Методическая разработка занятия «Правового всеобуча» в 4 классе по теме «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм»
Методическая разработка занятия «Правового всеобуча» предназначена для классных руководителей начальных классов. В материале представлен опыт работы педагога по созданию условий по формированию правовой культуры, жизненных навыков, оказание содействие в становлении личности и успешной социализации младших школьников. Применение информационно-коммуникационной технологии: презентация, диалогическое общение, активных методов воспитания, оптимальных форм и способов деятельности: моделирование и решение жизненных ситуаций, создание Памятки правовых знаний. Включение учащихся в практическую деятельность при знакомстве с нормативным документом "Уголовным кодексом Республики Казахстан", с толковым словарем В.Даль, с учетом возрастных особенностей обучающихся, позволяет успешно решать проблему гражданско-правового воспитания подрастающего поколения.
Ляхова Зинаида Дмитриевна учитель начальных классов
СШ№ 7 г. КостанайМетодическая разработка занятия «Правового всеобуча» в 4 классе
Тема: «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм».
Цель: создание условий для успешной социализации младших школьников, содействие в
воспитании правовой культуры.
Задачи:1) дать понятие, что такое «злонамеренный поступок», «шалость», «вандализм»;
2) дать представление о мерах ответственности за такие проступки;
4) воспитывать позитивное отношение к окружающим людям.
Технология: Информационно-коммуникационная.
Методы воспитания: словесный, ситуативный, решение жизненных ситуаций, практический.
Оборудование: на доске тема занятия, толковый словарь В.Даль, выдержка из Уголовного
Кодекса РК статья «Вандализм».
ТСО: презентация «Мы против вандализма».
Ход занятия
I. Вводная часть.
Сообщение темы, цели занятии.
- Ребята, тема нашего занятия «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм».
- Как вы понимаете такие понятия, как «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм»?
- Цель нашего занятия: выяснить и обосновать отличие понятий «Шалость.
Злонамеренный поступок. Вандализм»; узнаем о мерах ответственности за такие
проступки, предписывающие «Уголовным кодексом Республики Казахстан".
Проблемный вопрос.
- Так ли безвинны ваши шалости?
- В каких случаях ваши шалости могут расцениваться как «злонамеренные поступки»
или являться вандализмом?
II. Основная часть.
1.Презентация. «Мы против вандализма».
2. Решение жизненных ситуаций.
Понятие «Шалость».
А) Учитель: Дайте оценку ситуации «Шалость».
- На перемене Олжас ради шутки спрятал учебник и тетрадь по русскому языку своего
одноклассника Димы. На уроке Олжас побоялся признаться в своей шалости, а Диме пришлось выполнять классную работу на листочке.
- Удалась ли шутка?
Б) Работа с толковым словарем Даль В. - понятие «Шалость».
- Попробуйте сформулировать определение «Шалость-это...».
Шалость - это розыгрыш над человеком, который ничего не подозревает.
Шалость - это действие, цель которого пошутить над человеком или разыграть его.
Понятие «Злонамеренный поступок».
А) Учитель: Приведите свой пример шалости.
(Примеры, сообщить ребятам, что сегодня занятия отменены; сорвать цветы на школьной клумбе или в сквере, во дворе дома; позвонить по телефону незнакомому человеку и сообщить неприятное известие…)
- Эти действия можно назвать шалостью, шуткой или розыгрышем?
- Можно ли назвать это действие злонамеренным поступком?
( Да. Он был совершен со злым умыслом)
Б) Учитель: Дайте оценку ситуации «Злонамеренный поступок».
- Света взяла без разрешения Кати из ее портфеля сотовый телефон.
- Оцените действия Кати.
В) Работа с толковым словарем Даль В. - понятие «злонамеренный поступок».
- Сформулируйте определение понятия «злонамеренный поступок».
Злонамеренный поступок - это умышленное причинение вреда людям или
окружающей среде.
- Шалости совершают из желания пошутить, разыграть человека, а из-за чего
совершают злонамеренные поступки?
(Из желания навредить, из зависти, гнева, злорадства).
- Ребята, а можно ли за злонамеренный поступок привлечь человека к
административной или уголовной ответственности?
Понятие «Вандализм».
А) Учитель: Рассмотрим еще одну ситуацию «Вандализм».
- На стене дома (школы, забора) двое мальчиков написали разные слова, нарисовали
картинки.
- Как можно расценить действия этих двух ребят?
(Скорее всего, как злонамеренный поступок).
- Можно ли их привлечь за это к ответственности?
- А как вы думаете, можно ли этот поступок назвать вандализмом? Знакомо ли вам понятие «вандализм»? Что оно означает?
Б) Работа с толковым словарем Даль В. - понятие «Вандализм».
- Сформулируйте определение понятия «Вандализм» .
Вандализм - это осквернение памятников, зданий, других сооружений,
порча имущества.
В) Зачитывание выдержки из "Уголовного кодекса Республики Казахстан".
от 16.07.1997 N 167-I. Часть 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Глава 9. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Статья 258. Вандализм
«Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений надписями или рисунками, или иными действиями, оскорбляющими общественную нравственность, а равно умышленная порча имущества на транспорте или в иных общественных местах, - наказываются штрафом в размере от ста до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до пяти месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.
III. Рефлексия.
А) Ответ на проблемный вопрос.
- Что же должен знать ребенок, чтобы невинная шалость не стала злонамеренным
поступком? (Сначала думать, а потом делать).
- В чем отличие шалости от злонамеренного поступка, а злонамеренного поступка от
вандализма?
- Дайте определение шалости?
Шалость - это действие, цель которого пошутить над человеком, разыграть его.
- Что такое злонамеренный поступок?
Злонамеренный поступок - это действие, цель которого причинение вреда людям или
окружающей среде.
- Что такое вандализм?
Вандализм - это осквернение памятников, зданий, других сооружений. Порча имущества
на транспорте, в школе и другие надругательства над общественными объектами.
Б) Создание Памятки.
1. Прежде думай, а потом делай.
2. Учись управлять своими эмоциями.
3. Представь, как твой поступок подействует на другого, какие чувства он будет испытывать, поставь себя на его место.
4. Делай то, за что не будешь испытывать чувство вины.
5. Помни, что за некоторые поступки тебе придется отвечать перед законом.