На втором этапе проведения конференции учебная группа делится на малые группы, в которых происходит обсуждение по более узким, частным темам. Каждая группа объединена отдельной темой, название которой вывешивается предварительно за несколько дней до литературной конференции. Запись в секции осуществляется по желанию учащихся. Аналогичная процедура обсуждения докладов проходит в секциях. Каждая секция вырабатывает свои рекомендации докладчикам, героям литературных произведений, преподавателям и т.д.
В заключении один представитель от секции доводит до сведения участников литературной конференции рекомендации, выработанный на заседании секции.
Эффективность данного способа развития устной речи учащихся во время проведения внеклассных мероприятий велика. Повышается общий уровень культурного развития учащихся, развивают ораторские способности, появляются навыки публичных выступлений, умение максимально эффективно использовать возможности своего голоса, умело вести спор, отстаивать свою точку зрения.
Литературно-музыкальная гостиная
Проводится с учащимися во внеурочное время раз в месяц. Тема заседания литературно-музыкальной гостиной определяется заранее, по желанию ребят. Например, литературно-музыкальная гостиная по лирике М.А. Цветаева. Участники делятся на несколько подгрупп, заранее получают заранее. Первая группа (5-7 человек) – ведущие –готовят сообщение о жизни М.А.Цветаева. Вторая группа – чтецы – учат стихотворения М.Цветаевой, готовят краткий анализ лирических произведений. Третья группа – «музыканты» - готовят музыкальное сопровождение урока, разучивают песни на стихи М.Цветаевой для исполнения на уроке.
Учителем совместно с ребятами составляется сценарий литературно – музыкальной композиции. Именно на заседаниях литературно – музыкальных гостиных открывается та сторона жизни, которая в обычных условиях проходит мимо ребят. Во время проведения литературно – музыкальных гостиных у учащихся проявляются такие чувства как чуткость, уважение, любознательность, они с удовольствием слушают выступления других ребят и выступают сами. Несомненно, все это способствует развитию устной речи учащихся и общей культуры их поведения.
Вышеперечисленные виды внеклассной работы способствуют развитию устной речи учащихся, обогащают её, развивают самостоятельность и творческие способности ребят. Я убеждена, что участниками таких внеклассных мероприятий могут быть практически все ребята. Когда они будут волноваться, радоваться, общаться, то в плане гражданского, нравственного, эстетического становления личности учащихся будут позитивные изменения.
Без сомнения, подобные встречи с миром литературы и русского языка не проходят для ребят бесследно: способствуют выполнению основной цели работы преподавателя - развитию интереса к предмету, воспитанию бережного отношению к олову, к богатствам языка и стремлениям овладеть этими богатствами, овладеть в той мере, в какой это необходимо для будущей успешной производственной и общественной деятельности.
7.Проверка знаний учащихся.
Большое воспитательное значение имеет своевременная проверка знаний, умений и навыков учащихся. Она способствует повышению их ответственности за качество учебы, вырабатывает дисциплину, требовательность к себе, правильную самооценку.
В работе с учащимися я применяю различные формы проверки знаний: взаимопроверку; тестовый контроль; использование ассистентов; различные виды письменных работ, например, сочинение, рецензирование, устные ответы учащихся, в том числе доклад, сообщение и т. д. При этом особое внимание я обращаю на логическое построение и речевое оформление ответа учащегося.
8.Заключение
Развитие речи учащихся – одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского языка. Для её решения я предлагаю эффективные способы развития речи, наработанные в практике преподавания . Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках и во внеклассной работе, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.
В этой работе я раскрыла некоторые наиболее важные аспекты своей деятельности. Масштабность работы по развитию речи даёт возможность и заставляет искать новые методы преподавания, что предполагает творческий поиск и самообразование преподавателя.
Но важнейшими условиями успешной работы по развитию устной речи на уроках литературы и русского языка и во внеурочное время, на мой взгляд, являются:
- построение всего образовательного процесса на основе знаний педагога о социально-психологических, возрастных особенностях учащегося, его образовательных интересах и потребностях;
- многообразие применяемых способов, направленных на развитие устной и письменной речи;
- осуществление преемственной связи между учебной и внеурочной
- деятельностью по развитию речи учащихся как в содержании изучаемого материала, так и в способах его подачи;
- системная работа над обогащением словарного запаса учащихся.
15