Анализ текста как форма подготовки к сочинению – рассуждению
Анализ текста как форма подготовки
к сочинению – рассуждению
(выступление учителя русского языка и литературы Корсиковой Е.С.)
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является и то, что результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности.
ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению.
Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса.
Обучение сочинению-рассуждению на уроках русского языка – одна из наиболее сложных проблем преподавания русского языка в старших классах, то есть требует творческих усилий как от учеников, так и от учителя.
Одна из самых актуальных проблем современной школы.
- Учебное сочинение вырабатывает у учащихся умение оценивать специфику языка и авторскую манеру повествования, помогает реализовать способность пишущего к импровизации, умение пользоваться разнообразными языковыми средствами.
- Работа над сочинением – рассуждением требует от учащихся умения найти нужную информацию в тексте, учит самостоятельно формулировать тезис и систему доказательств к нему, обосновывать свое суждение.
- Умение писать сочинение – рассуждение – необходимое условие успешной сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ), в частности, части С.
В последнее время печатается огромное количество учебно – тренировочных материалов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ. Большое внимание к анализу текста уделяется на страницах методического журнала «Русский язык в школе».
Анализ текста как форма подготовки к сочинению- рассуждению.
Формирование навыка составления текстов разных жанров должно
начинаться с 5 класса, но, к сожалению, лишь очень немногие ученики к 11 классу ориентируются в потоке разнообразных сведений, умеют отбирать материал на заданную тему, связно и грамотно формулировать мысли, подтверждая из литературных произведений и критических статей.
Поэтому особой формой работы в старших классах становится комплексный урок по изучению имеющегося текста как образца для написания собственного сочинения.
Чтобы написать собственный текст, нужно изучить текст-образец. Осознать его смысловое содержание и структуру, понять принципы его логического деления и только тогда использовать эту информацию в собственном сочинении.
Итоговый экзамен по русскому языку и в 9, и в 11 классе требует от учащихся владения определённым объёмом текстоведческих понятий (тема, тип и стиль текста, элементы его структуры – цепное и параллельное строение текста, средства связи предложений и смысловых частей текста), усвоение которых происходит в процессе комплексного анализа текста с V класса и должно проявиться на экзаменах в IX и в XI классе в процессе выполнения части С. Единый государственный экзамен по русскому языку наряду с заданиями базового уровня, проверяющими языковую компетенцию экзаменуемых (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении и т.п.), содержит задания повышенного и высокого уровня сложности, которые проверяют лингвистическую компетенцию выпускника (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их), а также его коммуникативную компетенцию (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
Ряд составных заданий связан с анализом текста.
Текст — это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым — сочинением, написание которого является самым трудным для выпускника в ЕГЭ, особенного сельского выпускника, который не в достаточной степени владеет речью. К сожалению, сказывается ограниченность доступа детей к искусству (в семьях нет библиотек, фонд сельской библиотеки крайне беден, редкие поездки в театр). Как подготовить учащихся старших классов к ЕГЭ, если еще к тому же и по программе на изучение русского языка X- XI классов отводится один час? Я пришла к выводу, что и эту трудную задачу поможет решить использование на уроках русского языка комплексного анализа текста с V по XI классы. И считаю, что комплексный анализ текста на уроках русского языка является не только главным средством подготовки к ЕГЭ, но и важнейшим заданием обучающего характера и эффективным способом проверки знаний учащихся. В практику своей работы включаю как отдельные уроки, посвящённые комплексному анализу текста , так и использую анализ текста на определённых этапах урока. Иногда уделяю этой работе и 10 минут урока, повторяю при этом значительный объем учебного материала. Хорошим пособием на этом этапе считаю пособия Натальи Егоровой «Контрольно-измерительные материалы. Русский язык» 5-9 классы. Материалы, представленные в пособиях, аналогичны материалам ЕГЭ,
составлены в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку и учитывают возрастные особенности учащихся. Использование КИМов позволяет начать системную подготовку к ЕГЭ уже с 5 класса. В конце пособий даны ответы на все варианты тестов, предложены диктанты и изложения различных типов, индивидуальные задания.
Есть такое мнение, что если выполнить с учениками как можно больше тестов, что называется «натаскать», «надрессировать», то можно ожидать хороший результат. Однако, такое мнение ошибочно и, как правило, «дрессировка» не даёт хороших результатов.
Например, анализ результатов ЕГЭ, показал, что наибольшие затруднения у выпускников вызывают задания, направленные на проверку знаний учащимися орфографических правил.
При выполнении этого задания требуется не только знание орфографического правила, но и навык аналитической работы по орфографии, изучение которой заканчивается в 7 классе.
В 11 классе перед учителем и учащимися стоит задача обобщить и систематизировать сведения, необходимые при анализе текста, ликвидировать пробелы в знании теории и практически закрепить умение проводить анализ текста.
Анализ текста включает в себя следующие этапы.
1). Определение темы (проблемы) предлагаемого текста.
Выделение ключевых слов для понимания темы, смысла названия и осознания главной идеи текста.
Как правило, писатели - публицисты в своих произведениях ставят такие проблемы, которые волнуют абсолютно всех людей. К ним относятся, например, глобальная проблема войны и мира, а также жизненно важная проблема экологии и проблема нравственности, включающая в себя понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости. Кроме того, есть проблемы философского плана: роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь и т. д., над которыми можно бесконечно рассуждать.
2). Определение идеи (основной мысли) текста.
Определить основную мысль – значит ответить на вопрос, почему эта тема до сих пор вызывает интерес и отклик у разных авторов.
3). Определение типа речи – повествование, описание, рассуждение.
Общеобразовательная программа по русскому языку должна давать знание школьникам того, что такое текст, его тип. Повествования, рассуждения, описания приводятся в качестве примеров. Но главное, чему необходимо научить детей,- это умению доказывать принадлежность текста тому или иному типу и самостоятельно составлять их на заданную учителем тему. Для овладения этими навыками ученики должны: отличать текст от набора предложений; знать структуру текста, его основные части; уметь поставить к содержанию произведения один из вопросов, по которому легко определить его принадлежность к типу речи; уметь оценивать жизненную ситуацию, при которой должен употребляться определенный тип речи. При работе над текстом нетрудно заметить, что существует такое явление, как сочетание различных его типов в одном произведении. Фрагменты включаются в изложение не изолированно друг от друга, а в тесном соединении. Поэтому очень важно не только научиться различать типы речи, но и умело соединять их друг с другом.
«Определить тип речи помогает прием фотографирования»
В описании говорится о постоянных или одновременно присутствующих признаках чего – либо. В повествовании речь идет о сменяющих друг друга действиях или событиях. В рассуждении говорится о причинах и следствиях событий и явлений, наших представлениях о них, оценках, чувствах.
При этом следует помнить, что в рассуждении говорится о вещах
отвлеченных, не о материальном, предметном мире, а о наших представлениях о нем; о понятиях, суждениях, чувствах, оценках (говорим не о том, что видим, а о том, что знаем, о чем думаем).4). Определение стиля речи.
Определения стиля речи официально – делового, разговорного, научного, как правило, не представляет трудностей. Чаще всего затруднения возникают при разграничении художественного и публицистического стилей или же публицистического и научно – популярного. В этом случае надо представить речевую ситуацию (о чем, где, с кем, зачем говорится) и ответить на вопрос, где этот текст может быть использован – в журнале или газете (публицистика), научной или учебной литературе (научный стиль), в художественном произведении (художественный стиль). Важно помнить ведущие стилевые черты, определяющие отбор характерных для стиля языковых средств: для художественной речи это образность и эмоциональность, для научного – точность, логичность и обобщенно – отвлеченный характер информации, для публицистики – сочетание экспрессии и стандарта.
Будет ошибкой определять стиль по отдельным словам и выражениям, т.к. одни и те же слова и выражения могут быть употреблены в текстах разного стиля.
Порядок действий при проведении стилистического анализа может быть таким: сначала, опираясь на внеязыковые стили (речевую ситуацию) мы определяем стиль текста, затем, отталкиваясь от ведущих стилевых черт, ищем в тексте языковые приметы данного стиля – характерные для него слова и выражения.
5). Анализ лексики.
Анализ текста предполагает знание основных лексических средств языка (синонимов, антонимов, омонимов, слов в прямом и переносном значении, фразеологизмов), умение находить их в тексте и анализировать особенности употребления.
6). Средства выразительности.
Умение определять средства выразительности предполагает знание основных языковых средств художественной изобразительности (эпитета, сравнения, метафоры, гиперболы, олицетворения и др.). Наиболее распространенных фигур речи: анафоры (повторение слов или словосочетаний в начале предложения), антитезы (прием контраста, противопоставление явлений и понятий), градации (расположение слов или выражений по возрастающей или убывающей значимости), оксюморона (сочетание противоположных по значению слов), параллелизма (сходное построение сложных фраз, предложений), риторического вопроса, риторического восклицания, риторического обращения, и др.
Формы и методы работы с текстом.
Знания о тексте накапливаются у учащихся с 5 класса. И все же учащиеся старших классов испытывают трудности при анализе текста.
В своей работе с учащимися использую следующие организационные формы комплексного анализа текста.
Коллективная работа класса.
Под руководством учителя ученики определяют тему, основную мысль текста, прослеживают развитие мысли в тексте, определяют композиционные построение текста, макро- и микро связи и т. д.
На основе предложенного текста с помощью вопросов и заданий можно провести исследовательскую работу, задавая такие вопросы:
1) Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?
2) Как его можно озаглавить?
Сравните свое название с авторским. Какое точнее, удачнее? Почему?
3) Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.
4) Сделайте вывод: почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?
Учащиеся сделали следующий вывод: обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного общения собеседникам нужно не просто передать информацию, но и выразить свое отношение к ней и к собеседнику, причем сжато, эмоционально, энергично. Это удается сделать с помощью частиц. В разговорном стиле используются частицы всех разрядов, причем и такие которые не принято употреблять в других стилях.
Домашнее задание даю также исследовательского характера: подберите тексты разных стилей. Какие частицы употреблены в подобранных вами текстах?
Заключение.
Обучение сочинению – рассуждению на основе публицистического текста в старших классах является важным компонентом общей тенденции гуманитаризации образования, усиления творческого, исследовательского характера в системе преподавания русского языка.
Внимание к проблемам анализа текста вызвано и сегодняшней необходимостью: подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Это возможно при условии системной работы над анализом художественных и публицистических произведений. Как показывает практика, бессистемная работа дает незначительный результат: не возникает ощущения отработанности учебных навыков.
Первый этап этой работы – научить учащихся понимать смысл и оценивать форму исходного текста. Второй этап – выработать у учащихся умение выражать свое отношение к содержанию текста, к тем проблемам, которые затронуты в тексте, формулировать свою позицию, строить свое рассуждение таким образом, чтобы оно было композиционно стройным и цельным.
Следует, наконец, отметить, что работа по обучению написания сочинения – рассуждения оказывает положительное влияние на профессиональное совершенствование самого учителя. Чтобы научить учащихся рецензированию, учитель должен сам владеть этими навыками, что предполагает дальнейшее самообразование, влияет на повышение педагогического мастерства учителя, побуждает его к творческой разработке уроков и позволяет на этой основе достигать более качественных знаний и развития учащихся.
Перед учителем – словесником встает извечная проблема: как научить учащихся создавать текст на том крошечном промежутке времени, которое отведено учебными планами на уроки русского языка (1 час в неделю).
Использование ИКТ на уроках и дополнительных занятиях дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебному материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Список литературы
1. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи», М.; Просвещение, 2010 г.
1. Журнал «Русский язык в школе», № 2, 2002 г.
Антонова Е. С. «Тайна текста и секреты методики».
2. Журнал «Русский язык в школе», № 3, 2003 г.
Шульгина Н. М. «Работа с текстом как средство формирования личности».
6. Журнал «Русский язык в школе», № 6, 2001 г.
Суворова Е. л. «Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс».
7. Ресурсы сети Интернет.
ege.yandex.rugramota.ruhttp://reshuege.ru/http://interneturok.ru/ru