Влияние научной фантастики на развитие мира техники.
.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 145с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара
«Что сказка, а что быль в научной фантастике?»
Подготовили
Ученики 8А
Научный руководитель
Екушова Валентина
Александровна
САМАРА 2015
Проблема
Влияние научной фантастики на развитие мира техники.
Цель
1.Выяснить причины зарождения сказочных технических объектов.
2.Показать корни научной фантастики.
3.Определить, как инаучная фантастика становились праобразами реальных открытий и изобретений.
Задача
Проанализировать, какие способы управления временем, покорения и преодоления пространства, стали причиной и основой технической революции.
Ум человеческий не дремлет,Мятётся, реет, мчится вдаль,Одолевает век и время,И ищет новых царств себе!
(С.С.Бобров)
1.Техника и фантастика
Фантастика волшебной сказки ведет свое происхождение от мифов и некоторых представлений первобытного общества. Здесь и одухотворение природы: звери, деревья, травы умеют говорить, думают и даже проявляют смекалку и мудрость. Здесь и тотемизм, древние запреты — табу: отсюда советы персонажам не делать того-то и того-то, иначе произойдет непоправимое. Здесь и различные обычаи и поверья. И конечно, в переработанном виде — вера в магию, волшебство, в том числе в магию слова, в заклинание; достаточно произнести нужное слово — и свершится чудо.
Впрочем, часто у героев волшебной сказки мы замечаем черты пассивности. Таковыми этих персонажей делает активность сверхъестественных сил, чудесных помощников, волшебных предметов: ведь героям и героиням и особого труда не нужно, чтобы добиться исполнения своих желаний.
Многие образы сказочной фантастики, ковер-самолет например, вырастали из мечты человека-труженика. Такие образы предвосхищали технический прогресс, удивительные изобретения, творения человеческого ума и рук. Эти чудеса — самолет, телевизор (магический кристалл)— стали для нас сегодня обычными. Но для наших предков они были недосягаемой мечтой и воплотились в сказках, которые будили ум и дерзостное стремление человека познать мир, природу и поставить ее законы на службу человечеству.
В бытовой сказке заметно отношение к сказочному вымыслу. В некоторых таких сказках, по существу, пародируются волшебные сказки. Например, предметы, которые с неизменной изобретательностью афишируются героем бытовой сказки как волшебные, оказываются на деле самыми обыкновенными. Зато с их помощью герой обманывает своих недругов, и эти предметы, как по волшебству, приносят ему богатство. К сожалению, это изобретение обмана и сейчас можно встретить. Это ли не рождение рекламы?
Какая сказка без волшебства и фантастики?! Откуда оно берется? Рано или поздно почти все герои сказок получают вещи, имеющие какую-то загадочную силу: одни имеют власть над временем, другие над пространством, а третьи и вовсе способны превращать что-либо в кого-либо и наоборот. Энциклопедия волшебных предметов расскажет, на что они способны.
Они могут: перемещать, вызывать, указывать, превращать, открывать невидимое, защищать, исполнять желания и даже воспитывать!2. Что сказка, а что быль в научной фантастике?»
Наверное, люди больше всего мечтали перенестись в мгновенье ока, куда пожелают. Вот и придумали многие народы сапоги-скороходы или семимильные сапоги. Самые быстрые – серебряные туфельки Элли. Стоит три раза стукнуть каблучками, и окажешься, где пожелаешь. Ковер-самолет из восточных сказок долетел, чуть ли не до наших дней. Откуда же родилась такая идея? Дело в том, что йоги турбулентными потоками (завихрениями воздуха) иногда приводили в движение подстилку, на которой они медитировали. Зрители же предполагали, что вся «сила полётов» зависит от качества ковра. Это заблуждение распространяется до сих пор. По другой версии маловесящие восточные ковры легко летали даже при небольшом ветре, что и побудило наблюдателей использовать это свойство в сказках. Пионер Волька путешествовал на нем с Хоттабычем.
А.Н Толстой в своем произведении «Гиперболоид инженера Гарина» тоже предвосхитил изобретение мощного оружия. Но, к сожалению, военные нашествия и изобретения связанные с войной тоже имеют место в современном мире.
И это еще не все чудесные сказочные вещи. Сказочные изобретения продолжили свою жизнь в другом жанре литературы – фантастике.
Фантастика - жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил и «условностей».
Изобретения начинаются с фантазии. Фантастика в древнейших первоисточниках начинается с изобретательской мечты. Мы не знаем, кто изобрел колесо, но, бесспорно, это был гениальный изобретатель. Мы не знаем, кто придумал миф об Икаре, но, несомненно, это был великий фантаст.
В мифах и сказках воплотились прототипы гипотез, по прошествии многих столетий возрожденные в новом качестве — как смелые задания науке и технике, а затем — как модели ситуаций, рисующие воображаемые последствия воображаемых изобретений и открытий.
Долгое время научный поиск был сродни сказочным мечтам. Физики мечтали о вечном двигателе. Астрологи, составляя гороскопы, связывали судьбу человека с расположением планет. Не правда ли, похоже на сказку? Философский камень — чем не волшебный предмет? Жизненный эликсир — чем не живая вода? Гороскопы — чем не предсказания сказочных колдунов?
Позже наука переросла и опровергла сказку. Но без этих сказок не состоялись бы многие завоевания в области химии, физики, физиологии, астрономии. Сказки превращались в научные догадки. Догадки — в гипотезы.
Гипотеза — обоснованное предположение, с которого начинается путь к научному открытию.
Сказочник из этого вопроса выводит сюжеты и приёмы. А учёный — гипотезы.
Нередко изобретения сначала возникали в сказочных мирах, потом на страницах романов, а затем уже воплощались в действительность. Нам уже трудно понять, как читались романы того же Жюля Верна в его время. Ведь для нас привычно то, что для тогдашних читателей было настоящим чудом, самолет , ракета, космическая станция.
Кинематограф делал лишь первые шаги, а в фантастических романах уже вовсю пользовались телевизором.
“Машина времени” — так и называется один из самых известных фантастических романов XIX века. Написан он в 1895году, автор его — Герберт Уэллс (1866–1946). Зачем Уэллс отправляет своего героя в будущее? Уже не затем, чтобы показать читателю невероятные изобретения и неведомые возможности человеческого разума. Когда он задавал вопрос “А что, если..?”, его интересовало не будущее техники, а будущее человечества: а что если бы человек смог совершить путешествие во времени? Каким бы тогда он увидел будущее общество?
А вот Брэдбери просто «нажал» кнопку “назад в прошлое” вместо кнопки “вперёд в будущее”. Он выдвинул новую фантастическую гипотезу, поставил новый фантастический эксперимент: а что если бы человек попал в прошлое? Что если бы своим появлением он что-то изменил в мире прошлого? Как бы это повлияло на будущее?
Мечты и фантазии — необходимый этап на пути к научным открытиям. Именно эта способность выдумывать «новое» и роднит учёных со сказочниками. Сказочник владеет секретом неожиданной точки зрения. Это помогает ему извлекать чудеса из обычных вещей и явлений. Также этот секрет необходим и учёному. Ведь чтобы открыть что-то неизведанное, надо представить предмет изучения в необычном свете, увидеть его с неожиданной стороны. И сказочник, и учёный — каждый по-своему — задают вопрос: «А что, если..?»И вот летать человек мечтал давно. Икар - это первый источник из древнегреческих преданий. А с очень интересным и широко распространенным персонажем русских сказок Бабой-Ягой история сложнее. Сложный это образ. Ее жилище вертят как хотят. Удивившись - откуда это ?Есть мнение что ступы - это монументы, способствующие сохранению мира в мире. Это архитектурные сооружения, в совершенной форме выражающие чистую природу ума, Просветление. Они были построены тысячелетия назад в Азии и оказывают позитивное влияние на силовое поле всей вселенной. В последние годы и в других частях света во многих местах были построены ступы - от небольших до высотой более 25 метров, как, например, во Франции и Венгрии. Ступы излучают большое притяжение. Многие даже совершают паломничество к ступам в Неаполе и Индии. Метла же расценивается как предмет хозяйки дома. И как здесь не вспомнить произведение М.Булгакова «Мастер и Маргарита»! И полеты на метле имеют продолжение в современной фантастике. Именно на ней летает Гарри Потер! А как же должен человек мечтать, чтобы прикованным к постели написать произведение о желание летать «Ариэль». Это произведение известного фантаста А.Беляева.
В 1782 году известный французский ученый, математик и астроном, академик Лаланд писал: "Окончательно доказана полнейшая невозможность для человека подняться или даже держаться в воздухе, добиться этого с помощью машущих крыльев так же невозможно, как и при желании использовать пустотные тела". Но человек продолжал мечтать о полетах. И вот, 5 июня 1783 года, Жозеф и Этьен Монгольфье и их маленький городок навсегда вошли в историю авиации. «Ура! Бумажный мешок, раздувшись от дыма и теплого воздуха, взметнулся вверх. Победа!». Это был полет на воздушном шаре. Не успели люди научиться летать на воздушных шарах, а фантасты уже начали грезить о полётах на аппаратах тяжелее воздуха (на таком летал герой Жюля Верна — Робур-завоеватель). Конечно, потом был самолет. В декабре 1903 г. совершил первый полет самолет, построенный американцами братьями Райт — Вилбуром и Орвиллом. Едва появились первые самолеты — а у фантастов на уме уже были космические полёты. И 12 апреля 1961 г. произошло событие, которое останется в памяти всех последующих поколений людей. Именно 12 апреля 1961 г. человек совершил первый в истории полет в космос. Этот полет был выполнен Юрием Гагариным.
Есть мнение, что научно-фантастическая идея приобретает в наши дни важность и интерес не в том случае, когда она точно предсказывает техническое достижение ближайшего или относительно отдаленного будущего, а тогда, когда она открывает и объясняет такие жизненные идеи, о которых читатели ранее и не подозревали.
Однажды в США передавали радиопостановку по роману Герберта Уэллса “Война миров” — о нашествии на Землю марсиан. И что же? Радиослушатели восприняли это как репортаж с места события, и в Нью-Йорке началась массовая паника. Фантастика Уэллса умела убеждать.
Фантазия человека безгранична! Американское агентство НАСА запланировало проект, цель которого доставить людей на Марс для постоянного поселения. Возврат экипажа обратно на Землю не предусмотрен. Первая группа людей должна отправиться на Марс в 2023 году. На данный момент идет набор добровольцев, которые будут обучаться необходимым навыкам, будут проходить тесты на длительное нахождение в закрытом пространстве в симуляторах ракеты и колонии. В состав группы астронавтов обязательно будут входить оба пола. Минимальный возраст для подачи заявления на участие — 18 лет, максимальный — 65 лет; подать заявление могут граждане любых стран. Приоритет имеют высокообразованные, умные, здоровые люди с научно-техническим образованием. Заявки на участие начали приниматься в первом квартале 2013 года. Свое желание полететь на красную планету уже изъявило более 100 тысяч человек. Среди них и наш земляк, житель Самары.
Иными словами, если раньше жесткая научная фантастика имела дело в основном с фантастическими изобретениями, то сейчас настало время для фундаментальных фантастических открытий. Однако ни авторы, ни читатели сегодня может быть не готовы к такому развитию событий?
Вывод
1.Время показало, что выдумка, фантазия послужили основой для многих научных открытий
2.Для того, чтобы предвидеть будущее, надо научиться видеть и анализировать прошлое.
3.Чтобы узнать много интересного из мира будущего, надо читать, слушать, смотреть сказки и фантастику.
Читайте фантастику,люди!
Дивитесь ее мастерам,
Взлетая от суетных буден,
К причудливым дерзким мирам.
И мы – будто судьи миру
За книгой по вечерам…
Читайте фантастику, люди!
Дивитесь ее мечтам!
(В.В.Перов)
У каждого из нас свой взгляд на влияние фантазии и реальности на технический прогресс. А каково ваше мнение?...Заключение
Развитие техники сопровождалось изменением представления людей об окружающем мире. Отказ от привычных взглядов, легенд и мифов, открытие новых теорий, изучение физических явлений характерно для физики с момента зарождения этой науки до наших дней.
В свою очередь, развитие техники влияет на развитие науки. Так, например, усовершенствованные машины, точные измерительные приборы и т. д. используются учеными при исследовании физических явлений. После того, как были разработаны современные приборы и ракеты, возможным глубже изучить космическое пространство.
Представьте себе романтическое путешествие к каньонам Марса в поисках удаленного пристанища от земной суеты, или экзотические каникулы, провести которые вы сможете не где-нибудь на островах, а на магнитных полях Юпитера! Это фантастика или же ближайшее будущее. Как знать? Фантастические замыслы мудрецов и пророков сбываются! Может быть на Марсе будут яблони цвести. Задуман безвозвратный полёт на Марс ,а это уже не фантастика. Будем верить в чудеса и творить их собственными руками и разумом!