Аналитический отчет о деятельности психологической службы


АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
практического психолога ДУЗ «Василек»
Халиловой Сусанны Аблякимовныза 2013 – 2014 учебный год

Аналитический отчет
о деятельности психологической службы ДУЗ «Василёк» с. Доброе
в 2013-2014 учебном году
Деятельность психологической службы
На 2013-2014 учебный год психологическая служба ДУЗ «Василёк» определила следующую проблему:
«Всестороннее развитие личности дошкольника и его познавательно-творческих способностей посредством использования арттерапии».
Данная проблема реализовалась посредством следующих задач:
Содействовать укреплению психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду.
Способствовать благоприятному прохождению адаптации детей, вновь прибывших в ДУЗ.
Способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей и воспитателей.
Способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы в коллективе ДУЗ.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям:
-психодиагностическая работа;
- коррекционно-развивающая работа;
- консультационная работа;
- психологическое просвещение;
- организационно-методическая работа.
Основные результаты работы
по приоритетным направлениям деятельности
В соответствии с годовым планом проводились все мероприятия, психодиагностическая, коррекционно-восстанавливающая и развивающая работа, консультирование сотрудников и родителей, проводились семинары, деловые игры. Особое внимание уделялось адаптации детей младшей группы. Вследствие благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе и взаимодействии взрослых с детьми адаптация детей к условиям детского сада проходила быстро и безболезненно.
С целью развития познавательно-творческих способностей использовались развивающие игры, пальчиковые игры, а также велась работа по выявлению одарённых детей методом наблюдения, бесед с детьми и педагогами, анализ результатов деятельности детских работ по ИЗО.
Кроме того, была проведена индивидуальная психодиагностическая работа по определению уровня психического развития старших дошкольников на момент окончания ДУЗ.
Под особым контролем находились необщительные, тревожные дети. 
Использовала в своей работе индивидуальные и групповые методы работы с дошкольниками: систематически проводились наблюдения, беседы с детьми, развивающие игры, занятия с использованием метода арттерапии.
Психологическое просвещение проводилось в форме выступлений на родительских собраниях, на педагогических советах, семинарах и коллективных тематических консультациях для педагогов.
В каждой возрастной группе оформлены папки-передвижки «Советы психолога» и информационный стенд «Рекомендации психолога»» по различным вопросам воспитания и развития детей.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
За период 2013-2014 учебного года проводились следующие виды психодиагностической работы:
I .С детьми:
1.Выявление трудностей прохождения адаптации детей, вновь прибывших в детский сад.
- наблюдение за детьми во время занятий, игр, прогулок, с целью выявления признаков дезадаптации;
- беседы с воспитателями;
- анкетирование родителей.
Цель - прогноз степени адаптации детей к ДУЗ, выявление факторов риска дезадаптации, рациональное комплектование групп младшего дошкольного возраста с учетом уровней нервно-психического развития детей.
В рамках работы по психологическому сопровождению процесса адаптации с родителями, поступающих в ДУЗ детей была проведена подготовительная работа:
1) родители, поступающих в ДУЗ детей, были ознакомлены с особенностями процесса адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, возможными факторами дезадаптации, рекомендациями по взаимодействию с детьми в ходе адаптационного процесса (выступление на групповом родительском собрании на тему: «Особенности адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДУЗ»);
2) среди родителей было проведено анкетирование с целью выявления индивидуальных особенностей детей, возможных факторов дезадаптации;
3) консультирование детско-родительской пары, в ходе которой был определен вероятностный прогноз адаптации, первичная диагностика уровня психического развития ребенка, социальных навыков, особенностей семейного воспитания.
Было проведено 32 консультации детско-родительской пары. Прогноз адаптации для данных детей был следующим: 12 детей – легкая степень адаптации, 19 человек – средняя степень адаптации, 4 ребенка – тяжелая степень адаптации. Каждой семье в зависимости от выявленных особенностей были предоставлены индивидуальные рекомендации по облегчению процесса адаптации.
С профилактической целью с детьми проводились адаптационные игры и занятия, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, установление взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Было проведено: 9 занятий с детьми группы «Бабочка» и 8 занятий с детьми группы «Ромашка».
Особое внимание уделялось детям группы риска дезадаптации: с ними проводилась индивидуальная работа на снятие страха перед новыми взрослыми, сверстниками, излишней тревожности. На индивидуальную работу было взято двое детей – Дима Д., Дарина Л.
В рамках данной индивидуальной работы с родителями детей были проведены индивидуальные консультации, касающиеся психоэмоционального состояния детей, путей работы с детьми. С воспитателями проводились беседы о причинах поведенческих проявлений детей, помощь в осуществлении индивидуального подхода к детям.
В ходе адаптационного процесса родители имели возможность познакомиться со стендовой информацией психолога на темы:
«Адаптация: советы психолога»;
«Долгие проводы – горькие слезы: или что делать в случае тяжелой адаптации».
2.Выявление одаренных детей.
- наблюдение за детьми (во время занятий, игр, прогулок);
- индивидуальная беседа с детьми, беседа с воспитателями, беседа с родителями;
- анализ результатов деятельности детских работ (рисунки, подделки и т.д.)
3.Изучение климата в детских коллективах, соотношения уровня самооценки и социометрического статуса у детей дошкольного возраста (Тест «Капитан корабля»);
4. Изучение детской тревожности (Тест тревожности Р.Тэммпл, М.Дорки, В.Амен);
5. Исследование мотивационной готовности к школьному обучению (Л.А.Венгер)
Цель - исследование социальных предпочтений детей в группах в рамках оценки социально-психологической готовности к обучению.
6. Исследование способности к обучению в школе (Г.Вицлак)
7. Диагностика уровня психического развития детей, направленных на ПМПК по результатам обследования учителя-логопеда.
Цель - анализ уровня развития детей, имеющих нарушения логопедического плана для получения наиболее полной картины причин и глубины нарушения. Проведено 17 индивидуальных обследований, на каждого ребенка представлена характеристика.
8. Индивидуальная диагностика по запросам воспитателей, родителей (течение года).
Цель - изучение индивидуальных особенностей психического развития детей.
II. С родителями:
Проведено анкетирование:
- «Готов ли ребёнок к посещению детского сада?»;
- «Ребёнок и телевидение»;
- «Желание пойти в школу»
III. С педагогами:
- Составление карты самоанализа педагогов, которые аттестуются (на основе профессиограммы Аэлиты Марковой)
Проведено анкетирование:
- Тест для проверки уровня знаний педагогов;
- Тест «Ваш творческий потенциал».
КОРЕКЦИОННО-ВОССТАНАВЛИВАЮЩАЯ
И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Проводилась развивающая работа с детьми.
В младших группах проводились следующие развивающие занятия, такие как:
Адаптационные занятия «Игры с мышонком Пиком»;
Развивающие занятия «Психологический релакс»;
Развивающие занятия «Лесенка».
в средних группах:
Развивающие занятия «Радуга эмоций»
Цель: развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.
Задачи:
научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Развивающие занятия «Мы и наши эмоции»;
Развивающие занятия по сбережению и укреплению психологического здоровья детей дошкольного возраста «Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок».
в старших группах:
Развивающие занятия «Талантливые пальчики»;
Развивающие занятия с использованием методов арттерапии «Кто «Я»»
Развивающие занятия на развитие познавательной сферы и навыков общения детей;
Развивающие занятия с элементами сказкотерапии « Сказки школьной жизни».
Во все возрастных группах проводились игры направленные на формирование навыков эффективного взаимодействия детей (по региональной программе «Крымский веночек», методическое пособие «Играем вместе»).
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Цель - освещение актуальных вопросов психического развития детей, проблем развития, формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития.
проводилось по следующим направлениям:
1) выступления на родительских собраниях:
Презентация анализа результатов анкетирования «Готов ли ребёнок к посещению детского сада? (родители воспитанников младших групп);
«Трёхлетний ребёнок – личность» (родители воспитанников младших групп);
Советы родителям о секретах беседы «Я почемучка – ты потомучка» (родители воспитанников средних групп);
Презентация анализа результатов анкетирования «Ребёнок и телевидение» (родители воспитанников средних групп);
«Скоро в школу, или что следует предпринять родителям за год до поступления в школу» (родители воспитанников старших групп);
Презентация анализа результатов анкетирования « Желание пойти в школу» (родители воспитанников старших групп);
«В школу с 6-ти лет, за и против» (родители воспитанников старших групп);
Семинар-практикум «Самочувствие семьи в преддверии школьной жизни».
2) выступления на педагогических советах:
Психологический тренинг «Поиск сокровищ»;
«Решение обучающих психолого-педагогических ситуаций»;
«Готовность детей к обучению в школе (результаты медико-педагогического консилиума.
КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ РАБОТА
Психологом ДУЗ были проведены групповые консультации с педагогами и родителями воспитанников ДУЗ по следующим темам:
с родителями:
«Поступление в дошкольное учреждение. Ваш ребёнок идёт в детский сад»;
«Кризис 3 лет у детей – как пережить?»;
«В каком возрасте определять ведущую руку»;
«Упрямый ребёнок»;
«Агрессивный ребёнок – что делать?»;
«Психологическая готовность родителей к школе»
«На пороге школы»;
«Как научить ребёнка управлять своим поведением»;
«Кризис у детей 6-7 лет».
с педагогами:
«Как помочь ребёнку в период адаптации?»;
«Индивидуальный подход в общении с детьми»;
«Игровые взаимодействия в разновозрастной группе детского сада»;
«Влияние взаимоотношений взрослых в семье на психическое развитие ребёнка».
Проведены индивидуальные консультации по следующим направлениям:
- оценка психического развития, особенности развития;
- проблемы общения и социальной адаптации;
- капризы, упрямство в период «кризиса 3 лет»;
- проблемы детско-родительских отношений и др.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
В течение года осуществлялись следующие виды организационно-методической работы:
- планирование работы, анализ научной и практической литературы для разработки коррекционных программ, подбор инструментария;
- оформление документации;
- пополнение методической копилки;
- участие в методических объединениях психологов
Симферопольского района;
- изготовление наглядных пособий.
РАБОТА В РАМКАХ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Всестороннее развитие личности дошкольника посредством использования арттерапии».
В рамках данной тематики в течение года:
- проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме.
Список изученной литературы:
Ломакина Г.Р. «Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем»
Новиковская О.А. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет»
Вахрушева Л.Н. «Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие»
Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии»;
«Школьный психолог», №01,1-15 января, 2011 г. « Арт-терапия как коррекция негативных эмоций у детей (старший дошкольный возраст);
«Психолог дошкілля» №11(52), листопад, 2013 г. «Арт-терапевтичні технікі в роботі з дітьми «зони ризику»»
«Психолог дошкілля» № 6(35), червень, 2012 г. «Музикотерапія у роботі з дошкільниками»
«Психолог дошкілля» № 9(38), вересень, 2012 г. «Казка чи казко терапія? Виховання чи лікування?»
- проведена групповая консультация для педагогов групп дошкольного возраста на тему «Цветной песок как средство арт-терапии»;
- оформлена папка-передвижка для родителей на тему « Арттерапия как коррекция негативных эмоций у детей».
В течение года посетила следующие методические объединения практических психологов:
- «Контроль за психическим развитием детей дошкольного возраста», ДУЗ «Теремок» п. Гвардейское, сентябрь, 2013 г.
- «Деловая документация как отражение деятельности практического психолога», ДУЗ «Родничок» с. Родниковое, октябрь 2013 г.
В следующем учебном году важно:
При организации воспитательно-образовательного процесса в большем количестве применять методы, стимулирующие познавательную активность детей.
Воспитывать у детей сознательное доброжелательное отношение друг к другу, что является основой развития коммуникативных навыков.
Воспитывать у детей осознанное отношение ко всему услышанному и увиденному ими, а также к своим действиям.
Строить работу с детьми углубляя подачу материала, а не расширяя его.
Выстраивать более целенаправленно взаимодействие с детьми, опережающими развитие
Применять как можно больше игр, упражнений, способствующих развитию восприятию цвета, величины, пространственных представлений в младших группах.