Повторим второстепенные члены предложения Конспект по русскому языку 6 класс
Предмет: русский язык
Класс_5
Учитель: Шлыкова Ирина Николаевна
Тема урока « Повторим второстепенные члены предложения»
Тип урока : обобщение и систематизация знаний.
Урок направлен на повторение и систематизацию знаний об изученном материале, спланирован с учетом требований ФГОС. Учащиеся принимают самое активное участие в проведении урока: определяют тему урока, ставят проблему и определяют пути решения ее. В ходе урока проходит постоянная смена деятельности, используется дефференцированный подход. Присутствует на уроке игровые моменты ,просмотр презентации, анализ работы. Учащиеся проводят самопроверку знаний, необходимую рефлексию .Домашнее задание многоуровнево , дает возможность каждому ученику самому выбрать объем подготовки.
Цель урока: систематизировать знания учащихся о второстепенных членах предложения.
Задачи урока:
-способствовать развитию творческой деятельности учащихся;
-вспомнить правописание изученных орфограмм;
-совершенствовать навыки различения второстепенных членов предложения;
-проверить теоретические знания по теме урока;
-показать роль второстепенных членов в тексте.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, раздаточный материал, аудиозапись композиции
П. И. Чайковского «Октябрь».
Этапы работы Содержание этапа
1
2 Организационный
момент, включающий:
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
-подготовиться к продуктивной работе на уроке;
-включиться в учебную деятельность.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
- способствовать созданию условий для эффективной роботы на занятии.
Задачи:
-создать работоспособные группы, учитывая желания детей;
-вызвать интерес учащихся к предстоящей учебной деятельности путём создания педагогической ситуации, из-за которой возникает необходимость поиска ответа на поставленный вопрос;
-способствовать формулированию темы, целей и задач урока.
Методы: словесные, проблемные, стимулирования и мотивация учения (по классификации Бабанского Ю.К.) .
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
-убедиться в правильности выполненного домашнего задания.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
- способствовать формированию навыков самоконтроля;
-актуализировать знания учащихся по изучаемой теме.
Задачи:
- формировать регулятивные УУД: контроль в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона;
-способствовать развитию умения правильно формулировать вопросы и ответы и на них.
Методы: по источнику восприятия (перцептивные):словесные, рассказ.
По логике передачи: аналитические, синтетические.
По степени самостоятельного мышления учащихся - репродуктивный.
Я вижу, что вы все во время перерыва подготовились к уроку. Сели по группам, как я и просила. Мои помощники разложили необходимый для работы материал. Молодцы! Я тоже с нетерпением ждала встречи с вами. Слайд № 1 (Падающие осенние листья).
Посмотрите - за окном холодно, морозно, ветер гонит прохожих. Птицам одиноко. Но это всё за окном, а в классе у нас тёплая дружеская обстановка и много будет приятных минут общения. Сейчас вы послушаете сочинение П.И.Чайковского «Октябрь», оно поможет вам представить теплую, тихую золотую осень.(Звучит музыка П. Чайковского).
Медленно вальсируют опадающие листочки. Налетел ветерок - и закружились они в хороводе, заволновались, оторвавшись от веточки. Им боязно падать… И снова успокоились, распластавшись на земле.
Это тепло осенней природы мы не раз почувствуем во время урока.
-Ребята, как вы думаете, почему я не написала на доске тему урока?
(Опираясь на слайд №2, дети формулируют тему, цели и задачи урока).(На экране –развилка трех дорог, у основания которых лежат три камня с надписями: определение, дополнение, обстоятельство).
Проверим домашнее задание.
Дома вы выписывали предложения из текста по вариантам.
1-с второстепенным членом определением;
2- с определением и обстоятельством;
3-с определением, дополнением, обстоятельством.
Способ контроля: самоконтроль.
Я называю номер предложения и показываю карточку с номером варианта, который должен
был выписать это предложение.
-У кого возникли трудности при выполнении домашнего задания?
Вы можете задать вопросы нашим консультантам.
(2 ученика выступают в роли консультантов )3 Обобщение и систематизация изученного материала.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
-знать виды второстепенных членов, уметь различать их в предложении и определять синтаксическую роль;
-продемонстрировать умение самостоятельного анализа текста.
Цель, которую учитель хочет на данном этапе урока :-активизировать знания учащихся на уроке;
-создать условия для развития творческого мышления;
-помочь учащимся сделать правильный вывод о необходимости употребления второстепенных членов в устной и письменной речи.
Задачи:
-способствовать развитию навыков построения связного текста, определения типа и стиля речи;
-повторить изученные орфограммы;
-проверить теоретические знания по теме;
-формировать коммуникативные УУД: умение слушать, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
Методы:
- по степени самостоятельного мышления учащихся при овладении знаниями (гностические): репродуктивные,
частично- поисковый.
- по степени управления учебной работой: самостоятельная работа учащихся в тетрадях и с карточками, кластер;
- стимулирования и мотивация учения: занимательность, ситуация познавательной новизны, похвала;
-контроля: самоконтроль, фронтальный опрос.
Работа с текстом
Задача :сейчас нам предстоит поработать с текстом.
Такую работу мы выполняли неоднократно. Работать мы будем по группам.
Вы можете обратиться ко мне за помощью.
Возьмите карточки с заданием № 1. У 1 группы текст разрезан на отдельные предложения . Из данных
предложений составьте связный текст, прочитайте выразительно
Целое лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. Они столько впитали в себя тепла, света, красок, что к осени стали совсем пёстрыми! Лес превратился в праздничный шатёр. А его хозяйка не жалеет золота: сыплет и на верхушки, и на плечи деревьев! Даже под ноги золотой ковёр бросила!
2 группа. Определите тип речи, докажите. (Описание).
3 группа. Определите стиль данного текста, докажите. (Художественный).
( Дети 2 и 3 групп работают по готовому тексту).
Когда класс выполнил задания, на экране высвечивается текст. 1 группа-самоконтроль, выразительное чтение вслух.
Фронтальная работа: слушание ответов 2 и 3 групп поочерёдно.
-А теперь настало время составить букет из осенних листьев. Они тоже лежат у вас на столе.
Задача: повторим правописание проверяемых безударных гласных и непроизносимых согласных в корне слова, правописание разделительного Ь знака.
Каждая группа имеет своё задание.
1-найти слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, записать их на осеннем листе, проверить, обосновать свой ответ.
2-найти слова с непроизносимой согласной в корне слова, записать, проверить, обосновать.
3-с разделительным мягким знаком, тоже записать, обосновать.
Листочки- орфограммы крепят члены команд в вазу, тем самым оформляют осенний букет на доске, озвучивая поочерёдно свою работу перед классом.
Вывод. Я рада, что у нас не только красивее стало в классе, но и знания по изученным орфограммам прочные.
Дифференцированная работа по уровню сложности.
Детям со слабым уровнем подготовки даётся задание
Задача: поработать с текстами и сделать сообщение о роли второстепенных членов в предложении. (После составления кластера этот текст будет высвечен на экране,(слайд№3) пока даётся на карточке ).
Задачи: проверим теоретические знания по теме «Второстепенные члены предложения».
(Работа с остальными учащимися).
Хотите вместе со мной составить кластер?
-Я начинаю наш разговор, а продолжить его может каждый из вас, кого я попрошу это сделать.
-Распространённым называется предложение, в котором есть второстепенные члены.
-Да, я согласен с утверждением моего одноклассника и хочу продолжить, что к второстепенным членам относятся определения, дополнения, обстоятельства.
-Я убедился в правильности ответа моего одноклассника и решил продолжить разговор о том, что определение- это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? и подчёркивается волнистой линией.
-Я хочу продолжить разговор : дополнение -второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и подчёркивается прерывистой линией…
Вывод: молодцы, я рада, что вы так хорошо разбираетесь в теоретическом материале по данной теме.
Работа по слайду № 3
Задача: сопоставьте тексты и сделайте устно вывод о роли второстепенных членов в предложении. СЛАЙД № 5.
На экране 2 текста 1-С высокого холма открылся чудесный вид! Золотая берёзовая роща расположилась около села. На пригорке присели сосны в тёмно-зелёных шубах. А одинокая груша застыдилась яркого наряда и побагровела .2-Открылся вид. Роща расположилась. Присели сосны. Груша застыдилась и побагровела.
Вывод озвучивают ученики, работавшие над этим заданием индивидуально.
Вывод: распространённые предложения дают больше информации, делают нашу речь красивой, образной.
Следующий этап работы потребует от вас быть предельно внимательными. Каждый должен вспомнить все части кластера, который мы составили сегодня. От того насколько вы будете дружны в группе зависит ваш успех.
Работа в группах по карточкам.
Из предложений, напечатанных на карточках розового цвета, составьте новое предложение, точно следуя порядку действий, обозначенному цифрами.
1 Из предложения Дорожки усыпаны жёлтыми листьями взять определение и дополнение.
2 Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение, употребив его в И.,п., ед.ч.
3 Добавить обстоятельство образа действия из предложения Осень щедро одаривает краской леса
4 Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр.
5 Из предложения На опушке первыми пожелтели берёзки взять обстоятельство и употребить в качестве дополнения в В.п., ед .ч.
(Жёлтыми листьями осень щедро выстлала опушку).
От каждой команды ученик читает полученное предложение. Один, записывает его на доске, остальные в тетрадях. Выполняется синтаксический разбор предложения.
Вывод делает учитель: с заданием справились, предложения составлены верно, следовательно, вы правильно можете определить вид второстепенного члена, его признаки.
Творческая работа в тетрадях.
СЛАЙД№4. А сейчас мы выполним творческое задание. Посмотрите на экран, чего не хватает в этом тексте?
Распространите текст с помощью второстепенных членов и продолжите его, добавив 3- 4 предложения.
…ветер раскачивает…ветви деревьев. Сухие листья опадают…и она покрывается желто – красным ковром. В осеннем … уже не слышно…пения птиц.
(Чтение и обсуждение двух- трёх работ).
Работа с таблицей.
4 Итог урока:
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
-знать виды второстепенных членов, уметь определять их в предложениях.
Цель, которая должна быть достигнута учителем:
-составить таблицу, которая поможет наглядно отобразить необходимые для детей знания по данной теме.
Задачи:
-познакомить с таблицей, составить устное сообщение.
Методы: перцептивный: наглядный; аналитический, синтетический;
-по степени управления учебной работой: под руководством учителя;
-стимулирование и мотивация: ситуация познавательной новизны, похвала;
-контроль :программированного опроса.
Какой частью речи выражено? На какой вопрос отвечает? Как графически обозначается?
Определение Дополнение Обстоятельство Учитель раздаёт ксерокопию таблицы каждому ученику.
Слайд № 5.
Выводом к нашему уроку послужит таблица, она поможет нам собрать воедино всё, о чём шла речь на протяжении нескольких уроков по теме «Второстепенные члены предложения».
Задача: сейчас мы сначала рассмотрим её, а потом составим по ней устное сообщение.
Заполнение по группам: 1-заполняет графу «Определение», 2 – «Дополнение», 3-«Обстоятельство».
Выступление детей от каждой группы с устным сообщением по таблице.
5
6
7
Оценивание работы учащихся на уроке.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознать свой уровень знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учителем: оценить деятельность учащихся.
Методы: словесные, похвала.
Задание на дом:
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к контрольной работе по теме: «Второстепенные члены предложения».
Цель, которая должна быть достигнута учителем:
- способствовать закреплению материала.
Рефлексия.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
-оценить уровень своих знаний перед контрольной работой.
Цель, которая должна быть достигнута учителем:
- путём общения через сигнальные карты установить доверительные признания между учителем и учеником по уровню усвоения изученного материала.
По всей таблице составить устное сообщение .Упражнение 233, страница 125 .
*Придумать задание для контрольной работы по теме »Второстепенные члены предложения».
Следующий урок –это урок контроля знаний.
Задача: Сейчас вы должны оценить, на каком уровне ваши знания, уверены ли вы в себе? Перед вами кружки 3 цветов. Светофорчики. Они означают следующее:
Зелёный ______уверен в полной мере.
Жёлтый----------- сомневаюсь в своих знаниях.
Красный_---------знаний недостаточно.
Выберите соответствующий вашим знаниям цвет и покажите мне.
Звучит музыка Чайковского.
Сегодня мы повторили второстепенные члены предложения, пообщались с природой через слово, через музыку.
Я благодарю вас за активную работу на уроке!