Презентация на тему: Структура составления рабочей программы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности


Рабочая программа Коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленностиПодготовила Учитель-логопедМБДОУ детский сад №2Ковалева Ю.А. Пояснительная записка(структура)В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста . Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы ДОУ, потребностей и возможностей воспитанников группы компенсирующей направленности для детей Актуальность составления программыНа сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Определить кому адресована программа!!!Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи ,зачисленных в группу компенсирующей направленности через ПМПК на 2 года обучения. Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.Основной базой рабочей программы являются:образовательная программа детского сада;Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы -М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.;Программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.Методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет,6-7 лет».Методический комплект « Нормативные документы Цель программы Основные задачи коррекционного обучения для детей с ОНР III ур.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).Уточнение, расширение и обогащение лексического словаря дошкольников с ОНР.Формирование грамматического строя речи.Развитие связной речи.Развитие ВПФРазвитие общей и мелкой моторики.Развитие графомоторных навыков.Развитие коммуникативности, успешности в общении. Задачи коррекционно-развивающей работы для детей с НР (ЗПРР)развитие и совершенствование общей моторики;развитие и совершенствование ручной моторики;развитие и совершенствование артикуляционной мото­рики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации);развитие слухового восприятия, внимания;развитие зрительного восприятия, памяти;развитие ритма;формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматиза­ция звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложени­ях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нару­шений звукослоговой структуры;совершенствование лексических грамматических средств языка;развитие навыков связной речи;обогащение коммуникативного опыта. Раздел 11.1. Особенности психоречевого развития детейС ОНР.1.2.Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи.1.3. Характеристика речевых расстройств у детей старшего возраста группы компенсирующей направленностиВ данном разделе обязательно дать характеристику всех детей зачисленных в группу:-сколько, с какими речевыми заключениями-описать все уровни ОНР-если есть дети с ЗПРР, описать и эту категорию!!!Показаниями для обучения по данной программе являются нарушения речи, соответствующие уровням ОНР, а также другим тяжелым состояние речевого развития Здоровьесберегающие технологии используемые в программеОрганизация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условийОбеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;Учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития ребенка;Дыхательная гимнастика;Пальчиковая гимнастика;Гимнастика для глаз;Психогимнастика;Артикуляционная гимнастика;Физминутки. Технические средства и наглядный материал обученияЛогопедический кабинет является важнейшей составляющей коррекционно-развивающей среды, задачами которого являются:Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаПредупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речиРазвитие ВПФПредметно-развивающая среда включает:Зону для индивидуальной работы с ребенкомЗону проведения подгрупповых занятийЗону, в которой подобран и систематезирован дидактический и наглядный материалы по различным направлениям речевого развития-зону развития мелкой моторики и психических процессовРабочее место учителя-логопеда Раздел 2:Организация образовательной деятельности2.1 Формы и средства организации образовательной деятельности* Совместной образовательной деятельности взрослого и детей* Самостоятельной деятельности детей ЕДИНОЕ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РЕБЕНКАС РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИСхема №1 КОРРЕКЦИОННМОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА Учитель – логопед максимальная коррекция речевых нарушенийопределение структуры и степени тяжести и структуры нарушенияпостановка и автоматизация звуковпрофилактика нарушений фонематических процессовоказание консультативной помощи родителямметодическая помощь работникам ДОУ   Воспитатель контроль за речью детейна занятиях и во время режимных моментов развитие мелкой моторики индивидуальные занятия с детьми во второй половине дня Ребенок с нарушениями речи Музыкальный руководитель работа над темпо-ритмической стороной речи автоматизация звуков в распевкахРуководитель физкультуры упражнения на мышечную релаксацию развитие общей моторики и координации движений  2.2. Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образованияПрограмма воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:фронтальных (подгрупповых) занятий;индивидуальных занятий;В программе выделены следующие разделы.Старшая группа (дети от 5 до 6 лет).Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.Формирование звуковой стороны речи.Индивидуальная работа по коррекции произношенияПодготовительная группа (дети от 6 до 7 лет).Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.Совершенствование навыков звукового анализа и обучение элементам грамоте.Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношенияПри отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР.Обязательно описать формы,методы, направления работы по каждому виду занятий. Нормативный срок освоения программы - два года. Количество занятий распределено по периодам и рекомендациям парциальных программ развития и обучения воспитанников с общим недоразвитием речи.Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР.Распределение занятий по развитию речи и началу обучения грамоте, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами 2.4.1.30.49-13 №26 от 15.05.2013 г. В приложение вывести сетку образовательной деятельности на неделю!!! 2.4. Преемственность в планировании организованной образовательной деятельности логопеда и воспитателяСовместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателяСовместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателяУчитель-логопедВоспитатель1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма1.Создание обстановки эмоциональногоблагополучия детей в группе. 2.Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.2.Обследование общего развития детей,состояния их знаний и навыков по программепредшествующей возрастной группы. 3.Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка.3.Заполнение протокола обследования, изучениерезультатов его с целью перспективногопланирования коррекционной работы. 4.Обсуждение результатов обследования 5.Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи.5.Воспитание общего и речевого поведениядетей, включая работу по развитиюслухового внимания.  6.Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.6. Расширение кругозора детей. 7.Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий  7.Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим темам. 8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание).  9.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения.9.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей. 10.Развитие фонематического восприятия детей.10.Подготовка детей к предстоящему логопед- занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.11.Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений. 11.Закрепление речевых навыков, усвоенныхдетьми на логопедических занятиях. 12.Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова.  12.Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.   13.Совершенствование навыков словоизменения и словообразования.  14. Формирование предложений разных типов в речи 13.Закрепление навыков словообразования в различных играх и упражнениях.  14. Контроль за речью детей по рекомендации 15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно- печатных игр, сюжетно-ролевых, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя.16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направленииПриоритеты учителя-логопеда:Приоритеты воспитателей:- звукопроизношение; - фонематические процессы; - языковой анализ;- моторный праксис;- психологическая база речи;- обогащение и активизация словаря; Раздел III: Содержание коррекционно-педагогической работы3.1.Структура организованной образовательной деятельностиДля детей с 5-ти до 6-ти лет (1 год обучения)Количество фронтальных занятий:1-ый период – 3 занятия в неделю2-ой период – 3 занятия в неделю3-ий период – 3 занятия в неделюДля детей с 6-ти до 7-ми лет (2 год обучения)Количество фронтальных занятий:1-ый период – 4 занятия в неделю2-ой период – 4 занятия в неделю3-ий период – 4 занятия в неделю Длительность одного подгруппового( фронтального занятия) в старшей группе- 25 минут. На первом году обучения проводятся занятия двух видов:по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;по развитию звуковой стороны речи.Количество занятий составляет:2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; коррекция звукопроизношения осуществляется только на индивидуальных занятиях.Итого в год: 62 занятия1 занятие – развитие звуковой стороны речиИтого в год: 33занятия Длительность одного подгруппового( фронтального занятия) в подготовительной группе составляет-30 минут. На втором году обучения проводятся занятия двух видов:по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;по подготовке к обучению грамоте.Количество занятий составляет:2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи;Итого в год: 62 занятия2 занятия по подготовке к обучению грамоте.Итого в год: 62 занятияКоррекция звукопроизношения осуществляется на индивидуальных занятиях. Фронтальные занятия проводятся на основе плана коррекционной работы по периодам на 2015-2016 учебный год (см.приложение №2)Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР.Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи начинается 01 сентября и заканчивается 30 мая. Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики, индивидуальных занятий с детьми, наблюдений за детьми в режимные моменты, составления и обсуждения плана работы. Фронтальные занятия начинаются со 15 сентября и продолжаются по 25 мая (1-2 неделя сентября и 4 неделя мая занятия носят диагностический характер). В середине года (январь) в рабочей программе запланированы для воспитанников каникулы (СанПиН 2.4.1. 30.49-13 №26 от 15.05.2013 г.). Последующие 2 недели отводятся для обследования и выявления речевой патологии у воспитанников детского сада, с целью набора детей на следующий год в группу компенсирующей направленности через комиссию ПМПК. И дальнейших рекомендаций родителей для оказания ранней помощи детям младшего возраста. Индивидуальные занятия с ребенком подготовительной группы проводятся 3 -4 раза в неделю в режиме 15-20 минут, в старшей группе -15 минут -3 раза в неделю. На основании речевой карты, на каждого ребенка планируется индивидуальный образовательный маршрут с перспективным планом работы на учебный год. Также составляется индивидуальный план коррекционной работы на неделю. (см. приложение №3,№4)Планирование организованной образовательной деятельности и индивидуальной коррекционной работы с детьми на основе календарно-тематического планирования (см. приложение №5,6,7,8) 3.2.Содержание работы с родителямиЦель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным. 3.3. Планирование промежуточных результатов речевого развития детей По итогам изучения рабочей программы предполагаемым результатом будут служить следующие сформированные речевые навыки:-описать планируемые результаты освоения программы3.4. Мониторинг речевых достижений-Указать периодичность проведения-указать по каким направлениям проводится диагностика-критерии оценки Для успешности воспитания и обучения детей с нарушением речи необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:• своевременно выявить детей с нарушением речи;• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности детей;• определить оптимальный педагогический маршрут;• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с нарушением речи в дошкольном учреждении;• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;• определить условия воспитания и обучения ребенка;• консультировать родителей ребенка Спасибо за внимание!