Доклад Конструирование современного урока
Как конструировать современный урок, направленный на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования
При подготовке к современному уроку учитель проходит 3 стадии:
Моделирование –определение основных параметров урока, типа и вида урока.
Проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса.
Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этом этапе он создает документы – конспект урока и (или) технологическую карту, по которому будет работать, решая поставленные задачи и добиваясь основного результата образования. Процесс конструирования разберем сейчас, к технологической карте мы обратимся в конце.
ФГОС II поколения предлагает достижения в процессе образования трех основных типов результатов. (слайд 2)
Результатов предметных, т.е. усвоения учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках предмета – это знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности.
Метапредметных – освоенные на одном или нескольких предметах такие способы деятельности, которые возможно применить как для образовательного процесса, так и при решении проблем в жизненных ситуациях.
И, наконец, личностных – это когда посредством образовательного процесса формируется система ценностных отношений обучающихся – к себе, к другим участникам данного процесса (другим учащимся, учителям, персоналу, авторам учебника и т.д.), здесь главную роль играет окружение ребенка и наше собственное отношение к тому, что мы делаем, а также наше мировоззрение.
Слайд 3
Эти три группы результатов сформируют образованность учащихся, которая, в свою очередь, не будет у всех одинаковой и это доказывает жизнь (ведь спектр профессий велик – от подсобника на стройке до нейрохирурга) и можно выделить три уровня образованности. Но сначала необходимо разобраться с самим термином «образованность». Это такой интегрированный результат, который выражается в способности личности решать определенный класс проблем на основе приобретенного социального опыта.
Три уровня образованности – это грамотность, функциональная грамотность и компетентность. Каждый уровень образованности подразумевает определенные возможности обученного.
Слайд 4
Вот к этому «чуду» нас должно привести четкое знание структуры всех предлагаемых стандартом типов уроков, правильное целеполагание, технологии взаимодействия учителя с учеником, начиная от цели и заканчивая контролем знаний.
Стандарт второго поколения предлагает следующие типы уроков:
Урок усвоения новых знаний
Урок комплексного применения знаний и умений
Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Урок контроля знаний и умений
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Комбинированный урок
Нетрадиционные уроки (экскурсии, мастер-классы, демонстрация видеофильмов и т.д.)
Структура каждого из них представлена на отдельном слайде и именно она является этапами урока в технологической карте при разработке уроков.
(Предложить рассмотреть каждый слайд со структурой урока слайды 5-11)
Слайд 12 – 13
Таким образом, целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять воспитание и развитие.
Цель урока трансформируется в педагогические задачи:
информационная: Чему будем учиться?
Операционная: Как и каким образом будем учиться?
Мотивационная: Зачем нам это надо?
Задачи уроков должны находиться в сфере интересов ученика, он должен знать о том, что эти знание имеют прикладное значение. На данном этапе включается личностный опыт учащихся.
Таким образом, в общем виде целеполагание можно сформулировать к каждому типу урока и в результате каждого урока мы получим свою результативность.
Типы урока
Тип урока Целевое назначение Результативность обучения
Урок первичного предъявления новых знаний
Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач
Урок применения метапредметных и предметных знаний Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса
Урок обобщения и систематизации предметных знаний
Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач) Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД
Урок повторения предметных знаний Закрепление предметных знаний, формирование УУД Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь
Контрольный урок Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи Результаты контрольной или самостоятельной работы
Коррекционный урок
Индивидуальная работа над допущенными ошибками Самостоятельное нахождение и исправление ошибок
Интегрированный урок Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний
Комбинированный урок Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока Запланированный результат
Нетрадиционные уроки (учебная экскурсия, учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, музее, компьютерном классе, предметном кабинете)
Практическая направленность изучения теоретических положений Применение УУД при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов; умение использовать лабораторное оборудование; умение пользоваться дополнительными информационными источниками
Урок решения практических, проектных задач Практическая направленность изучения теоретических положений Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира
Например, урок первичного предъявления знаний имеет такое целевое назначение, как первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний и призван к следующей результативности как воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.
Если цели донесены до ученика, т.е. он смотивирован, то далее вступят в роль методы или способы взаимосвязи учителя и ученика.
Далее все будет зависеть от условий: материала, аудитории, вашего темперамента, оснащенности кабинета и т.д.
Так мы подошли к способам подачи материала либо её «выуживания» из источника или ситуации. Здесь возможны эвристическая беседа, диалог, полилог – это эффективно с точки зрения развития ребенка и его воспитания. На данном этапе также можно обращаться к накопленному жизненному опыту ученика, это укрепляет контакт.
Существуют три формы познавательной деятельности:
индивидуальная,
групповая,
фронтальная.
Последняя используется наиболее часто из-за недостатка времени, но малоэффективна, так как в процесс будут вовлечены единицы детей, остальные в лучшем случае послушают. Наиболее эффективной считается работа группами от 2-х человек –малая, до 4 – 5 большая. Индивидуальная хороша при контроле знаний, именно поэтому наиболее объективны в отражении знаний КИМы по вариантам.
Закончим технологической картой. Это продукт конструирования урока.
Учитель Сергей Малыхин предлагает свою программу создания технологических карт. Ссылка: http://videoinformatika.com/masterTK.html Внешний вид карт несколько отличается от рекомендованных нам тем, что последняя графа содержит не результаты, а более уточненные результаты УУД.
Предлагается программа платно. Но позволяет автоматизировать труд учителя. На данной странице можно скачать демоверсию.