Урок в 9 классе «Повторяем орфографию и пунктуацию»


Урок в 9 классе «Повторяем орфографию и пунктуацию»
Учитель русского языка и литературы Архипова Елена Николаевна, МБОУ «Школа № 2» г. Муравленко ЯНАО
Цель урока:  повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче школьных экзаменов;
Задачи:
отрабатывать практические навыки по подготовке к экзамену (в новой форме) по русскому языку;
вырабатывать навык работы над тестовой частью ГИА;
воспитывать уважение к слову;
закрепить основные лингвистические  понятия из части А, В  ГИА по синтаксису и орфографии.
Форма проведения урока: урок-практикум.
Оборудование: компьютеры, проектор, мультимедийная доска, раздаточный материал  
Ход урока:
Оргмомент.
Синтаксическая пятиминутка:
Задание:
Найди соответствия
1 Облако переглянулось со степью, погружающейся во тьму, и нахмурилось. А ССП с противительным союзом
2 Ему стало досадно, и он стал барабанить в закрытую дверь ногой и шашкой. Б Простое предложение со сравнительным оборотом
3 Это была настоящая красавица – высокая, густая, прямая, с ветками, расходящимися на концах, как звездочки. В ССП с соединительным союзом
4 Был бы покос, да пришел мороз. Г Простое предложение с сочинительным союзом
5 Ни минуты времени не терялось даром, ни малейшей неисправности не случалось у поселянина. Д ССП с разделительным союзом
6 То встретишь бурелом, то под ногами попадаются ухабы, кочки, выступы камней. Е Простое предложение
7 Он тоже не захотел с нами встречаться. Ж ССП с соединительным союзом
Ответ: 1 – г, 2- ж, 3 - б , 4 - а , 5 -в , 6 - д, 7 -е .
Работа с текстом в группах на компьютерах.
(тексты в печатном и электронном виде)
Остров Шиян(1)В давние времена это было. (2)Сто раз, может, на этом острове рождались и умирали многовековые деревья: кедры, ели, лиственницы и березы.
(3)Приехал как-то к осени на этот остров тогда еще безымянный охотник Ими Хилы срубить толстый кедр и смастерить из него себе легкую колданку. (4)И вот он пустился по острову. (5)Шагая между деревьями и высматривая для себя подходящий кедр, неожиданно увидел красивую девушку.
(6)Щеки пылали у ней подобно пламени жаркого костра, глаза были темнее поспевшей темной смородины, тонкие губы исходили свежестью утренней, румяной зари, на уши были навешены вместо сережек поспевшие морошки. (7)Все лицо излучало такую красоту, что от долгого взгляда могли ослепнуть глаза. (8)И выглядела она стройней небесной радуги.
(9)Закружилась от такой невиданной красоты голова и сердце Ими Хилы. (10) Забыл он, зачем явился на остров, и увлекся увиденной красавицей Земли и Неба.
(11)Разговорились, и Ими Хилы тут же, чтобы она не досталась другому мужчине, предложил ей стать его женою.
(12)Девушка – ее звали Айнэ – ответила:
-(13)Вижу я: ты, без сомнения, смелый ты юноша. (14)В руках крепко держишь топор, тетива лука из лосиной шкуры за плечами тугая. (15)И красотой ты не обижен. (16)Вышла бы я за тебя. (17)Но я каждую осень превращаюсь в лебедиху и улетаю на зиму в теплые края. (18)Через три дня и три ночи за мной прилетит лебедь-отец, сядет на озеро, кликнет три раза, и я вмиг обрасту крыльями и превращусь в птицу.
-(19)Почему? – крепко взял девушку за руки Ими Хилы. - (20) А сможешь не превратиться в птицу? (21)А если я этого не допущу?
-(22)Нельзя, парень, - ответила Айнэ, – я убитая лебедиха. (23) На этот остров ежегодно весной прилетали лебедь и лебедиха. (24)Они здесь вили гнездо, откладывали яйца и выводили потомство. (25)Радостным несмолкаемым криком наполнялся летом остров от маленьких лебедят.
(26)Это не понравилось злой ведьме острова Порнэ Ими, которой веселый крик лебедей мешал спать. (27) Она решила лебедей лишить потомства и убить лебедиху. (28)Выстрелила Порнэ Ими однажды весной своей черной стрелой в лебедиху, и вода озера окрасилась кровью птицы. (29)Долго не хотел улетать лебедь-самец, но страшный вид Порнэ Ими заставил подняться его в небо. (30)Для того чтобы наводить страх на лебедя-самца, Порнэ Ими повесила на толстый сук березы труп лебедихи. (31)Со временем убитая лебедиха срослась с деревом, став огромным наростом – шияном, похожим на фигуру лебедихи.
(32)И эта одеревеневшая лебедиха каждый год рожает меня в виде девушки.
(33)А осенью лебедь-самец уводит меня с этого острова.
Из книги Романа Ругина "Волшебная земля"
Задание 1 группе: выписать номера сложных предложений в таблицу. В тексте - подчеркнуть основы, указать границы предложений
БСП ССП СПП С разными типами связи
6, 13, 14, 18, 28, 29, 7,10, 26, 30, 11

Задание 2 группе: выписать номера простых предложений, заполнив таблицу. В тексте подчеркнуть основу простых предложений.
Простое неосложненное предложение Простое предложение с однородными членами Простое предложение, осложненное обособленным обстоятельством Простое предложение, осложненное обособленным определением Простое предложение с вводными конструкциями
1, 4, 8, 15, 16, 19, 20, 21, 25, 32, 33 2, 3, 9, 10, 23, 24, 27, 5, 31 - 2, 13
Задание 3 группе: заполнить таблицу примерами из текста, составить их схемы.
Согласование Управление Примыкание
В давние времена Многовековые деревья
На этот остров
Безымянный охотник
Толстый кедр
Легкую колданкуОт такой красоты … Рождались на острове
Приехал к осени
Приехал на остров
Срубить кедр
Смастерить колданкуПустился по острову
Тетива лука …. Неожиданно увидел
Могли ослепнуть
Крепко взял
Ежегодно прилетали
Мешал спать
Решила лишить
Заставил подняться …..
Задание 4 группе: заполнить таблицу примерами из текста, обозначить орфограммы, объяснить их написание.
Орфограммы в приставках (кроме НЕ) Правописание гласных в корне Н, НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий
Проверяемые Чередующиеся Непроверяемые Приехал
Срубить
Поспевшей
Превратиться
Прилетит
….
Рождались
Деревья
Небесной
…. Умирали
Высматривая
Предложил
Обрасту
Срослась
… Остров
Березы
Сережки
Морошка
…. Безымянный
Неожиданно
Утренней
Румяной
Навешены
Невиданной
Лосиный
….
Представление результатов, коррекция.
Заполнение листа самооценки
Я умею ________________________________________
Я знаю, как ____________________________________
Я затрудняюсь в ________________________________
Вывод: Домашнее задание:
используя представленные материалы, составить задания, соответствующие типовым заданиям ГИА (с ответами)