Урок по физике для 9 класса Всемирное тяготение. Ускорение свободного падения


9 класс Тема: Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Ускорение свободного падения.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Деятельная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действий.
Образовательная: расширение понятий базы за счет увеличения новых знаний.
Задачи:
1. Совместно с учащимися выяснить, в чем заключается закон всемирного тяготения, условия, при которых оно выполняется.
2. Выяснить, зависимость ускорения свободного падения от высоты и силы тяжести.
Развивающие: продолжить развивать у учащихся мыслительную деятельность.
Воспитательные: развивать интерес учащихся к физике, развивать коммуникационные компетенции.
Учебно – методическое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеофрагменты «Всемирное тяготение», «ускорение свободного падения».
№ этапа урока Деятельность учитель Деятельность учащегося Формируемые уудСамоопределение
Постановка проблемы.
Поиск путей решения.
Закрепление во внешней речи.
Самостоятельная работа учащихся.
Закрепление.
Рефлексия.
Инструктаж по д /з. 1. Организует учащихся, предложив рассмотреть модель вселенной.
2. Организует просмотр видеоролика «Всемирное тяготение».
Предлагает записать формулу F=Gm1m2/R2 записать в тетрадь и организует фронтальную беседу.
Вопросы для обсуждения:
1) если m1=m2=1кг и r=1м, то G будет равно…
2) чем является G в формуле
F=Gm1m2/R2
3) какой вывод можно из этого сделать
4) найдите G в таблице постоянных, чему оно равно
Выяснить, при каких условиях выполняется формула F=Gm1m2/R2 , учитывая, что всемирное тяготение рассматривается во Вселенной
Работа с учебником стр. 61 рис.31
Предлагает в формуле F=Gm1m2/R2 m1 заменить на Мз, а r- на Rз, зная, что Fтяж=mg и выразить g.
Предлагает выяснить зависимость g от высоты тела, поднятого над землей.
Организует работу с текстом учебника, задает вопросы:
- как читается 3-й закон Ньютона?
- при каких условиях можно использовать 3-й закон Ньютона, рассчитывая по формуле силы притяжения к Земле любого находящегося на ней тела.
Организует первичное закрепление полученных знаний.
- используя формулу g = GMзR2з подсчитать, чему равно ускорении свободного падения на Луне.
- притягивается ли к Луне человек, стоящий на Земле? Притягивается ли Луна К этому человеку? Ответ обоснуйте.
Предлагает учащимся разделиться на 2 группы и посредством методики вопрос – ответ оценить свои знания.
Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке посредством методики незаконченных предложений:
- сегодня на уроке я узнал…
- сегодня на уроке я удивился…
- самое интересное задание для меня было…
Читать п. 15, 16; выучить формулы. Решить № 1 из упр.16.
Рассматривают модель, отвечают на вопросы учителя: во вселенной между всеми телами существуют силы притяжения.
Сила F
Масса m1, m2
Расстояние между телами r
Численно равно F
Коэффициент
Постоянная
G=6,67*10-11 Н *м2/кг2
Высказывают предположения:
Если размеры тел очень малы по сравнению с расстоянием между ними
Оба тела имеют шарообразную форму
Если одно из них шар, а другое находится на его поверхности
Должны получить g=GMзR2зДелают вывод: чем больше высота, тем меньше g и тем меньше сила тяжести тела.
F1=F2
В качестве расстояния между телами надо брать радиус Земли R=6400 км.
Подставляют Мл и Rл в формулу и получают g = 1,63 м/c2.
Притягивается в 6 раз меньше, чем к Земле, т.к. g на Луне в 6 раз меньше.
Задают друг другу вопросы.
Записывают д /з. Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
Регулятивные
Личностные.
Коммуникативные.
Личностные.