Статья: «Максимальное оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата специальными физическими упражнениями и формирование у них осознанного интереса к здоровому образу жизни».
Учитель физической культуры
Кошелева Нелли Станиславовна
(высшая квалификационная категория.
«Грант Москвы», Лауреат «Педагог-Внешкольник»)
Тема: «Максимальное оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата специальными физическими упражнениями и формирование у них осознанного интереса к здоровому образу жизни».
Каждое утро, идя в школу, я прохожу «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мною, здороваются и улыбаются мне в ответ. Школа – мой второй дом. А хороший дом – это хорошая семья. Я точно знаю, что школа и семья – два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания.
Может ли обучение быть воспитывающим – это в первую очередь вопрос, который каждый педагог решает для себя сам. Педагогу важно осознавать, что воспитание, по сути, «вплетено» в весь процесс передачи содержания образования, различные методы обучения и формы учебной работы.
Как педагог дополнительного образования, я стараюсь воспитывать в своих детях чувства вкуса, ритма, умение владеть своим телом, музыкальность, грацию.
Но главная проблема современности – гиподинамия, которая стала особенно актуальной для сегодняшних школьников. Сначала на подвижный образ жизни не хватает времени, а потом и желания. Несформированные двигательные навыки и слабая мышечная система приводят к тому, что ребенок быстро устает и физически и умственно, у него начинает развиваться неправильная осанка, портится зрение.
«Как сохранить здоровье школьников?», ведь здоровье – это самое важное, что есть у человека. Именно для решения этой проблемы в нашей школе были организованы занятия по ЛФК.
«Творить и думать, значит, жить и к лучшему стремиться.
Обязан педагог творить и творчеством гордиться».
(Кошелева Н.С.)
Концептуальная идея, основа всей моей работы – системное построение оздоровительной работы с детьми.
С целью претворения этой концепции в жизнь мною была разработана программа «Занимательная лечебная физическая культура».
Цель
программы: - максимально способствовать оздоровлению и физическому
развитию детей.
Для осуществления поставленной цели решается ряд задач, особое внимание из которых я уделяю коррекционным:
Учебные:
Обучить учащихся основам лечебной гимнастики.
Совершенствовать навыки владения индивидуальными упражнениями.
Обучить всем видам дыхательных упражнений.
Способствовать увеличению жизненной емкости легких.
2. Коррекционные:
Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.
Способствовать созданию мышечного корсета.
Способствовать увеличению силовой выносливости мышц.
Способствовать приостановлению процесса искривления позвоночника и деформации стопы.
3. Валеолого-психологические:
Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Способствовать созданию благоприятных условий для оздоровления своего организма.
Способствовать развитию волевых качеств.
Способствовать созданию благоприятного психоэмоционального фона на занятиях.
Почему мы решили включить в нашу систему дополнительного образования занятия по ЛФК?
Три года назад, анализируя физическое состояние школьников, мы были вынуждены отметить, что % здоровых детей в классе составлял 20-25 %. И большинство детей имели нарушения осанки, излишний вес и в течение дня мало двигались.
Занятия по ЛФК помогают решить эти проблемы, но как сделать занятия ЛФК увлекательными?
Для этого мною собраны и внедрены современные инновации:
1) Интеграция дополнительного образования в основное образование (путем использования корригирующих авторских упражнений в физкультминутках на уроках, а также подвижных игр на переменах, способствующих улучшению опорно-двигательного аппарата);
2) Использование здоровьесберегающих технологий и интегрированных занятий на занятиях ЛФК (связь с уроками музыки, биологии, природоведения, математики, русского языка, физкультуры, ОБЖ и др.);
3) Использование передовых педагогических технологий на занятиях ЛФК (игровое моделирование, дифференцированное обучение);
4) Использование приема свободных ассоциаций и актерского мастерства для формирования и развития творческого потенциала детей (через образы и движение);
· 5) Поддержка и развитие творческих инициатив детей.
Мною разработаны различные комплексы упражнений по коррекции стопы, осанки. Но как комплексы – они представлены только на бумаге, а для детей это танцевальные композиции, сюжетно-ролевые и подвижные игры, элементы актерского мастерства, построенные с учетом возраста и психологических особенностей детей.
Введение в занятие игровой ситуации повышает его результативность, развивает творчество, способствует самореализации личности.
С помощью специальных корригирующих упражнений и самомассажа дети из подготовительной группы здоровья переходят в основную, улучшается их физическое состояние, которое я контролирую путем тестов, анкетирования, мониторинга.
В процессе организации образовательного процесса использую методы наблюдения, убеждения, стимулирования и создания ситуации успеха.
В этом мне помогают следующие формы занятий:
фронтальная (общеукрепляющая работа с детьми),
групповая (работа по сходству диагнозов),
ндивидуальная (работа со сложными диагнозами).
Осознавая, что процесс коррекции физических качеств детей должен быть непрерывным, мною разработана система работы с родителями, которая включает в себя:
информационное обеспечение по всем направлениям рассматриваемой проблемы, пропаганда здорового образа жизни;
составление индивидуальной траектории физического развития ребенка, тесное сотрудничество с семьей, знание возможностей каждой семьи;
совместные театрализованные праздники, огоньки, «ярмарки грации».
Любая деятельность ребенка должна быть обязательно оценена. Мною разработаны критерии оценки детского творчества:
1) Степень самостоятельности.
2) Эмоциональный настрой.
3) Качество выполнения.
Но самое главное достижение моей педагогической деятельности – это улучшение здоровья и показателей физической подготовленности детей.
Мы добились существенных результатов:
2005-2006 уч.г. – общее улучшение физического здоровья детей составило 51%, переведены в I группу здоровья 19 человек (41%).
2007-2008 уч.г. – общее улучшение 64%, переведены в I группу здоровья – 10 человека (22%), снят диагноз – 17 человек (38%).
2008-2009 уч.г. – общее улучшение 66 %, переведены в I группу здоровья – 14 человек (31%), снят диагноз – 19 человек (42%).
100%-ная посещаемость занятий.
Снижение заболеваемости детей: с 11,3 % (2004-2005 уч.г) до 9,8 %.(2008-2009 уч.г.)
Оригинальность моей программы состоит в том, что в ней активно используются:
элементы корригирующей ритмической гимнастики с упражнениями, направленными для профилактики нарушений осанки и стопы;
упражнения выполняются не только с предметом, но и на предметах;
современная музыка разных стилей в сочетании с классической;
упражнения в игровой форме (имитационного характера);
игры, которые «лечат» в музыкальном сопровождении;
пальчиковая гимнастика и самомассаж;
усложненная система корригирующих упражнений.
пособия, сделанные моими руками и представленные перед вами в виде демонстрационного материала.
Данная программа призвана максимально оздоравливать детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и пробуждать у них интерес к здоровому образу жизни.
Результат – здоровый, гармонически развитый ребенок.
Педагог – это состояние души, образ жизни. Преподавать так же, как и лечить, высокое и священное право, ведь часто наши ошибки могут привести к необратимым последствиям. Поэтому каждое занятие должно стать откровением со стороны педагога и открытием со стороны детей. Для того чтобы заинтересовать детей, необходимо самому быть увлеченным человеком, постоянно идти навстречу своим воспитанникам, приглашать их к сотрудничеству. Каждое занятие с учащимися – это, прежде всего, взаимодействие педагога и ребенка, направленное на пропаганду и воспитание любви к спорту и здоровому образу жизни.
Никогда не нужно останавливаться на достигнутом. От профессионального роста педагога зависит развитие и становление личности учащихся. Очень важно видеть перед собой не научные достижения и экономический прогресс, а здорового счастливого ребенка и его родителей. Только личность может воспитывать личность, только доброта может воспитывать доброту. Поэтому вместе со своими детьми я совершенствуюсь, творю и развиваюсь. «В детях есть зерно святое, в них грядущее таится».
13PAGE 15
13PAGE 14215